Б) Правоприменительная юридическая техника (внеаудиторная обязательная работа)




Тема 17. Юридические документы и юридическая техника (2 часа)

Вопросы к учебному занятию:

  1. Юридическая техника: понятие, объект, виды, значение.

а) Законодательная (нормотворческая) техника: правила изложения, документальное оформление.

б) Правоприменительная юридическая техника (внеаудиторная обязательная работа).

2. Юридические документы: понятие, признаки, виды

а) Форма, содержание и реквизиты юридических документов

б) Виды юридических документов.

Актуальность темы:

Эффективность и результативность законов и иных нормативных правовых актов в большей мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они находятся в логической связи и последовательности, насколько юридические понятия и термины применяются единообразно. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативных правовых актов (В.Д. Перевалов).

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТ И ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ

Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности, эффективности.

Признаки юридической техники:

1. это технические средства и приемы;

2. они выражены в правилах, нормах;

3. они направлены на совершенствование правового материала;

4. материализуются в уровне совершенства правовых актов в качестве формы права.

Объектом юридической техники – выступает ТЕКСТ нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия правотворческого органа. Именно правотворческий орган (законодатель) использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Рис. 1

Значение юридической техники определяется следующими аспектами:

- уровень развития юридической техники является показателем уровня развития правовой культуры общества в целом;

- юридическая техника выступает своеобразным критерием сущности права, критерием направленности политической воли законодателя.

!!! Важно знать, что юридическую технику не следует включать в понятие правотворчества. Она является важнейшим средством его обеспечения и не выступает в качестве составного элемента правотворческого процесса.

В юридической науке уже прочно укоренилось мнение, что юридическая техника — это не хаотичный набор правил. Она делится на виды. Существуют различные мнения, сколько и какие виды юридической техники можно выделить. В основном споры ведутся по поводу классификационного критерия.

Рис. 2

Классификация юридической техники:

1) по видам правовых актов – законодательная и правореализационная техника (наиболее распространенная классификация).

- законодательная (законотворческая, правотворческая, нормотворческая) - наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юридической техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным термином. Законодательная техника содержит:

· правила построения и оформления правовых актов,

· приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний,

· язык и стиль правового акта,

· правила обнародования (промульгации) и систематизации таких

· актов.

- техника индивидуальных актов (правореализационная, правоприменительная техника). Включает в себя:

· правила оформления и построения правоприменительных актов, способы легализации документов,

· способы и приемы толкования юридических норм и актов,

· способы разрешения коллизий в праве и преодоления пробельности,

· способы процедурно- процессуального оформления юридической практики.

Техника индивидуальных актов изучается в отдельных отраслевых юридических дисциплинах (гражданском праве, процессуальном праве и т.д.).

2) по видам юридической работы:

- нормотворческая;

- правоприменительная;

- праворазъяснительная;

- систематизационная;

- доктринальная;

3) по стадиям правового регулирования. Существуют три основные стадии:

· правотворчество;

· действие права;

· осуществление (реализация) права.

Естественно, практически на всех этапах осуществляются юридические действия и, как правило, составляются правовые документы.

Однако порой основные стадии правового регулирования «обрастают» вспомогательными или дополнительными стадиями, когда приходится осуществлять и другие юридические действия.

Например, если издан нормативный акт, надо непременно позаботиться о его опубликовании, причем сделать это необходимо не тогда, когда захочет законодатель, а с соблюдением предельных сроков опубликования и других правил.

Или в процессе создания законодательного акта предстоит (либо до, либо после) проделать работу по учету и систематизации нормативных актов. В противном случае правотворческая работа может оказаться неэффективной.

Или, прежде чем установить правовое отношение, следует произвести толкование нормы права.

Или до того, как вступить в какое-либо правоотношение, надо упорядочить правовой статус (например, приобрести гражданство).

Наконец, если нарушается нормальный ход реализации правовых норм и возникает спор или не соблюдаются чьи-либо права, приходится приводить в действие репрессивный аппарат государства. Осуществляя правоприменение, государственные органы нормализуют правовую ситуацию. Естественно, их деятельность, серьезно затрагивающая права провинившихся субъектов, должна протекать с соблюдением установленных правил и быть подконтрольной.

В связи с этим, можно насчитать 6 видов юридической техники:

Рис. 2 (продолжение)

 

Таким образом, в теории права предлагаются различные варианты видов юридической техники:

- техника систематизации нормативных актов (В.Н.Карташов, А.Ф.Черданцев);

- интерпретационная техника (А.Ф.Бабаев, В.М.Баранов, В.А.Толстик);

- техника учета нормативных актов (А.Ф.Черданцев);

- судебная, следственная, прокурорская и т.п. (В.Н.Карташов)

а) Законодательная (нормотворческая) техника:
правила изложения, документальное оформление

Рис. 3 - Соотношение юридической и законодательной техники:

 

Для теории права решающее значение имеет законодательная техника, представляющая собой - систему правил и приемов наиболее рационального конструирования законасоответственно его природе и назначению.

Основным объектом законодательной техникиявляется текст закона. Соответственно при принятии законов важно, чтобы содержание (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу.

Закон как нормативный регулятор достигает своей цели в том случае, если он обладает определенным качеством, т.е. отображает интересы участников регулируемых отношений, и его форма является совершенной. Поэтому законодатель осуществляя законотворчество должен профессионально владеть законодательной техникой (другими словами законодатель должен- юридически грамотно сформулировать понимание соответствующих институтов (содержание) и закрепить его в форме конкретных правовых норм (форма).

Как отмечал Д.М. Гродзинский: “Чем закон технически лучше изложен, тем меньше вызовет он осложнений при его применении и, следовательно, тем меньше сил и энергии будет затрачено на различного рода толкования, разъяснения и указания, вызванные неясностью, неточностью, неполнотой и иными дефектами закона”.

В России вопросами совершенствования законодательства стали заниматься во второй половине XIX в. О повышенном внимании ученых и практиков к форме законов того времени говорит дискуссия, развернувшаяся в юридической литературе по поводу проекта Уложения о наказаниях уголовных 1885 г. Так, в одном из отзывов на проект писалось, что: “Ближайшее знакомство с проектом убеждает в том, что предлагаемое проектом упрощение законодательства, путем сокращения до минимума числа определений о похищении имущества, достигается за счет полноты, ясности и определенности закона. Для будущей судебной практики проект открывает перспективу целого ряда затруднений, так как текст закона слишком краток для того, чтобы ответить на все запросы права и действия жизни”

Наибольший интерес русских юристов к проблемам законодательной техники проявился в период с 1900 по 1917 г., т.е. в период, когда в России назревала буржуазная революция. В это время исследованиями техники законодательства занимались такие русские ученые, как Н.С.Таганцев, Ф.П. Буткевич, М.А. Унковский, П.И. Люблинский. Одновременно с трудами русских издавались и работы европейских ученых, таких как И. Бентам и Р. Иеринг. П.И. Люблинский в своем известном пособии “Техника, толкование и казуистика уголовного кодекса” писал, что, являясь изменчивым творением рук человека, юридический закон находит свою силу сам в себе и только в этой своей форме он является действующей, создающей порядок волей. Поэтому слово законодателя является делом, которое в совершенстве удается только человеку богоодаренному, который может создать интуитивно священный правопорядок, состоящий в живом соответствии с душой народа и реальными силами. Далее он отмечал, что искусству развивать мысль законодателя и извлекать из нее нужное содержание учит нас юридическое толкование. Но оно мыслимо только при знакомстве с теми техническими приемами, которыми пользовался законодатель, при построении своих норм.

Как разновидность юридической техники, законодательная техника имеет специфическое содержание, обладает набором юридических инструментов.

Рис. 4

Правила законодательной техники:

1. Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов.

Официальный характер юридического акта подтверждается выделением определенных реквизитов - это такие внешние обозначения, знаки, атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащем оформлении законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого, официально подтверждающего, что закон, иной нормативный юридический акт, имеет юридическую силу и вводится в действие. К реквизитам нормативно-правового акта относят:

- наименование НПА

- наименование органа, принявшего НПА

- указание места и даты принятия НПА

- удостоверительная подпись утвердившего акт лица

- регистрационный номер НПА

2. Выбор формы правового регулирования (внешняя форма правовых норм). От данного компонента зависит достоверность и юридическая сила принимаемого акта, место акта в системе законодательства и пр. В данном случае внешней формой НПА в РФ выступает Закон (к НПА, имеющий высшую юридическую силу на территории РФ, по кругу лиц).

3. Выбор метода (способа) правового регулирования. Это означает, что из всех юридических средств, находящихся в арсенале законодателя (запретов, обязываний, дозволений, рекомендаций, ограничений, убеждений, принуждений, стимулирования и пр.), последний выбирает те, которые в наибольшей мере отвечают характеру регулируемых законом отношений. Например, если законодатель ставит задачу способствовать принимаемым им законом возникновению тех или иных отношений – то и способом правового регулирования будет дозволение, рекомендация. Если цель законодателя не допустить возникновения каких-либо отрицательных отношений – то способом правового регулирования будет запрет. Если отношения возникают в частноправовой сфере (гражданско-правовые отношения), то законодатель использует при закреплении в законе данных отношений – диспозитивный метод правового регулирования. И, наоборот, в уголовной сфере – метод императивного регулирования.

4. Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта:

- требования к содержанию:

· нормативный акт должен иметь определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений;

· нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом (например, нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права);

· нормативный акт не должен содержать пробелы, он должен решать все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений;

· акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным (например, нормы особенной части УК РФ);

· регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными;

· в нормативном акте по возможности следует избегать исключений и отсылок.

- требования к структурному построению НПА – это определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность.

· нормы общего характера должны помещаться в начале нормативного акта;

· однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно;

· в крупных нормативных актах должны обосабливаться в главы, разделы, части;

· каждая глава, раздел, часть должны иметь название (например, УК РФ подразделен на Общую и Особенную части, 12 разделов, 34 главы);

· каждая глава состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы);

· нумерация статей должна быть сплошной, т. е. одна нумерация должна идти через все разделы, части и главы;

· нумерация статей должна быть постоянной и стабильной.

- способы изложения нормы права. В зависимости от компактности расположения элементов формы права различают три способа изложения элементов правовой нормы:

· прямой: все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта;

· отсылочный: отсылка к другим нормам;

· бланкетный: конкретной отсылки нет, но отдельные элементы нормы права формулируются в каких - либо специальных правилах и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например, нормы, устанавливающая ответственность за нарушение правил по технике безопасности).

5. Техника изложения воли законодателя: предполагает соблюдение синтаксических, стилистических, лингвистических и терминологических правил, другими словами, обладает набором юридических инструментов. Это связано с тем, что основным, господствующим способом выражения юридических норм является письменная речь.

Инструментарий (компоненты) законодательной техники:

А) Использование законодателем технико-юридических средств (юридических терминов, понятий, конструкций, оговорок, примечаний и др.).

- юридический термин – словесное обозначение понятий, используемых при изложении содержания закона, это слова (словосочетания), которые употреблены в законодательстве, являются обобщенными наименованиями юридических понятий, имеющих точный и определенный смысл, и отличаются смысловой однозначностью, функциональной устойчивостью. Другими словами, юридический термин - носитель, внешний символ соответствующего ему понятия. Юридическая терминология способствует точному и ясному формулированию правовых предписаний, достижению максимальной лаконичности юридического текста. Занимая в принципе незначительный объем нормативного текста, юридическая терминология представляет собой его базу, основной смысловой фундамент.

Основной фонд юридической терминологии содержится в наиболее важных законодательных актах. Именно они определяют терминологические эталоны, на них ориентируются правотворческие органы, издавая подзаконные акты. Конституция – источник основополагающих юридических терминов.

Например, посредством термина «право» образуются такие словосочетания-термины, как «правоотношение», «правосознание», «правонарушение», «правомочие», и др. От термина «иск» происходят связанные с ним термины «истец», «исковое производство», «исковая давность», «исковое заявление» и др. В законодательстве широко применяются термины, обозначающие общие понятия и более конкретные, которые берут за основу общий термин, но добавляют к нему какой-либо квалифицирующий признак (например, «купля-продажа» – «купля-продажа строения»; «пенсия» – «пенсия по старости»). Присущи законодательству термины, образованные из нескольких самостоятельных слов («судоустройство», «отказополучатель» и т. д.). Необходимо также отметить, что в законодательстве по сравнению с бытовой лексикой больше терминов, значение которых в определенной степени имеет условный характер и требует дополнительных объяснений (например, термины «исковая давность», «юридическое лицо», «недвижимое имущество»). В связи с многообразием юридических терминов в юридической литературе существует деление, при котором выделяются три вида юридических терминов:

1) общеупотребительные термины, которые используются в обыденной речи и понятны всем;

2) специально-юридические термины, которые обладают особым правовым содержанием («аккредитив», «исковое заявление» и т.п.). Такие термины служат для обозначения юридических понятий, выражения юридических конструкций, отраслевой типизации и т.д.;

3) специально-технические юридические термины, которые отражают область специальных знаний, например, правила техники безопасности, техническое обслуживание оборудования, проведение экспертизы технических решений и т.п.

Таким образом, являясь первичным материалом для написания норм права, юридические термины имеют сквозное значение. Используя их, государство в лице своих органов власти говорит на языке права и выражает свою волю: отменяет и изменяет нормы; устанавливает новые правила поведения; закрепляет сложившиеся общественные отношения. С помощью юридических терминов какие-либо волеизъявления принимают форму конституций, текущих законов, постановлений правительства, инструкций министерства и т.д.

- юридические понятия – явление, имеющее правовое значение. Оно включает в себя способы отражения принципиальных признаков, свойств, связей, характеризирующих институты и явления государственно-правовой реальности (В.Д. Перевалов). Юридические понятия - главное средство обобщения в праве (выделяют абстрактные и конкретные понятия). Для того, чтобы словесно обозначить юридические понятия, правоведы используют практически те же источники, что и в повседневной жизни: словообразование, переосмысление, словосочетание, заимствование. В каждом конкретном случае выбор того или иного способа конструирования нормативных и иных юридических понятий должен тщательно продумываться. Содержание понятия образует совокупность существенных признаков, которыми обладают предметы или явления, отражаемые понятием. Например, содержание понятия «потерпевший» включает в себя признаки лица, которому причинен моральный, физический или материальный ущерб. Существуют различные виды юридических понятий:

По своему содержанию понятия делятся на:

· Положительное понятие - содержит признаки, которые являются собственными признаками отражаемых предметов или явлений. Примером положительного понятия служит названное понятие «потерпевший», характеризуемое признаками, принадлежащими потерпевшему.

· Отрицательное понятие характеризуется отсутствием определенных признаков, оно указывает на признаки, которыми отражаемые предметы или явления не обладают. Например, отрицательным является понятие «бездействие», обозначаемое отсутствие действия, которое лицо обязано было совершить.

· Сравнимые понятия - понятия, содержания которых в некоторых признаках совпадают. Сравнимыми являются, например, понятия «кража» и «грабеж» - и то, и другое обозначают деяния, посягающие на чужое имущество. Несравнимые понятия - понятия, содержания которых не совпадают. Например, понятия «правонарушение» и «погода» несравнимы, поскольку не совпадают ни в одном признаке. Понятия «убийство» и «взяточничество» несравнимы как составы преступлений, но сравнимы как преступления - общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом.

В зависимости от количества мыслимых в понятиях предметов или явлений юридические понятия делятся на:

· Общее понятие ~ понятие, включающее в себя все множество отражаемых предметов или явлений. Например, понятие «суд» - общее, оно охватывает все виды учреждений, осуществляющих судебную деятельность. Общие понятия делятся на регистрирующие, т.е. такие, которые отражают множество объектов, поддающихся учету (например, понятие «состав преступления» - регистрирующее, поскольку все составы перечислены в УК РФ) и нерегистрирующие, отражающие объекты, не подлежащие учету, например понятие «преступник».

· Частное понятие - понятие, в состав которого входит часть множества отражаемых предметов или явлений, объединяемых признаком, не свойственным всему множеству. Частный характер понятия выражается обычно термином «некоторые», например «некоторые суды».

· Единичное понятие - понятие, отражающее один единственный предмет или явление. Этот предмет (явление) может исчерпывать собой все множество. Например, таким исчерпывающим единичным понятием является понятие «луна» как единственный спутник Земли. Но единичный предмет (явление) может указываться в понятии как единичная составная часть некоторого множества. Так, понятие «Иванов Иван Иванович, осужденный за убийство по ч. 1 ст. 105 УК» - единичное, поскольку предполагается, что оно включает в себя только одно данное конкретное лицо - Иванова И.И., совершившего убийство.

Перечень видов – не исчерпывающий. В зависимости от степени совмещения совместимые понятия могут быть равнозначащими, подчиненными, перекрещивающимися и соподчиненными. Понятия также могут подразделять на конкретные и абстрактные. Исторически – от конкретных (например, конкретное судебное решение, казус) к абстрактным (любая статья в материальном праве). Соответственно в РГПС – основное место занимают абстрактные нормы, в АСПС – конкретные (или процессуальные) нормы.

- юридические конструкции - типовая модель, отражающая юридическое состояние структурно организованного явления правовой жизни. Юридические конструкции используются при конструировании правовых норм.

Содержание юридической конструкции складывается из выстроенных в определенную структуру средств и способов правового воздействия, которые лишь в своем системно логическом взаимодействии обеспечивают достижение желаемого результата. Необходимые правовые средства выстраиваются в ней, словно атомы в молекуле, в особой последовательности и взаимосвязи, в логически завершенную цепь. Так, находящиеся в особом правовом положении субъекты, при возникновении определенных обстоятельств и выполняя определенные процедуры, связываются между собой определенными правами и обязанностями, обеспеченными возможной юридической ответственностью. К примеру, еще со времен Древнего Рима требования не владеющего собственника к владеющему не собственнику выразились в конструкции «виндикационного иска», которая существует по настоящее время, обеспечивая эффективное разрешение спорной ситуации. Внешне конструкция схожа с юридическим понятием. Однако содержание понятия раскрывается через систему существенных признаков, а содержание конструкции — через системные функциональные связи ее составных элементов, через структуру. Для этого достаточно сравнить понятие и конструкцию состава правонарушения или понятие юридической ответственности (см. признаки юридической ответственности) и конструкцию юридической ответственности, включающей в свой состав:

· основание ответственности;

· субъект, совершивший правонарушение;

· степень его вины;

· государственное наказание в форме определенных лишений.

Конструкции бывают материальные и процессуальные; общеправовые, межотраслевые, отраслевые и конструкции институтов.

- законодательные оговорки – применяются для конкретизации содержащегося в нормах права объема прав и обязанностей (например, ч.1 ст. 30 КРФ формулирует право каждого на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих прав; а ч. 2 той же статьи специально оговаривает, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение)

- примечания – позволяют устранить неясности, неопределенности, которые имеют место в тексте закона (прямо указываются под статьей как «Примечание, «исключение составляют»)

Б) Технические приемы:

– определение понятий в тексте НПА (нормы-дефиниции);

- прием цифрового выражения (используется в различных отраслях права: в трудовом – указывается в цифрах время продолжительности рабочего времени, периода отпуска, размера МРОТ; в гражданском праве – определение возраста деликтоспособности; в конституционном праве – определение даты выборов; в уголовном праве – размер наказания и пр.;

- прием перечисления – используются законодателем в качестве приемов казуистики (например, ст. 942 «Существенные условия договора страхования» - перечисляются точные условия при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком: 1, 2, 3, и пр.)

- классификация понятий – применяется в тех случаях, когда необходимо сгруппировать отдельные элементы, подчиняя их одному понятию или объединяя их в общую группу (например, в кодексах главы, разделы (в УК РФ «Преступления против жизни»…).

 

б) Правоприменительная юридическая техника (внеаудиторная обязательная работа)

 

Рис. 5

Письменная работа по плану:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: