Выполнение курсовых работ по конституционному праву - одна из форм самостоятельного изучения этой правовой дисциплины, способствующая выработке навыков работы с литературой, нормативными правовыми источниками, обобщению практики.
Курсовая работа выполняется по одной из предложенных тем. К каждой теме дан примерный план, рекомендована специальная литература и нормативные правовые источники.
Выбрав тему, студент должен внимательно ознакомиться с ее примерным планом и методическими указаниями к теме. Студент вправе изменить план, не уходя от существа темы, привлечь дополнительные источники и научную литературу.
Приступая к выполнению курсовой работы, необходимо ознакомиться с рекомендованным списком литературы и нормативного материала, четко уяснить суть каждого вопроса, определить объем и последовательность изложения намеченных вопросов.
Курсовая работа должна быть написана в виде связного, логически последовательного изложения материала и специальной литературы, материалов практики.
Недопустимо механическое переписывание текстов учебников, другой литературы либо нормативных правовых актов.
Общий объем курсовой работы - 30-35 страниц стандартных листов для пишущих машин. Писать можно от руки, разборчиво, аккуратно, страницы пронумеровать (1-ая страница - титульный лист), оставить поля для замечаний рецензента. Работа также может быть напечатана на машинке или набрана на компьютере. В начале работы должен быть план, а в конце приведен список литературы и нормативных правовых актов, использованных в работе, указана дата окончания работы и поставлена подпись.
Каждая работа должна начинаться Введением, в котором надлежит обосновать актуальность избранной темы, охарактеризовать кратко литературные источники, использованные в работе, определить цели и задачи курсовой работы. В завершение курсовой работы должно быть написано Заключение с краткими выводами по теме, в которых должны содержаться в тезисной форме логичные ответы на поставленные в начале работы вопросы.
Внешнее оформление, библиографический и справочный аппарат должны соответствовать методическим рекомендациям по оформлению курсовых и дипломных работ студентов юридического факультета, которые находятся на кафедре и в кабинете правовой информации.
Работа представляется на кафедру в установленные сроки, но не позднее двух недель до начала сессии. Работа рецензируется преподавателем. Если она соответствует требованиям методических рекомендаций, то допускается к защите; если не соответствует, то возвращается вместе с рецензией преподавателя для подготовки новой работы. По прибытии на сессию студент должен получить свою курсовую работу с рецензией преподавателя. Ознакомившись с замечаниями, студент должен подготовиться к защите в назначенное время. Защита проходит в форме собеседования. Оценка за курсовую работу выставляется с учетом защиты. Без оценки по курсовой работе студент не допускается к сдаче экзамена.
Тема 1. Конституционный контроль в Российской Федерации
Примерный план
1.Понятие конституционного контроля, его сущность и содержание.
2.Субъекты конституционного контроля.
3.Конституционный Суд РФ и его роль в обеспечении конституционной
законности в Российской Федерации.
4.Конституционные (Уставные) суды субъектов Федерации.
Методические рекомендации
Отвечая на первый вопрос, необходимо на основе рекомендованных нормативных правовых актов и специальной литературы раскрыть понятие "конституционный контроль", охарактеризовать основные этапы его развития в России. Обратить внимание на исторические условия, причины и предпосылки введения института конституционного контроля.
При ответе на второй вопрос, необходимо показать круг органов и должностных лиц, наделенных Конституцией РФ и законодательством полномочиями по конституционному контролю, как на федеральном уровне (Президент РФ, Конституционный Суд РФ, федеральные суды, российский парламент), так и на региональном (главы субъектов РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, законодательные (представительные) органы.
В третьем вопросе нужно, используя ст. 125 Конституции РФ и Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде РФ", раскрыть полномочия КС РФ, показав специфику конституционного судопроизводства, обратить внимание на полномочия КС РФ по толкованию Конституции РФ; дать характеристику решений КС РФ, показать методику обеспечения их реализации.
В четвертом вопросе рассмотрению подлежит опыт создания и деятельности конституционных (уставных) судов в субъектах РФ, их роль в обеспечении единого правового пространства в Российской Федерации. Следует обратить внимание на проблемы взаимодействия Конституционного Суда РФ с конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Желательно использовать опыт субъекта Федерации по месту проживания либо учебы студента.
Рекомендуемая литература
Конституция РФ. Гл. 1,4,7.
О Конституционном Суде Российской Федерации: ФКЗ от 21 июля
1994г.;сизм.идоп.от08.02.2001г.;от 15.12.2001 г. //СЗРФ. 1994. №13. Ст. 1447; 2001, №7. Ст. 607; 2001. №51. Ст. 4824.
3. О судебной системе Российской Федерации: ФКЗ от 31 декабря
1996г.//СЗРФ. 1997. №1, Ст. 1.
4. Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации: ФЗ от 6 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
5. Регламент Конституционного Суда РФ: принят 1.03.1995 г. / Конститу-
ционное право: Сб. нормативных актов. М., 1996.
6. Законодательство субъектов РФ о конституционных (уставных) судах.
Конституционное право РФ: Сб. судебных решений. СПб, 1997
7. Анишин В. Предмет обращения в Конституционный суд // Российская
юстиция. 2000. № 3.
8. Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных)
судах // Российская юстиция. 2002. № 1.
9. Мамаев Р.Б. Становление органов конституционного контроля в
республиках Северного Кавказа // Журнал российского права. 2002. № 2.
10. Митюков М. Конституционные (уставные) суды: от теории вопроса к
практике решения // Российская юстиция. 2000. № 4. С. 2 - 6.
11. Проект закона о статусе Уставного суда субъекта Российской
Федерации // Журнал российского права. 2000. №1,2.
12. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции РФ: теория и практика. М.,
1998.
13. Хишиктуев О.В., Мурзина Е.А. Из опыта работы Конституционного
Суда республики Бурятия // Государство и право. 1999. № 4. С. 23-28.
Шульженко ЮЛ. Конституционный контроль в России. М., 1995.
Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный
Суд. М, 1997.
Тема 2. Избирательная система Российской Фелераиии
Примерный план
1.Понятие избирательного права и избирательной системы.
2.Принципы российской избирательной системы.
3.Избирательный процесс, его этапы.
Методические рекомендации
В первом вопросе необходимо раскрыть, что такое избирательное право и избирательная система, показать их соотношение, определить суть объективного и субъективного избирательного права, показать разницу между активным и пассивным избирательным правом, мажоритарной и пропорциональной избирательными системами.
Отвечая на второй вопрос, необходимо дать дефиницию принципов избирательного права, их классификацию, подробно охарактеризовать каждый из принципов, используя Конституцию и законодательство. Обратить внимание на гарантии избирательного права, изложенные, прежде всего, в Федеральном Законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2001 г.
Ответ на третий вопрос должен содержать понятие избирательного процесса и подробную характеристику его стадий (этапов), начиная с момента назначения выборов или референдума:
формирование избирательных округов и избирательных участков, образование избирательных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование и подведение итогов. Изложение должно сопровождаться примерами из практики избирательных кампаний последних лет, как на уровне федерации, субъектов РФ, так и местного самоуправления. Полезно в этом случае обращение к отчетам Центральной избирательной комиссии, публикуемым в "Вестнике ЦИК".
Рекомендуемая литература
Конституция РФ, Гл. 1,2,4,5.
Об обеспечении конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26 ноября 1996г. // СЗ РФ. 1996. №49.
3. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г.; с
изм. и доп. от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; 2002. № 12. Ст. 1093; 2002. № 30. Ст. 3029.
4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г.; с изм. и доп. от 27.09.2002 г.; от 24.12.2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; № 39. Ст. 3642; № 52 (ч. 1). Ст. 5132.
5. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации: Федеральный закон от 20 декабря 2002 года 175-ФЗ // СЗ РФ. 23.12.2002. № 51. Ст. 4982.
6. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный
закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ//СЗРФ. 13.01.2003. № 2. Ст. 171.
7. О Государственной автоматизированной системе "Выборы":
Федеральный закон 10 января 2003 г. // СЗ РФ. 13.01.2003. № 2. Ст. 172.
8. О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в
местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме: Постановление Правительства РФ от 2 июля 2003 г. № 391 // СЗ РФ. 2003. № 27 (ч.2). Ст. 2812.
9. Об утверждении формы справки, выдаваемой для участия в выборах
или в референдуме гражданам российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых: Совместное распоряжение Минюста РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 25 сентября 2003 г. № 292/724/1/32. Зарегистрировано Минюстом РФ 3 окт. 2003 г. // Российская газета. 2003. 8 окт.
10. О комплексе мер по повышению профессиональной подготовки
организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 гг.:
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ
от20.10.2000г. № 133/1176-3 // Вестник Центральной
11. О референдумах: Закон Ивановской области от 27 мая 2002 года N 29-
ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. 2002. № 12 (198).
12. О выборах: Закон Ивановской области от 27 июня 2003 № 60-03 //
Собрание законодательства Ивановской области. 2003. № 13 (223).
13. Астафичев П.А. Проблема ограничения избирательных прав граждан,
замещающих выборные должности два срока подряд // Государственная власть и местное самоуправление. 2000. №1.
14. Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения //
Государство и право. 1999. № 5. С. 27 - 35.
15. Дубровина Е.П. К вопросу о формировании избирательных комиссий
// Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002. № 5.
16. Иванченко А.В. Избирательная система РФ: новый этап развития //
Журнал российского права. 1998. № 9. С. 3.
17. Князев С.Д. Избирательные споры // Правоведение. 2001. № 3.
избирательной комиссии РФ. 2000. № 22.
18. Матейкович М.С. Актуальные проблемы судебной защиты
избирательных прав граждан Российской Федерации // Государство и право, 2003. № 4. С. 33-41.
19. Наумов В. Избирательное законодательство России: этапы
становления: Учеб. пособие. М.. 1998.
20. Решения Конституционного Суда в правоприменительной
деятельности избирательных комиссий // Государство и право. 1998.№8,С.108-113.
21. Романенко О.В. Российское законодательство о финансировании
выборов // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской федерации. 2001. № 9.
22. Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России: понятие и стадии //
Правоведение. 1998. №2.
Тема 3. Государственное устройство Российской Федерации
Примерный план
1. Понятие и виды государственного устройства. Федерализм. Федерация. Федерализация.
2. Становление и развитие федерации в России..
3.Современный российский федерализм, его принципы и особенности.
4.Перспективы развития федерации в России. -
Методические рекомендации
В первом вопросе нужно дать дефиницию национально-государственного устройства, назвать и охарактеризовать его виды, выделив особенности национальной, территориальной и смешанной форм. Обратить внимание на термин "федерализм", определить его понимание и дать краткую характеристику наиболее известных в мировой практике построения государства форм федерализма. Дать понятие категорий «федеация», «федерализация» с учетом современных тенденций развития федеративных государмств в том числе России.
Во втором вопросе необходимо раскрыть историю становления федерации в России, при этом обратить внимание на роль декретов советской власти и первой российской конституции, а также конституции СССР и принимаемых на их основе последующих конституций РСФСР.
Рассмотрение третьего вопроса нужно начать с Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г., использовать Федеративный договор от 31 марта 1992г., показать его роль в сохранении государственной целостности России в начале 90-х гг. ХХ в., а также положения глав 1 и 3 Конституции РФ, Федеральный закон от 6.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации» и рекомендованную литературу.
При раскрытии четвертого вопроса следует остановиться на анализе принятого 17 декабря 2001 г. федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", а также использовать практику его реализации при создании новых субъектов РФ: Пермского края, Красноярского края, Камчатского края, Забайкальского края и Иркутской области. Обратить внимание на способ объединения: присоединение и включение.
Рекомендуемая литература
Конституция РФ. М., 2003. Гл. 1,3.
Комментарий к Конституции РФ. М., 1998.
Декларация “О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики” от 12 июня 1990 г. // Ведомости... РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
Федеративный договор: Документы. Комментарий. М., 1992.
О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ // СЗ РФ. 24.12.2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4916
Об образовании Ингушской Республики в составе РФ: Закон РФ от 4 июня 1992 г. // Ведомости... РФ. 1992. №24. Ст. 1307.
Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в РФ: Закон РФ от 3 июля 1992 г. // Ведомости... РФ. 1992. №32. Ст. 1868.
О языках народов РСФСР: Закон РСФСР //Ведомости... РСФСР. 1991. № 50, Ст. 1740; с изм. и доп. от 24 мюля 1998 г. //СЗ РФ. 1998. № 31.
О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ: ФЗ от 4.01.1999 // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.
О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ от 24.06.99 (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 52-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3176; СЗ РФ. 27.05.2002, N 21, ст. 1915
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: ФЗ от 6.10.99 с изм. и доп. от 29.07.00; от 08.02.2001, от 07.05.2002, от 24.07.2002, 4.07.2003, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П) // СЗ РФ. 1999. № 42, Ст.5005. 2000, № 31. Ст. 3205; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700.
О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства в РФ: Указ Президента РФ от 10-08.00 // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3356.
Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России (в 3-х книгах). М., 1992 - 1994.
Авакьян С.А. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2003. № 2.
Алехина Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10.
Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право. 1998. № 12. С. 20 - 28.
Добрынин М.Н. Проблемы правового обеспечения взаимоотношений Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа. Тюмень, 1997.
Златопольский Д.Л. Возрождение федеративного государства: проблема государственного суверенитета // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1995. № 2.
Златополъский Д. Л. Российская Федерация: особенности современного развития // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1997. № 5.
Зубов А. Б. Унитаризм или федерализм. К вопросу о будущей организации государственного пространства России // Полит. исслед. 2000. № 5.
Карапетян Л.М. Грани суверенитета и самоопределения народов // Государство и право. 1993. № 1.
Карапетян Л.М. Федеративное государство и правовой статус народов. М., 1996.
Карапетян Л.М. К вопросу о “моделях” федерализма (критический обзор некоторых публикаций) // Государство и право. 1996. № 12.
Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001.
Карасёв М.Н. О государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов РФ // Журн. рос. права. 2000. №7.
Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теория и проблемы реализации // Жур. рос. права. 2000. №2. С. 25-34.
Козлов А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М., 1996.
Кряжков В.А. Статус автономных округов; эволюция и проблемы // Российская Федерация. 1996. № 3.
Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы и международное право // Государство и право. 1999. № 4. С. 95 - 102.
Кульчевский В.В. Образование новых субъектов Российской Федерации: проблемы законодательного регулирования // Конституционное и муни ципальное право. 2007. № 10.
Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право. 1997. № 8. С. 14-20.
Проблемы укрепления конституционной законности в республиках РФ (Материалы науч. конф.) // Государство и право. 1998. № 12. С. 95 - 97.
Пустогаров В.В. Своеобразие российского федерализма // Междунар. жизнь. 1995. № 1.
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств // Рос. юстиция. 1997. № 5.
Степашин С.В. Российский федерализм и пути формирования единого правового пространства // Журн. рос. права. 1998. № 3. С, 5.
Чистяков О.И. Договор об образовании СССР и современность // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1995. № 2.
Златополъский Д. Л. Российская Федерация: особенности современного развития // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1997. № 5.
Зубов А. Б. Унитаризм или федерализм. К вопросу о будущей организации государственного пространства России // Политические исследования. 2000. № 5.
Карапетян Л.М. Грани суверенитета и самоопределения народов // Государство и право. 1993. № 1.
Карапетян Л. М. Федеративное государство и правовой статус народов. М., 1996.
Карапетян Л. М. К вопросу о “моделях” федерализма (критический обзор некоторых публикаций) // Государство и право. 1996. № 12.
Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001.
Козлов В.И. Концепция суверенитета в Конституции Российской Федерации. М., 1995.
Колибаб К.Е. Договоры Российской Федерации с ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий: необходимо участие законодателей // Журн. рос. права. 1998. № 8.
Кремнев П.П. Договор об образовании СССР 1922 г. Международно-правовое соглашение // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2000. № 3.
Крылов Б.С. Федерализм и его будущее // Журн. рос. права. 1999. № 1.
Крылова И.С. Европейский Союз и национальный суверенитет // Журн. рос. права. 1997. № 2.
Топорнин Б.Н. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). М., 2001
Тема 4. Многопартийность в современной России: политико-правовой аспект
Примерный план
1.Понятие политической партии и многопартийной системы, этапы
становления многопартийности в России.
2.Правовые основы организации и деятельности политических партий
в РФ.
3.Политические партии на российской политической арене: современный
опыт и перспективы развития.