Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий.
Проверка системы учета товаров и отчетности
Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Таможенная проверка
Проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
Под проверяемыми лицами понимаются:
· декларант;
· таможенный представитель;
· перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
· лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
· лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
· владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
· уполномоченный экономический оператор;
· иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
· лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
|
Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.
Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательствомгосударств-членов таможенного союза.
*При ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.
Товары, указанные в *настоящей статьи, считаются находящимися под таможенным контролем до:
1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения;
4) обращения в собственность;
5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;
6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;
|
7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.
Товары, указанные в * не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств.
Товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.
Товары, указанные выше, фактически не вывезенные с таможенной территории таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации.
В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов.
47. Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля.
Таможенный осмотр помещений и территорий (ст. 119 ТК ТС; ст.175 ФЗ 311) представляет собой форму таможенного контроля, проводимую в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур.
|
Таможенный осмотр помещений и территорий может также осуществляться таможенными органами в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза.
Таможенный осмотр помещений и территорий, не указанных выше, может проводиться таможенными органами в местах перемещения товаров через таможенную границу, пограничной зоне, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, и у иных лиц, владеющих и (или) пользующихся товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка для проверки такой информации.
Проведение осмотра жилых помещений не допускается.
Осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, и служебного удостоверения. Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки.
Форма предписания на проведение осмотра помещений и территорий установлена Приказом ФТС РФ от 30.12.2010 N 2713 (ред. от 03.10.2011) "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок" "Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и Инструкции по их заполнению". При этом, если федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, должностные лица таможенных органов вправе иметь доступ на указанные объекты в порядке, определяемом этими федеральными законами.
В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 (двадцати четырех) часов.
Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 (одного) рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенный осмотр помещений и территорий не может проводиться в ночное время.
Таможенный осмотр может продолжаться не более трех рабочих дней в случаях:
1) отказа в доступе в помещение и на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и (или) отказа в добровольном предъявлении товаров к таможенному осмотру;
2) если для проведения идентификации товаров требуется осуществление действий в помещении или на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и эти действия не могут быть завершены в течение одного рабочего дня;
3) если размер площади помещения и территории, которые подлежат осмотру, превышает 1 000 квадратных метров.
По результатам таможенного осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались.
26. Критерии происхождения товара.
Согласно ст. 25 Закона РФ "О таможенном тарифе" полномочиями по установлению порядка определения страны происхождения товаров наделяется Правительство РФ. Там же сформулировано требование, по которому принципы определения страны происхождения товаров должны основываться на существующей международной практике.
Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото): в приложениях о правилах происхождения товаров, о документальном подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров.
В Киотской конвенции установлены три критерия для определения страны происхождения:
1) критерий переработки предполагает такую переработку импортного товара на территории данной страны, которая изменяет его положение в товарной классификации, т.е. переводит его из одной товарной позиции таможенного тарифа в другую.
2) критерий процентного содержания устанавливает предельную долю иностранных материалов и компонентов (добавленной стоимости) в конечной стоимости готового товара;
3) установление перечня товаров, в отношении которых страной происхождения будет считаться то государство, в котором товар полностью произведен. К таким товарам отнесены полезные ископаемые, живые животные, продукты животного происхождения, рыба и продукты рыбного промысла, вторичное сырье, полученное в данной стране, а также все товары, произведенные в данной стране из вышеперечисленной продукции.
В соответствии с общепринятым в международной практике определением страны происхождения товаров под ней понимается та страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.
Критерий достаточной переработки используется, когда в производстве товара участвуют две и более страны, и означает, что товар считается происходящим из той страны, в которой он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.
Критерием достаточной переработки товара в данной стране являются:
правило смены товарной позиции - изменение классификационного кода по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, при котором процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара;
составление перечня производственных или технологических процессов, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.
При установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции, в целях предоставления таких льгот Правительство РФ вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.
Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства.
сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны. В таможенной практике используются сертификаты о происхождении по форме "СТ-1" и по форме "А".
Таможенный орган Российской Федерации может отказать в выпуске товара через таможенную границу Российской Федерации лишь при наличии достаточных оснований полагать, что он происходит из страны, товары которой не подлежат выпуску в соответствии с международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, и (или) законодательством таможенного союза.
Товары, происхождение которых достоверно не установлено, выпускаются с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа.
56. Организационные структуры управления в таможенном деле: типовая структура таможенного поста.
Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого.
Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты.
При этом чаще всего могут рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений: 1) ФТС России — РТУ; 2) РТУ — таможня; 3) начальник таможни — отделы таможни; 4) отдел таможни — отдел таможни; 5) таможня — таможенный пост; 6) таможенный пост — таможенный пост; 7) таможня — таможня; 8) ФТС России — таможня.
Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:
- Вертикальные управленческие отношения (ФТС — РТУ; РТУ — таможня; начальник таможни — отделы таможни; таможня — таможенный пост; ФТС — таможня);
- Горизонтальные управленческие отношения (РТУ — РТУ; отдел таможни — отдел таможни; таможенный пост — таможенный пост; таможня — таможня);
- Диагональные управленческие отношения (пост — взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня — взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ФТС — взаимодействующее Управление ФТСРоссии).
Вертикальные отношения предполагают прежде всего взаимоотношения между руководителями и его подчиненными, когда часто вырисовывается так называемая линейная субординация: все нижестоящие по уровням управления звенья находятся в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления.
Горизонтальные отношения могут быть двух категорий- Во-первых, коллегиальные — отношения между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника. Во-вторых, параллельные — отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни — отдел таможни, таможенный пост — таможенный пост, таможня — таможня).
Диагональные отношения — это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней.
ПРИКАЗ ФТС РФ от 16.05.2006 N 443 (ред. от 11.09.2008) "О ТИПОВЫХ СТРУКТУРАХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1.ФТС в системе федеральных органов исполнительной власти
Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.
Руководитель Федеральной таможенной службы — Бельянинов, Андрей Юрьевич.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 459 на ФТС возложены следующие основные функции:
· ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.)
· выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела
· определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля
· классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств
· правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела
· некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности
Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.
Территориальная структура ФТС России:
· Региональные таможенные управления (соответствуют федеральным округам Российской Федерации: центральное, северо-западное, южное, приволжское, уральское, сибирское, дальневосточное, северо-кавказское)
· Региональные таможни (часто, но не всегда соответствуют субъектам Российской Федерации)
· Таможенные посты
· Таможни центрального подчинения (например, таможни московских аэропортов, Центральная акцизная таможня и др.)
18. Таможенный контроль при прибытии судна
При поступлении в таможенный орган уведомления судовладельца, либо лица, действующего по его поручению на прибытие судна в морской (речной) порт уполномоченное должностное лицо вносит сведения, указанные в уведомлении о прибытии, в журнал уведомлений о прибытии.
На основании полученной информации, а также представленных перевозчиком документов и сведений, начальник таможенного органа, либо уполномоченное им должностное лицо, в устной или письменной форме определяет объекты и формы проведения таможенного контроля, порядок проведения таможенного контроля, а также места совершения таможенных операций в отношении прибывающего судна и перевозимых им товаров.
Решение о проведении таможенного контроля без направления уполномоченных должностных лиц на борт судна (далее - документальный контроль) принимается начальником таможенного органа (лицом, им уполномоченным) при соблюдении следующих условий:
в таможенный орган представлена предварительная информация
необходимые документы поданы перевозчиком;
отсутствует необходимость применения мер по минимизации рисков, установленных в рамках системы управления рисками;
на борту судна отсутствуют табачные изделия и алкогольные напитки, оружие, патроны к нему, боеприпасы, их части и принадлежности, взрывчатые вещества и взрывные устройства, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
отсутствует необходимость наложения средств идентификации на товары, следующие для выгрузки в другой порт;
имеется информация об отсутствии на борту судна товаров, перемещаемых членами экипажа и подлежащих обязательному письменному декларированию в установленном порядке, либо заявлена информация о постоянном пребывании всех членов экипажа на борту судна во время стоянки судна в порту, либо имеются места, специально установленные для целей таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых пассажирами и членами экипажа судов.
Начальник таможенного органа либо уполномоченное должностное лицо, после принятия решения о месте совершения таможенных операций в отношении судна и перемещаемых на нем товаров и транспортных средств, незамедлительно уведомляет об этом администрацию порта.
При принятии решения о совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля на борту судна либо осуществления документального контроля начальник таможенного органа либо уполномоченное должностное лицо:
принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств в случае, если необходимость проведения таможенного досмотра установлена профилями рисков, либо применяет меры минимизации рисков.
Начальник таможенного органа или уполномоченное должностное лицо разрешает разгрузку товаров и/или выгрузку транспортных средств международной перевозки с находящимися на них товарами, в место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории порта, а также допуск на судно работников порта, в том числе до окончания совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля судна, если перевозчиком представлены все необходимые для проверки судна и товаров документы и сведения, а также отсутствуют признаки нарушения таможенного законодательства.
Разрешение на разгрузку оформляется путем проставления в декларации о грузе (судовом манифесте) отметки “Разгрузка разрешена” с указанием “За исключением товаров, перемещаемых по транспортным (перевозочным) документам №№ ____”.
В случае невозможности вывоза товаров и транспортных средств, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен, или неосуществления их немедленного вывоза эти товары и транспортные средства подлежат задержанию.
При совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении прибывшего судна, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых судном, должностные лица, уполномоченные на совершение указанных таможенных операций:
· знакомятся с документами и сведениями, относящимися к прибывшему судну, имеющимися в таможенном органе;
· принимают от перевозчика документы, содержащие сведения.
· проверяют достоверность заявленных таможенному органу сведений, содержащихся в представленных документах;
· проверяют соблюдение условий временного ввоза такого судна на таможенную территорию Таможенного союза либо завершения временного вывоза с таможенной территории Таможенного союза;
· осуществляют таможенный контроль товаров, перемещаемых пассажирами и членами экипажа судна в установленных местах;
· принимают меры, установленные таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации при выявлении признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза или законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
При совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля на борту прибывшего судна уполномоченные на производство указанных действий уполномоченные должностные лица таможенного органа:
после получения от перевозчика документов, делают заявление администрации судна о готовности к совершению таможенных операций;
проверяют записи в журналах материального учета судна и документы на ввозимые на судне судовое снаряжение, судовые запасные части и судовые припасы для сверки с документами и сведениями, представленными;
производят таможенный осмотр судна и товаров, перемещаемых на судне;
производят таможенный досмотр судна и товаров, перемещаемых на судне;
накладывают средства таможенной идентификации на помещения, где находятся следующие товары:
а) табачные изделия и алкогольные напитки (за исключением помещений, в которых находятся табачные изделия и алкогольные напитки, которые будут потребляться на судне во время его стоянки в порту);
б) оружие и боеприпасы;
в) лекарственные средства (за исключением находящихся в специально выделенном и оборудованном помещении либо месте под обеспечением капитана судна);
г) товары, не предназначенные для выгрузки в данном порту;
проводят таможенный контроль товаров, перемещаемых пассажирами и членами экипажа.
Уполномоченное должностное лицо направляет в структурное подразделение таможенного органа, совершающего в соответствии с компетенцией дальнейшие таможенные операции в отношении товаров, прибывших на судне, экземпляры либо заверенные им копии декларации о грузе, транспортных (перевозочных) документов.