Игорь Тонконогий
Работает в различных техниках печатной станковой графики (офорт, мягкий лак, сухая игла, акватинта, литография, линогравюра, ксилография, монотипия) и в материалах и техниках рисунка (графитный карандаш, пастель, масляная пастель, смешанная техника). Иллюстратор книги.
Член Союза художников России с 1991 года.
Член творческой группы “Март” с 1991 года.
Родился в 1958 году в городе Стерлитамаке Республики Башкортостан. Специальное образование получил на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института (1975-1980). Живет и работает в Уфе Республики Башкортостан.
С 1979 года участвует в республиканских, зональных, всероссийских, специальных, групповых и международных выставках. С 1996 года – постоянный экспонент известных и престижных в России ежегодных выставок “Арт Манеж”, “Арт Москва”, “Московский Арт-Салон”, “Московский международный художественный Салон”.
В 1993 и 1994 годах работал по приглашению в Англии, где состоялись три его персональные выставки.
В 1998г. в Нью -Йорке прошла персональная выставка.
Произведения Игоря Тонконогого хранятся в собраниях художественных музеев и картинных галерей страны, в галереях Парижа и Нью-Йорка, в отечественных частных собраниях и за рубежом: в Англии, Франции, Израиле, Канаде, Польше
Игорь Валерьевич Тонконогий. Родился в 1958 году в городе Стерлитамаке. Специальное образование получил на художественно - графическом факультете Башкирского государственного педагогического института (1975 — 1980). Живет и работает в Уфе.
Художник - график. Работает в различных техниках печатной станковой графики (офорт, мягкий лак, сухая игла, акватинта, литография, линогравюра, ксилография, монотипия) и в материалах и техниках рисунка (графитный карандаш, пастель, масляная пастель, смешанная техника), иллюстратор книги. Член Союза художников России с 1991 года. С 1979 года участвует в республиканских, зональных, всероссийских, специальных, групповых и международных выставках. С 1996 года - постоянный экспонент известных и престижных в России ежегодных выставок "ART MANEGE", "ART MOSCOW", "Московский Арт-Салон", "Московский международный художественный Салон".
В 1993 и 1994 годах работал по приглашению в Англии, где состоялись три его персональные выставки.
В 1998 году посетил США с персональной выставкой, которая состоялась в Музее современного русского искусства, также участвовал в выставке «Неизвестная Россия».
Произведения Игоря Тонконогого хранятся в собраниях художественных музеев и картинных галерей страны, в галереях Парижа и Нью-Йорка, в отечественных частных собраниях и за рубежом: в Англии, Франции, Израиле, Канаде, Польше.
Художник всегда балансирует на грани двух миров — мира объективных реалий и пространства субъективного авторского «я», вступающего в диалог с действительностью или, напротив, скрывающегося от нее в лабиринтах собственного воображения.
Преобладание того или иного типа художественного сознания: миметического, то есть отражающего объективное окружение, или же романтического, развернутого внутрь авторских грез, — определяется в каждую эпоху сложной комбинацией целого ряда факторов, важнейшим из которых является характер и нрав самого исторического времени.
«Действительно, почти во всех офортах Тонконогого поражает, прежде всего, именно композиционное попадание, достигаемое вовсе не интуитивным путем, а знанием закономерностей и механизмов языка графики. Каждый его лист — это многослойный живой организм, насыщенный героями, движением, сложной фабульной драматургией. Для того чтобы удержать весь этот «арсенал» на листе, требуется ясная структурная основа, защищающая от переизбыточности выразительных эффектов и хаотичности образного ряда, опасных ускользанием главного. Иными словами, необходимы жесткий отбор и чувство меры, присущие далеко не каждому автору. Ведь так трудно фильтровать собственный замысел, отсекать лишнее, отшелушивать красивости, очищая от излишеств истинный авторский импульс. В этом смысле выстроенные в ряд произведения Тонконогого могут служить своеобразной школой преодоления материала в мучительных поисках единственного смысла»
Ольга Холмогорова
Игорь Тонконогий. Побег. Офорт. 1990.
Очевидно, что нрав нашей безумной эпохи далек от неоромантических фантазий и вряд ли способствует взлету артистического воображения. Слишком неизбежны и назойливы реалии, слишком навязчив и неотступен исторический фон, чтобы отрешиться от него и предаться свободному внутреннему монологу. Когда же это вдруг удается, то невольно ищешь какой-то изъян — вычурность, неискренность, манерность или просто механическое удовлетворение заказа. Воображение нынче вышло из моды, хотя и по справедливости ценилось в наиболее утонченные времена как «королева способностей» (Бодлер).
Чем неизбежнее натиск рацио, тем обостреннее улавливаешь каждый всплеск поэтического, каждый изгиб авторской тайнописи, за которой, как писал Вячеслав Иванов, встает «жизнь иная, свет иной». Именно в этих координатах символического, откровенно субъективного образотворчества целесообразно рассматривать работы художника-графика Игоря Тонконогого.
За плечами у него — вполне обычная биография в меру преуспевающего художника. Сначала — художественная школа, затем — художественно-графический факультет Башкирского педагогического института. Позже, практически без всякой паузы, — быстро нараставший опыт книжного иллюстратора. Дальше — тоже вполне проторенный путь — Союз художников и, как принято писать в казенных анкетах «участие в многочисленных российских и зарубежных выставках». Биографический портрет довершает весьма ровный нрав нашего героя, далекий от экстравагантности, артистической чудаковатости и прочих желаемых для романтического облика Художника атрибутов. Ничто не выдает в этом сдержанном, почти медлительном человеке тех страстей, что разыгрываются в его графических листах. Но в этом парадоксе и состоит своего рода компенсаторная закономерность любого творчества, материализующая в произведении потаенные страсти, томления и мечты, ускользающие при внешнем дистанционированном общении.