Анализ внутренней среды предприятия




Курсовая работа на тему «Разработка и анализ элементов системы менеджмента организации»

 

 

Выполнил студент 4 курса 1 группы: _________________ Шеломенцев В. В.

Проверил, к.э.н., доцент: _________________ Беспалова В. В.

Проверил, к.э.н., доцент: _________________ Полянская О. А.

Проверил, к.э.н., доцент: _________________ Иготти И. Н.

 

Дата защиты:

Оценка:

 

Санкт – Петербург

Оглавление

Введение. 3

Анализ внутренней среды предприятия. 3

Анализ внешней среды.. 7

Дерево целей. 9

Заключение. 11

Список использованной литературы.. 11

 

Вариант 3.2.

Введение

Предметом исследования данной курсовой работы является фанерный цех фанерно-мебельного комбината, расположенного в Центральном регионе. Объектом исследования являются технико-экономические показатели деятельность данного предприятия. Цель исследования - выявление проблем, существующих на предприятии посредством анализа производственной ситуации (внутренней и внешней среды). А основная задача – найти решение ранее выявленным проблемам, посредством построения дерева целей. Курсовая работа выполняется по вариантам для производственной ситуации предприятия лесного сектора на основе условных данных. [2]

Анализ внутренней среды предприятия

Анализ внутренний среды позволяет оценить потенциал организации, он должен показать, насколько устойчиво работает предприятие. Основными компонентами внутренней среды организации являются: цели организации, персонал (трудовые ресурсы), структура организации, технология, материально-технические ресурсы, организационная культура. Внутренние факторы среды непосредственно влияют на результат деятельности организации. [4]

Задание:

Фанерный цех фанерно-мебельного комбината, расположенного в Центральном регионе, выпускает фанеру разного назначения и различных марок, в том числе марок “ФСФ” и “ФК”, которые используются для производства мебели на данном предприятии и продаются на сторону. Для производства фанеры используется лиственный фанерный кряж, который поступает на основе долгосрочных договоров по железной дороге. Продукция предприятия пользуется повышенным спросом в связи с тем, что в регионе работает большое количество предприятий и строительных организаций ее использующих. Предприятие является публичным акционерным обществом, акционеры которого – как юридические, так и физические лица. Высшим органом управления является собрание акционеров. В прошлом году в фанерном цехе была проведена реконструкция и установлено новое современное оборудование, обеспечивающее высокое качество продукции и экологическую безопасность производства.

 

Технико-экономические показатели деятельности предприятия

Вид продукции Выпуск продукции, тыс. кв. м. Объём реализации, тыс. кв. м. Обеспеченность кадрами, % Производственные мощности, тыс. кв. м. Прибыль, млн. руб.
               
Фанера ФСФ                  
Фанера ФК                

 

1. Какова динамика производства и реализации продукции? Производство фанеры ФСФ снизилось на 28,6%, а объём реализации сократился в 2 раза. Производство и реализация фанеры ФК сократились в 2 раза.
2. Какова динамика прибыли? Прибыль от реализации фанеры ФСФ снизилась на треть, а прибыль от реализации фанеры ФК снизилась на 20%.
3. Полностью ли используются производственные мощности? Производственные мощности используются не полностью.
4. Является ли установленное оборудование современным и хорошо ли оно обслуживается? На предприятии установлено современное оборудование.
5. Существует ли механизм контроля поступающего сырья и выпускаемой продукции? Существует ли механизм контроля поступающего сырья и выпускаемой продукции сказать не могу, так как не располагаю этими данными.
6. Существуют ли проблемы повышения качества продукции? Повышение качества продукции не требуется, так как на производстве установлено новое оборудование.
7. Существуют ли проблемы со сбытом продукции? На предприятии существуют проблемы со сбытом продукции. Так в 2015 году реализовали 57% фанеры ФСФ от произведённого количества, а в 2016 - 40%, а фанеры ФК– 75% в 2015 и 2016 годах. Однако при этом цена на продукцию была повышена (ФСФ 2015году – 7,5 млн. руб. за 1000 м2, 2016 год – 10 млн. руб. за 1000 м2; ФК – 2015 год – 0,83 млн. руб. за 1000 м2, 2016 год – 1,33 млн. руб. за 1000 м2), скорее всего из-за повышения качества производимой продукции.
8. Какова обеспеченность предприятия квалифицированными кадрами? Предприятие полностью обеспечено кадрами.
9. Соответствует ли квалификация рабочих, тех. персонала, руководящих работников требованиям производства? Квалификация всех работников, кроме сотрудников отдела продаж, соответствует требованиям производства.
10. Имеется ли необходимость в привлечении со стороны на контрактной основе специалистов, необходимых для внедрения новых технологических процессов, новой продукции и т.д.? Имеется необходимость привлечения со стороны на контрактной основе только специалистов в области продаж, для повышения реализации продукции.
11. Имеется ли эффективная система вознаграждения за результаты труда? Имеется ли эффективная система вознаграждения за результаты труда сказать не могу, так как не располагаю такими данными.
12. Имеются ли предложения по использованию производственных ресурсов рассматриваемого предприятия от других предприятий или организаций? Информации о предложениях по использованию производственных ресурсов рассматриваемого предприятия от других предприятий или организаций нет, но рассматриваемое предприятие может предложить другим предприятиям часть своих производственных ресурсов.
13. Имеется ли возможность снизить (поднять) цену на выпускаемую продукцию? Возможность понизить цену всегда есть, но будет ли это выгодно для предприятия неизвестно (цена за 2015-2016 года на ФСФ повысилась на 25%, а на ФК 37,6%)
14. Имеется ли возможность снизить затраты на выпуск продукции? Можно снизить затраты на выпуск продукции следующими способами: не тратить больше, чем необходимо бизнесу в настоящее время; постараться договориться о более благоприятных условиях с поставщиками, подрядчиками и другими партнерами, с которыми работали до кризиса; проверить, нельзя ли добиться экономии за счет улучшения технологических процессов и организации труда, например, тратя меньший объем сырья на единицу продукции.
15. Возможно ли увеличение объёмов производства? Увеличение объёмов производства возможно, но в этом нет необходимости, так как предприятие производит продукции больше, чем реализует.
16. Возможно ли увеличение объёмов реализации продукции? Увеличение реализации возможно, так как продукция производимая предприятием востребована на рынке (имеются большие запасы готовой продукции, имеются незагруженные производственные мощности),но для этого необходимы кадры, которые смогут продвинуть продукцию рассматриваемого предприятия на рынке.
17. Имеется ли возможность изменения ассортимента выпускаемой продукции? Необходимо изменить ассортимент выпускаемой продукции, так как объём реализации продукции из года в год снижается, несмотря на параллельное снижение объёма реализации.
18. Имеется ли возможность изменения технологии изготовления продукции? В изменении технологии изготовления продукции нет необходимости, так как недавно было установлено новое оборудование.
19. Какие дополнительные резервы имеются у предприятия? Из дополнительных резервов на предприятии имеются: старое оборудование, оставшееся после реконструкции, которое можно продать; остатки нереализованной продукции; заключить договор со сторонними предприятиями на использование ими части производственных ресурсов рассматриваемого предприятия; возможность сокращения кадров.
20. Существует ли опасность сокращения объёмов производства? Опасность сокращения объёмов производства существует, так как наблюдается тенденция по снижению количества реализованной продукции относительно выпуска продукции. Если проблема с реализацией продукции не разрешится, то возможно постепенное снижение объёмов производства.[5] Однако, учитывая, что продукция рассматриваемого предприятия на рынке востребована, велика вероятность благоприятного исхода данной проблемы.

 

Анализ внешней среды

Внешняя среда организации рассматривается как совокупность двух самостоятельных подсистем: среды дальнего окружения и непосредственного окружения. Каждый из элементов среды должен быть понятен руководству организации для принятия соответствующих решений. Обычно для анализа среды применяется метод SWOT (сила, слабость, возможности, угрозы), который позволяет установить связи между сильными и слабыми сторонами организации, внешними угрозами и возможностями. Это используется для формулирования стратегии действий организации. В курсовой работе анализируются известные факторы внешней среды, которые могут оказать существенное влияние на достижение целей предприятия. [2]

 

1. Каков уровень инфляции, ведёт ли это к росту цен на сырьё и продукцию, затрудняется ли сбыт продукции? Информации об уровне инфляции нет, но скорее всего он есть, так как цены на продукцию повысились (цена за 2015-2016 года на ФСФ повысилась на 25%, а на ФК 37,6%). Частично цена повысилась из-за того, что недавно было установлено новое оборудование + повысилось качество продукции, но она не могла повыситься так сильно по этой причине. Возможно из-за повышения цены на продукцию снижается её реализация.
2. Какова тенденция изменения спроса на продукцию? Наблюдается тенденция по снижению количества реализованной продукции относительно её выпуска.
3. Устойчив ли спрос на продукцию предприятия? Спрос на продукцию предприятия нестабилен.
4. Есть ли информация о выпуске аналогичной продукции другим предприятием? Информации о выпуске аналогичной продукции другим предприятием нет, но учитывая, что спрос на продукцию на рынке стабилен, а количество реализованной продукции рассматриваемого предприятия снижается, можно сделать вывод о том, что такое предприятие существует и, возможно, не одно.
5. Может ли предприятие расширить список потребителей продукции и обслуживать рынки, необслуживаемые конкурентами? Вряд ли предприятие сможет расширить список потребителей продукции и обслуживать рынки, необслуживаемые конкурентами, потому что его продукция не делается на заказ или по договору, а реализуется на территории в пределах которой доставка продукции к пункту реализации будет приемлемой.
6. Зависит ли предприятие от единственного поставщика сырья? Предприятие зависит от единственного поставщика сырья, так как используемый в производстве лиственный кряж поступает на предприятие на основе долгосрочных договоров по железной дороге.
7. Имеется ли возможность приобретать сырьё по более низким ценам? Исходя из пункта 6 можно сделать вывод, что если возможность приобретать сырьё по более низким ценам и существует, то предприятие сможет воспользоваться ей только по истечении предыдущего договора о поставке сырья.
8. Может ли предприятие производить продукцию по более низкой цене, чем конкуренты? Может, например, для быстрой продажи остатков. Но не факт, что это будет выгодно.
9. Имеется ли возможность приобрести и установить современное оборудование? Современное оборудование уже установлено на предприятии.

 

Оценка исходных данных и анализ внешней и внутренней сред предприятия позволяют следующим образом характеризовать проблемную ситуацию:

Отчётные данные свидетельствуют о том, что:

· снижается объём реализации продукции

· снижается прибыль

· необходимы мероприятия, направленные на увеличение объёма продаж.

· необходимо повышение квалификации работников службы сбыта

· неполная загрузка производственных мощностей

· плохая организация труда рабочих

 

Дерево целей

Метод дерева целей считается одним из наиболее эффективных методов планирования задач. Изобразив планы в виде графика, менеджер компании видит, с какими проблемами придется столкнуться в будущем, и какие дополнительные ресурсы потребуются, чтобы достичь задуманного. [1]

Дерево целей позволяет:

· Скоординировать деятельность всех структурных подразделений организации.

· Увязать обязанности должностных лиц и повысить их взаимную ответственность.

· Осуществлять четкий контроль исполнительской дисциплины, установив конкретные задачи и сроки реализации.

· Обеспечить высокую степень управляемости бизнес-процессов.

 

Проблема на предприятии Причины возникновения проблемы Пути решения
    Снижение объёма реализации продукции   Высокая цена Снизить цену и уменьшить издержки производства
Поиск новых поставщиков сырья
    Отсутствие рекламы Повышение квалификации работников службы сбыта
Увеличение сети реализации продукции, вытеснение конкурентов
  Устаревший ассортимент Изучить рынок сбыта, с целью выявления наиболее востребованных видов продукции
Перенастройка оборудования на выпуск продукции нового вида
    Неполная загрузка производственных мощностей     Малое количество заказов (нет сбыта) Расширить и/или оптимизировать ассортимент продукции, проведя анализ рынка
Снизить цену, занять большую долю рынка
Из-за превышения скорости роста производственных мощностей темпов роста потребления продукции Сдавать в аренду сторонним предприятиям незагруженные производственные мощности
Настроить неиспользуемое оборудование на выпуск высоко рентабельной продукции
Нехватка квалифицированного персонала Совершенствование управления персоналом
Улучшение условий труда
    Плохая организация труда рабочих   Отсутствие возможности карьерного роста Поддержка различных методов обучения персонала
Предоставление сотрудникам возможности профессионального роста
  Неверный подбор персонала Отсутствие спешки и контроль в процессе подбора персонала
Требовательное отношение к рекрутинговому агентству
  Неудовлетворённость условиями труда Мониторинг «желаний» сотрудников
Улучшение условий труда

Заключение

В данной курсовой работе был произведён анализ производственной ситуации, а именно анализ внутренней и внешней среды предприятия, на основании чего был выявлен перечень проблем. Также было разработано дерево целей, призванное найти решениеранее выявленным проблемам, направленное на достижение главной цели предприятия – получение прибыли.Получение прибыли не может являться целью бизнеса. Прибыль - это результат правильно организованного бизнеса. Цель и результат - это совсем не одно и то же. Цель - то, куда мы устремляемся, а результат - награда за наши усилия. [3]

Рассмотрим возможности, сильные и слабые стороны, а также угрозы предприятию:

Возможности: стабильно растущий спрос, большая емкость рынка, ограниченность стран имеющие собственные сырьевые ресурсы, расширение и модернизация действующих мощностей

Сильные стороны: большой региональный спрос, достаточность в собственной сырьевой базе, возможность разрабатывать и внедрять новые виды продукции, способность привлекать новые инвестиции, наличие дешевого сырья и трудовых ресурсов.

Слабые стороны: отсутствие национальной политики и механизма развития отрасли, изношенность ОПФ, недостаточное использование потенциала отрастили, малые объёмы экспорта, потребность в значительных инвестициях, низкое качество, значительная капиталоемкость.

Угрозы: рост стоимости энергии и транспорта, рост удаленности лесозаготовок, нерациональное использование древесного сырья и материалов.

Список использованной литературы

1. https://studbooks.net/1459777/menedzhment/derevo_problem

2. Менеджмент: методические указания по выполнению курсовой работы для бакалавров по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» / сост.: И. П. Шейнова, В. В. Беспалова. – СПб.: СПбГЛТУ, 2017. – 48 с.

3. https://www.klerk.ru/buh/news/184337/

4. Юкаева, В. С. Экономика и менеджмент // Менеджмент. Краткий курс: учебное пособие / В. С. Юкаева. – М.: Дашков и К, 2016. – 104 с.http:e.lanbook.com.

5. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=95212



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: