Характеристика нормативно-правовых актов




Основным источником права большинства современных государств является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей.

Во-первых, они имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом принимать нормативно-правовые акты, то есть правотворческой компетенцией. Она же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное влияние на лица, которые уклоняются от их выполнения.

Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности имеет рамки своей компетенции. Министр, например, может выдать нормативный приказ, но не уполномочен принимать указы или постановления.

В-третьих, эти акты принимаются с соблюдением определенной процедуры.

В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные границы действия.

В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированные, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом других функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) архаическое, потому что эта система строится на основе разной юридической силы актов;

в) конкретизированные за предметом регулирования, субъекты выполнения и реализации права, указания на которые содержатся в источниках.

Таким образом, нормативно- правовой акт - это письменный документ, который соответствующим образом оформлен, содержит юридические нормы и во внешней форме выражает волю государства, его органов, классов, социальных групп, отдельных индивидов, обобщение практики.[6] Это самая распространенная форма современного права.

 


3.2. Виды и формы нормативно-правовых актов:

По юридической силе все нормативные акты делятся на законодательные и подзаконные.

Законодательные акты – это акты органа законодательной власти – Верховной Рады Украины, которые имеют наивысшую юридическую силу, принимаются в особом порядке и направленные на регулирование самых основных общественных отношений. К законодательным актам относятся Конституция Украины, регламент Верховной Рады Украины, законы Украины, кодексы, постановления.

По своему значению законодательные акты делятся на конституционные (основные) и обычные (текущие).

Конституционные акты (законы) – это нормативно-правовые акты, которые выдаются законодательными органами, имеют юридическую силу и регулируют важнейшее общественные отношения в стране.

Все законы имеют высшую юридическую силу, которая проявляется в том, что:

- никто, кроме органов государственной власти, не может принимать законы, менять или отменять их;

- все другие нормативно-правовые акты должны выдаваться в соответствии с законами;

- в случае коллизий между нормами закона и подзаконного нормативно-правового акта действуют нормы закона;

- только законодательный орган может подтвердить или не подтвердить принятие закона в случае возвращения его Президентом по вету.

Обычные законодательные акты принимаются на основе Конституции и конституционных законов Украины в развитии их основных положений. [7]

Кодексы Украины регулируют комплекс отношений и охватывают своим действием определенные области права Украины. Изменения и дополнение в Кодекс вносятся только законодательными актами.

Постановления – это также одна из разновидностей законодательных актов, но, в отличие от кодексов, регулируют определенный вид отношений, который охватывается действием норм тех или других областей права.

Особое место среди законодательных нормативных актов занимает Регламент Верховной Рады Украины, который есть, по сути, законом конституционного характера и детально определяет порядок деятельности органа законодательной власти Украины.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это результат нормотворческой деятельности компетентных органов государства (их должностных лиц), уполномоченных на то государством общественных объединений по установлению, внедрению в действие, изменению или отличию нормативных письменных документов, которые развивают или детализируют отдельные положения законов.

По субъектам нормативности нормативные акты делятся:

- Верховная Рада Украины – законы и постановления;

- Президента – указы;

- органов исполнительной власти:

- Кабинета министров – декреты и постановления;

- руководителей министерств и ведомств – инструкции, указания, нормативные приказы;

- местных советов народных депутатов – решение и нормативные постановления;

- исполнительных комитетов местных советов – решение;

- руководителей управлений и отделов местных советов и руководителей областных и районных государственных администраций;

- администраций государственных предприятий, учреждений, организаций – нормативные приказы.

В некоторых случаях нормативного характера приобретают волеизъявление населения в результате всеукраинского или регионального референдумов, определенных общественных объединений, трудовых коллективов, форма которых может быть разной (решении, постановление и т.п.).

Нормативно-правовые акты действуют во времени, пространстве и по кругу лиц.

При характеристике действия нормативно-правовых актов во времени нужно различать:

а) введение в действие;

б) прекращение действия;

в) обратную силу действия.

В теории права рассматриваются такие варианты введения нормативно-правового акта в действие:

а) после 10 дней с момента его опубликования;

б) срок устанавливается в самом нормативном акте или специально принятом акте;

в) если нормативный акт не публикуется, с момента его получения исполнителем.

Прекращают свое действие нормативно-правовые акты в следствии:

а) окончание срока давности, на который выдавался акт;

б) прямого отличия конкретного акта;

в) фактического отличия акта другим актом, принятым из того самого вопроса.

Обратное действие – это такое действие на правоотношение, где допускается, что новый нормативный акт существовал в момент возникновения правоотношения. Общее правило такое: “Норма права обратной силы не имеет”. Но исключения, например в криминальном, административном законодательстве имеют место. Так, если нормативный акт принят после совершения правонарушения, смягчает или освобождает от юридической ответственности, то акт имеет обратную силу, а если устанавливает или обременяет – то такая норма (или акт) обратной силы не имеет.

Нормативно-правовые акты классифицируются по разным критериям:
1.По субъектам их издания:

· акты органов государства;

· санкционированные государством акты общественных организаций;

· акты органов самоуправления;

· акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).

К данной классификации примыкают и более конкретизированные деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниципального органа и т.д.

Верховная Рада Украины издает законы и постановления; Президент—указы. Органы исполнительной власти Украины издают такие нормативно-правовые акты: Кабинет министров—декреты и постановления; руководители министерств и ведомств—инструкции, указания, нормативные приказы; местные советы—решения и нормативные утверждения; исполнительные комитеты местных советов—решения, а руководители их управлений и отделов и руководители областных и районных государственных администраций—нормативные приказы; администрация государственных предприятий, учреждений, организаций—нормативные приказы и инструкции.[8]

 

2.По сфере действия:

· общеобязательные;

· специальные;

· локальные.

3.По степени конкретизации правовых норм:

· общие;

· конкретизирующие.

4.По характеру волеизъявления:

· правоустанавливающие;

· правоизменяющие;

· правопрекращающие.

5.По отраслям законодательства:

· гражданские;

· уголовные;

· гражданско-процессуальные;

· уголовно-процессуальные и т.д.

6.По времени действия:

· определенно-срочные;

· неопределенно-срочные.

7.По юридической силе:

· законы;

· подзаконные нормативные акты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: