на уроках изобразительного искусства




Инновационные технологии обучения младших школьников

Дубенская М.С.

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 29 г.Тамбова

licey29@mail.ru.

 

Гуманистический характер образования предусматривает полное развитие способностей ребенка и формирование его как целостной личности для ответственного существования в мире. Процесс развития способностей каждого ребенка обеспечивается созданием оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

В лицее предмет «изобразительное искусство» преподается по государственной программе Б. М. Неменского. Главная цель программы – развитие у детей эстетического отношения к миру.

Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно- изобразительной деятельности, изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами великих мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов

Каждый день на ребенка обрушивается огромное количество информации, в которой он должен уметь разобраться – оставлять важное для себя и отбрасывать ненужное. Все ускоряющийся темп жизни требует от школьника быстрого переключения внимания с одного вида деятельности на другой, умений анализировать ситуацию, устанавливать взаимосвязь явлений.

Важно воспитывать в детях критическое отношение к произведениям искусства, научиться отличать шедевр от безвкусной подделки, находить связующую нить между произведениями прошлого и настоящего, между формой и содержанием предмета, раскрывать связь с окружающей действительностью.

Обучение в современной школе не может строиться без учета процессов, происходящих в обществе, и новейших тенденций в искусстве; все, что ребенок видит и слышит, должно находить отражение на уроке. Поэтому главным условием организации уроков изобразительного искусства в школе является разностороннее развитие, полихудожественное воспитание и инновационные технологии обучения.

Полихудожественное воспитание опирается на положение о том, что каждый ребенок изначально предрасположен к восприятию и деятельности в разных видах искусства: он видит, слышит, чувствует, осязает одновременно. Задача учителя изобразительного искусства – по возможности гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах.

Уроки изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.

В начальных классах обучение желательно строить на игре. Она наиболее естественна в данном возрасте, так как это время активного развития детей, познания ими окружающего мира. Важным моментом является обязательное проигрывание ситуации словами, действиями, жестами, звуками, интонацией в естественной среде, с друзьями, с игрушками (на уроке, на улице, в парке); проживание ситуации, додумывание её, фантазирование на тему дальнейших событий, сочинение историй, сказок, путешествий (в другие дома, города, миры, страны и т.д.). Целесообразно предлагать учащимся работать как индивидуально, так и группами по 3-5 человек над одним произведением – картиной, композицией, скульптурой и т.д.

Создание в реальном пространстве сказочности привлекательно для младших школьников и имеет огромное значение в развитии их фантазии и воображения. Реальное пространство раскрывается как особый мир составляющих его предметов, в котором происходят различные преобразования, превращения. В процессе восприятия реальное пространство сравнивается с пространством художественным.

Наблюдение и запечатление своих наблюдений, ощущений в разных видах творчества осуществляется через комплекс зрительных, звуковых впечатлений. Большой положительный результат дают заочные путешествия: видеофильмы об архитектуре, временах года, творчестве художников, отрывки из художественных или анимационных фильмов. Способствуют повышению качества образования современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации.

В современном мире компьютерная графика все шире проникает во все сферы жизни и деятельности людей. Поэтому очень важно проводить уроки изобразительного искусства с применением компьютера, где ребенок может моделировать как реальный, так и фантастический мир, создавать персонажей различных по пластике, характеру и настроению. Работая за компьютером ребенок видит, что пустынный пейзаж легко превращается в морской, а дневной, в ночной. Эта игра увлекательна. Компьютер позволяет легко менять не только цвет, но и форму предмета, а, следовательно, и характер.

Использование средств компьютерной графики помогает учащимся в дальнейшем овладеть такими приемами, как равновесие, соподчиненность элементов единому целому, знакомство с которыми дети начинают с самых первых уроков изобразительного искусства в школе.

Так, например, с помощью компьютерной техники в третьем классе можно решить следующие задачи: научить строить пейзажи, изображать сказочных персонажей и выполнять простые композиции; развивать умение чутко улавливать характер линий и изменение образного строя работы в зависимости от изменения характера линий и цвета; развивать чувство композиционного равновесия, динамики и пропорций; развивать умение составлять из геометрических фигур узнаваемый образ; воспитывать культуру восприятия пейзажного жанра, как способа отражения красоты окружающей природы; воспитывать умение восприятия абстрактных композиций.

Тематика и содержание уроков с применением компьютерной техники являются естественным продолжением учебных предметов интеграционной системы художественно-эстетического цикла. Основная форма организации занятий с детьми – индивидуальная работа с каждым ребенком, постановка посильной творческой задачи и организация педагогической помощи каждому. Занятия сопровождаются беседами об искусстве и показом зрительного ряда – репродукций картин художников, подлинных работ в разных техниках исполнения.

Учащиеся воспринимают положительно уроки изобразительного искусства с компьютером, смена традиционной обстановки и новые изобразительные возможности компьютера активизируют и повышают мотивацию к изобразительной деятельности.

Работа по использованию компьютера в учебно- воспитательном процессе может строится по нескольким направлениям:

- использование компьютера, как источника наглядной учебной информации для иллюстрирования своих уроков. Необходимо постоянно пополнять электронную базу наглядного материала для своих уроков, используя для этих целей файлы компьютерных образовательных программ и возможности сканера для преобразования иллюстративного материала в цифровой формат;

- применение функций компьютера как рабочего инструмента в качестве средства подготовки текстовых заданий и их хранения. Для своих уроков можно разработать карточки с графическими заданиями для индивидуальной работы с учащимися, тестовые задания для обобщения знаний, создавать и распечатывать на каждого ученика листы –«раскраски» по темам.

- использование функций компьютера как объекта обучения для моделирования урока. Ресурс мультимедийных библиотек, позволяет использовать компьютерные программы для создания уроков-презентаций. Информация в них размещена в файлах стандартных форматов, так что любой материал с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Образовательные диски содержат в себе различные звуковые и видеофрагменты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предмету изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

- обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

- психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

- возбуждает живой интерес к процессу познания;

- расширяет общий кругозор детей;

- возрастает уровень использования наглядности на уроке;

- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Все перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, создают чувственно-эмпирическую основу познания в области изучаемых предметов.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания младших школьников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: