21 октября 2021 года
Видео
YouTube: https://youtu.be/bu_5G_asdwM
ВК: https://vk.com/wall-156269624_2444
Аудио
Яндекс-диск: https://disk.yandex.ru/d/9X7X867woETDBg
Третья в этом учебном году беседа священника Константина Корепанова на тему "Апостольское свидетельство" в Успенском соборе Екатеринбурга. Начинаем чтение Соборного послания Апостола Иакова. Терпение – это важнейшее условие начала подлинной духовной жизни. Для чего нужно терпение? Что препятствует нам принимать подаваемые обстояния и даже скорби если без радости, то хотя бы – без ропота? Что мы стремимся увидеть в попускаемых искушениях? Повод для смирения или оправдание теплохладности? На эти, и другие вопросы батюшка отвечает в предлагаемой беседе.
0:00 – Вступление; отец Константин напоминает о рассмотрении 1-го Соборного послания Иоанна Богослова и сути Апостольской проповеди и христианской жизни.
1:38 – Христианство, это жизнь по воле Божией.
3:08 – Любимый ученик Христа напоминает, что сначала Бог даёт Благодать, и пока человек живёт с ней, нет ему суда, погибели и ада.
3:42 – Переходим к изложению корпуса Апостольских посланий в той последовательности, как они расположены в Синодальном переводе Библии. Начинаем с Соборного послания Апостола Иакова.
4:22 – Главная тема у Апостола Иакова – благочестие совершается в терпении, которое есть плод веры. Примеры терпения в нашей жизни.
7:43 – Как только обрушивается скорбь – что мы говорим?
10:53 – Умом мы понимаем, что нужно терпеть, а на деле?
16:10 – Начинаем рассматривать 1-ю главу послания Апостола Иакова.
16:59 – В первой строчке призыв радоваться искушениям. Как это?! Радость в том, что искушения подают повод к терпению. Хорошо ли, если терпеть нечего?
|
19:35 – НЕ можешь радоваться искушениям – хотя бы НЕ нужно роптать. «Выговориться» - вариант ропота.
27:49 – Примеры из жизни, про недовольство успехами детей и НЕ только.
33:30 – Что мы можем терпеть? Маски, Богослужебный язык. ВСЁ в Церкви подаётся через Благодать, приходящую через терпение.
35:34 – Про слова: В искушении никто НЕ говори – «Бог меня искушает…». «Удобные» искушения «на каждом шагу». Искушения НЕ мешают, а ПОМОГАЮТ быть христианином.
40:21 – Про слова «Искушается человек собственной похотью». Искушение – проявитель наполнения моего сердца. О правильном отношении к искушениям.
47:39 – О примере А.С. Хомякова.
50:21 – Искушение возникает потому, что мы в душе имеем страсть. Искушение обличает страсть, а НЕ является поводом для её оправдания.
53:13 – О словах «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» и далее – до конца 1-й главы. Слово Божие усваивается исполнением. Пример аввы Антония Великого. Какой смысл читать Евангелие, Святоотеческие творения, если ничего НЕ делать? Нужно исполнять написанное в жизни.
1:04:54 – Между чтением и деланием – ОЧЕНЬ большая разница. Терпение – это ключ для переведения нас из области мечтаний в область жизни. И конечно же – ПОМНИТЬ про испрошение помощи Божьей, без которой ничего НЕ получится.
1:13:39 – Об окончании 1-й главы. Важно НЕ позволять страстям захватить моё сердце. Милосердие и снова оно – ТЕРПЕНИЕ. Окончание.
Видеосъемка от 21 октября 2021.
Автор: Константин Корепанов.
Видеосъемка: Павел Глинских
Монтаж: Екатерина Троенко
|
Беседа 14. Соборное послание апостола Иакова. Часть 2
28 октября 2021 года
Видео
YouTube: https://youtu.be/FClpTFG4rK0
ВК: https://vk.com/wall-156269624_2502
Аудио
Яндекс-диск: https://disk.yandex.ru/d/cGAg19OmvS-UCg
Очередная беседа священника Константина Корепанова на тему "Апостольское свидетельство" в Успенском соборе Екатеринбурга. Продолжаем чтение Соборного послания Апостола Иакова.
В сегодняшней беседе отец Константин затрагивает важные аспекты послания Апостола Иакова. Что есть подлинно дела нашей веры? Чем отличаются от них наши «добрые дела»? Если мы НЕ верны словам Бога – с чего мы думаем, будто вообще имеем веру? Понуждение искать правильный способ исполнения заповедей взращивает навык рассудительного делания. Почему соблазн Церковного учительства порицается Апостолом? Что есть мудрость, и отчего она бывает бесовской; каковы критерии различения? Словесная составляющая природы человека; почему язык является «порталом» в геенну, «бикфордовым духовным шнуром» жизни человека? Этим, и другим вопросам и посвящено предлагаемое продолжение по Апостольскому свидетельству.
0:00 – Вступление; отец Константин напоминает тему беседы и переходит к 2-й главе послания Апостола Иакова;
0:43 – Батюшка обращает внимание на слова «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»; в пример сотворяющего дела Апостол приводит Авраама. НЕ вера есть душа дел, а дела – душа веры. Дела – это то, что оживляет веру, это как дыхание веры.
4:31 – НО(!) – как это ни парадоксально, - речь НЕ о том, чтобы делать добрые дела [ими спастись НЕЛЬЗЯ] Спасается человек милостью Божией по вере, но как узнать о вере человека, как НЕ из дел его? Пример дневного пропитания брата и сестры.
|
8:01 - Если приходит просить сын? [а НЕ нуждающиеся в пропитании чужие люди] Зависимость моих добрых дел от степени родства|свойства|близости просящего и прочих причин, НЕ имеющих к вере отношения. Христос сказал: «просящему у тебя дай» (Мф 5:42), а посему игнорировать просящего нельзя, но КАК нужно поступить, чтобы подаваемое НЕ приносило вреда? Понуждение себя задумываться о том, как поступить опытно порождает д е л о, мною совершаемое и понимание верности способа его совершения.
13:50 – Иной вариант решения. Всегда ли вопрос в «дать деньги», или важнее потратить на человека своё время? [чтобы принести одежду, еду, или отвести его туда, где насущное есть] В КАЖДОМ человеке – Христос, делаю ДЛЯ Христа, Самому Христу. Отмахнусь ли я, пройду ли мимо, ЕСЛИ просит Христос?
21:06 – Вера предполагает ВЕРНОСТЬ Богу в тех словах, которые Он говорит. Если Его слова НЕ определяют мою жизнь – с чего я себя считаю верущим? НЕ за милостыню - Царство Божие. Пример двух лепт. Наши копеечки – а ЕСЛИ бы там Христос стоял? Так Он там и стоит. Только вид у Него другой.
27:06 – Человек спасается верой, но раз мы ничего НЕ делаем, - значит, и веры НЕ имеем. И дело НЕ только в милостыне – так во всём. Отношение в семье. Пример преподобного Паисия Святогорца про постные дни. Вера свидетельствуется делами.
37:12 – В третьей главе Апостол предостерегает от дерзновения Церковного учительства без способности к тому. «Зуд помогательного наставлятельства». Ты сам-то зачем сейчас в Храме? Если никто тебя НЕ ставил учителем – сам НЕ дерзай «причинять добро» непрошенными советами.
50:28 – Пример с рукоположением. Момент появления в Богослужебном облачении набедренника. ДАЖЕ Христос начинал проповедь по исполнению 30-ти лет. Если ты скажешь неправильно, а человек доверится? Благословение на проповедь – НЕ формальность. Жажда самочинного поучения зачастую порождает разномыслия и нестроения.
57:37 – Продолжая мысль о научении, Апостол говорит о мудрости свыше, а также земной, душевной, бесовской. Наличие зависти и сварливости обнажает БЕЗ-мудрие. Мудрость кротка и смирна. Почему человек уверен в собственной правоте? Знающий ПОДЛИННО - сознаёт дистанцию между собственной ограниченностью, немощью и данным Богом откровением. Уверенность зачастую признак поверхностного понимания.
1:05:11 – Смысловая параллель с посланием Апостола Иуды – Архангел Божий и спорящий с ним о теле Моисея сатана [природе существа, знающего Бога, чужда сварливость] Кипящее желание оспорить и доказать НЕ имеет к мудрости подлинной никакого отношения. Мудрость бесовская. Доверие знаниям и знающим. «НЕ всё, что сверху – от Бога». Манера дискуссии (спорит ли, человек, распаляется ли, проявляет сарказм, унижает) указывает на внутреннюю суть.
1:13:38 – Знание и мудрость – далеко НЕ всегда одно и то же. Мудрость [истинная] это состояние человека, причастного к Богу. Обличение – это НЕ свара!
1:15:12 – Завершая беседу, батюшка обращает сугубое внимание на важный критерий – человек владеет языком, или наоборот? Сила слова, когда промолчать, а когда сказать, и ЧТО ИМЕННО сказать. ПОМНИ, ЧЕЛОВЕК(!) - язык воспламеняется ОТ ГЕЕННЫ, и через то воспламеняет [тем же огнём] жизнь человека. ОТ СЛОВ СВОИХ! Нужно внимать собственным словам, чтобы они НЕ были ни то, что гнилыми – но и праздными.
Видеосъемка от 28 октября 2021.
Автор: Константин Корепанов.
Видеосъемка: Павел Глинских