Поскольку основной формой права в Украине есть нормативно-правовой акт, то под источниками права следует понимать внешнее выражение нормативно-правовых актов, которые принимаются и действуют с целью регулирования общественного отношения. Разнообразие этих отношений, а также размежевание функций государственных органов предполагают наличие многочисленных нормативных актов. Исходя из этого, важное теоретическое и практическое значения имеет отмежевание одних нормативных актов от вторых за определенными критериями.[9]
Нормативные акты, считает Олейник, содержат юридические основания (нормы права) для решения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только источником в юридическом понимании, но и фактическим источником: это тот резервуар, из которого люди черпают знания о юридических нормах.
Таким образом, нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержит общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
Нормативно-правовой акт является результатом деятельности компетентных субъектов, которую называют правотворчеством. Это деятельность государственных органов и должностных лиц, общественных организаций, уполномоченных на то государством, а также всего народа Украины, которая направлена на образование, изменение или отличие нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Украине. Они стали такими в данное время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически вел хозяйство правовой обычай и судебный (административный) прецедент.
Распространенность нормативно-правовых актов объясняется неопровержимыми преимуществами такого образа выражения юридических норм именно с точки зрения общечеловеческих принципов права, которые постепенно внедряются в право социально-демократической ориентации.
|
К таким преимуществам в частности принадлежат возможности:
- наиболее четко, ясно, однозначно формулировать содержание юридических прав и обязанностей;
- как можно быстрее привести к известности адресатов юридической нормы ее содержание;
- обеспечить благоприятные условия для быстрого отыскивания нужной юридической нормы;
- создать условия для правильного, адекватного понимания, выяснение адресатом нормы ее истинного содержания;
- оперативно менять или отменять юридическую норму;
- осуществлять упорядочение, согласование, систематизацию многочисленных юридических норм.
- выходит от строго определенных правотворческих органов и лиц, которые наделены строго определенной компетенцией;
- принимается в четко определенном порядке;
- имеет установленную форму и реквизиты;
- имеет порядок вступления в силу и сферу действия;
- может быть, изменен в зависимости от социальных нужд.
В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.
Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, которые выражают решение суда (приговор, приказ).
Индивидуальные акты – это акты применения права, поэтому их называют еще правообязательными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательные для выполнения только ими.
|
В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, то есть обязанности не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты относительно длительное время и не исчерпывают себя фактами их применения.
Нормативно-правовые акты нужно также отличать от интерпретационных актов, то есть актов разъяснения (толкование) норм права. От нормативно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие. [10]
Заключение
В качестве основных видов источников права необходимо назвать нормативно-правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи. В некоторых странах в качестве источников права рассматриваются международные договоры и доктрина. Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью другими социальными нормами.
В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного нормотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) на самом деле зависит от уровня теоретических представлений о ней и от качества всех видов юридической практики. Юридическая наука призванная своевременно готовить рекомендации для улучшения форм права, а практика должная умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамической и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
|
Список использованной литературы
1. Право:Учебник для вузов/ А.И.Косаров, М.В.Малинкович, С.Д.Покревская и др., Под ред. проф. Н.А.Тепловой, проф. М.В.Малинкович.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.:Закон и право, ЮНИТИ, 1998.
2. Основы теории права: Учебное пособие/ А.А.Нечитайленко - Харьков, 1998.
3. Основы государства и правая: Навч. пособие / Гусарев С.Д., Калюжний С.А. и др.; За ред. Колодія А.М. и Олейник А.Ю. – К.: Лыбедь, 1997.
4. Правоведение: учебник /за ред. Настюка М. – Львов: Мир, 1995.
5. Рабінович П.М., Основы общей теории права и государства. - К.: 1999.
6. Алексеев С.С., Общая теория права. - Т. 1-М:, юр. лит., 1981.
7. Общая теория государства и правая: Учебное пособие/ Под редакцией В.В.Копейчикова.-К.:Юрінком,1997г.
8. Теория гос-ва и права.Учебник для юридических вузов и факультетов.Под ред.В.М.Корельского и В.Д.Перевалова—М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,1998г.
9. Договор в народном хозяйстве (вопросы общей теории).
М.К,Сулейменов, Б.В,Покровский и др. Алма-Ата,1987г.
10. Конституционное право. Опорные конспекты. В.В. Молдован.—К.:Вентури,
1996г.
11. Теория права: Курс лекций: Учебное пособие для юридических факультетов и вузов. Вентури,1996г.
12. Теория права:Курс лекций: Учебное пособие для юридических факультетов и вузов.—К. Вентури, 1996г.
13. Общая теория права и гос-ва: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева.—2-е изд.,перераб. и доп.—М.: Юристъ, 1996г.
[1] «Правоведение» В.В. Копейчиков § 1. Понятие права и его признаки.
[2] Теория государства и права / Сурилов А.В. – Одесса.: Астропринт,
1998.—с.100-109.
[3] Халфина Р. О. Формы и источники права. § 5
[4] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М.Корельского и В.Д Перевалова—М.: 1998г. — с.288-289.
[5] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова—М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,1998.—С.285-305.
[6] Теория права: Курс лекций: Учебное пособие для юридических факультетов и вузов.— К.: Вентури,1996.—с.38.
[7] Конституционное право. Опорные конспекты. В.В. Молдован.—К.:Вентури,
1996.—с.190-206.
[8] Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева.—2-е изд.,перераб. и доп.— М.: Юристъ, 1996.— с.145.
[9] Теория права: Курс лекций;Учебное пособие для юридических факультетов и вузов.—К.: Вентури, 1996, с.43.
[10] Теория права: Курс лекций; Учебное пособие для юридических факультетов и вузов.—К.: Вентури, 1996 – ст.138-145