ЭКСКУРСИЯ ПО СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКОМУ ЖЕНСКОМУ МОНАСТЫРЮ В Д. БАРКОЛАБОВО




 

Добрый день, уважаемые друзья! Меня зовут Павел Уснич, я являюсь студентом учреждения образования «Белорусская государственная ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия» и экскурсоводом краеведческого клуба «Клио», который действует при музее.

Моя малая Родина это деревня Барколабово Быховского района Могилевской области. Название деревни происходит от имени ротмистра и старосты Баркулаба Ивановича Корсака, который был совладельцем имения Буйничи (здешние земли входили в его состав), в 1564 году основал тут замок и две церкви, создал большую библиотеку. К большому сожалению, до наших дней замок,не сохранился. Главной достопримечательностью на сегодняшний день Барколабово является Свято-Вознесенский женский монастырь, который также не пощадило время, но всё же в 2008 году он был восстановлен.

Сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию по одному из самых посещаемых и красивых мест нашей Беларуси Свято-Вознесенскому Барколабовскому женскому монастырю. Монастырь имеет богатую историю, которая содержит немало трагических страниц. (Приложение 1).

В далекие времена, когда Беларусь входила в состав объединенного Польско-Литовского государства – Речи Посполитой. Многие белорусские магнаты и шляхта принимали католическую веру, осваивали польский язык, заставляли жить, придерживаясь чужих обычаев и традиций. К чести Баркулаба Корсака и его наследников, они не изменили духовным народным традициям, родному языку, православной вере, настойчиво боролись за свои взгляды. Более того, внучка Баркулаба Елена, вступив в брак с Богданом Стеткевичем, договорилась с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 году Стеткевич получил «разрешение на Барколабовский монастырь». Грамота была получена 7 июля, в день рождения Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, поэтому решили первый храм построить в честь Иоанна Крестителя с приделом святителя Николая. Позже был построен и другой, деревянный, храм в честь Вознесения Господня, а также высокая колокольня, ворота, каменное ограждение и другие постройки.

Став основателем монастыря, Стеткевич подарил ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. Свято-Вознесенский женский монастырьжил натуральным хозяйством и полностью себя обеспечивал(Приложение 2).Хозяйство состояло в обработке полей, лугов, огородничестве, имелись небольшой пчельник и мельница, медеплавильная печь. Рядом с монастырем проходила крупная дорога, сюда приезжало много людей, поэтому скоро он стал достаточно известным. Дважды в год у ворот обители проходили крупные ярмарки, на которые съезжались люди из разных стран Европы. На ярмарке купцы меняли свои товары на монастырскиетовары (Приложение 3).

При монастыре существовал приют для девочек, где они получали образование и духовное воспитание, навыки рукоделия, а также готовились к семейной жизни, приучаясь к труду, аккуратности. Выходящим замуж девушкам давали приданое. Число инокинь обители было велико – более 100 сестер. К XVIII веку монастырь стал одним из самых влиятельных в Восточной Беларуси. Прошло много времени со дня основания монастыря, история у него длинная и разная, монастырь и Чудотворная икона пережила все войны XVII – XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена(Приложение 4).

В 1924 году монастырь закрыла богоборческая власть.

Монахини и инокини расселились в ближайших сёлах и в г. Быхове, но службы совершались в домике настоятельницы – матушки Анатолии. Чудотворный образ тайно переносили из дома в дом.

Местные жители рассказывают, что Вторая Мировая война совсем не затронула Барколабово, несмотря на то, что рядом Могилев, Быхов, в которых шли тяжелые бои. Во время войны палили соседние деревни, убивали людей, а здесь немцы в начале войны проехали на мотоциклах, и больше их никто не видел. И еще рассказывают, что, когда большевики закрыли женский монастырь, старец один сказал: «Хуткапачнеццавайна, але гэтаемесцаяна не кране». Все люди верят в то, что это именно Матерь Божья Барколабовская покровительствует монастырю. Старожилы рассказывали, что на огороды падали бомбы, но чудом не одна не взрывалась.

После закрытия монастыря тут некоторое время размещался детский дом для маленьких беспризорников, потом сельская больница. Во второй половине прошлого века старые здания были окончательно разобраны, а на освободившейся территории построен детский пионерлагерь «Светлячок». После аварии на Чернобыльской АЭС, лагерь ликвидировали, помещения, в которых он размещался, снесли, и на месте обители осталась лишь заросшая разнотравьем поляна. На которой в 90-х годах XX века и был установлен крест – как напоминание о кипевшей когда-то здесь монастырской жизни (Приложение 5).

Возрождение монастыря началось с 2008 года, когда из Успенского женского монастыря города Орши прибыли схиигумения Антония (Полуянова) и с нею восемь сестёр. Благословение на возрождение монастыря матушка Антония получила от о. Николая (Гурьянова).

Во время большого юбилея – монастырь его отметил в день Вознесения Господня 10 июня 2021 года – гости могли любоваться целым комплексом сооружений возрожденного монастыря, который включает в себя главную монастырскую браму, колокольню, трапезную, ротонду, часовню, купель, а также благоустроенную смотровую площадку на набережной, небольшую гостиницу для гостей и волонтеров, хозяйственный блок.

Начнем мы нашу экскурсию по монастырю с главного входа или ещё его называют монастырской брамой(парадный въезд). Так же, как и ворота гражданских сооружений, она служит своему прямому назначению. Брама БарколабовскогоСвято-Вознесенского женского монастыря украшена куполом с крестом и надвратной иконой Божьей Матери Барколабовской(Приложение 6).

Справа от главного входа установлен крест. Войдя на территорию монастыря, мы должны помнить о том, что любой монастырь – это обитель сосредоточения и молчания, о стены которой разбивается мирская суета, место трудов и молитвенных подвигов. А еще это и родной дом большой семьи – монастырской братии.И как в каждом доме есть традиции, устои и правила, которые вежливый человек, приходящий в гости, старается соблюдать, так и в монастыре есть внутренний устав и определенные правила, исполнение которых ожидается от тех, кто на час или на день, а то и на больший срок попадает сюда. «В древности во всех монастырях при входе стоял монах, который нес послушание вратаря (не надо путать с вратарем во время футбольной игры). Он стоял в монастырских воротах, давал всем входящим и выходящим из монастыря целовать крест и окроплял святой водой. Сейчас, из-за большого количества паломников, сложно представить себе монаха, подающего благословение на входе каждому, да еще и с духовным наставлением». Мы же должны осознавать, что, приближаемся к святыне и светочу Православия.

Слева от главного входа располагается металлическийшкаф с одеждой для паломников. Посещая монастырь, следует соблюдать определенные правила в одежде. Все монахи в монастыре обычно ходят в черном подряснике и рясе, иногда еще в клобуке и мантии, свидетельствуя тем самым о своем отречении от мира и всех его соблазнов. Когда обычный человек идет в монастырь, то ему также нужно стараться одеваться прилично и скромно. Женщинам лучше быть не в брюках, а в длинной юбке, чтобы не обнажать ноги. Также желательно не оголять руки и шею. На голову, как правило, женщины надевают платок. Мужчинам неприлично посещать монастырь в спортивной одежде, шортах и с короткими рукавами. Заходя в храм, мужчины снимают головной убор. В воскресные и праздничные дни, идя не только в монастырь, но и в приходской храм, желательно одеваться в лучшую одежду, чтобы и у себя, и у других людей поддерживать праздничное настроение.

Продолжаем экскурсию по территории монастыря, наш путь пролегает через старинную липовую аллею.Справа от нас находится небольшое деревянное сооружение – церковная лавка(Приложение 7). В этой лавке можно приобрести иконы, свечи, просфоры, крестики, освящённое масло, киоты для икон, православную литературу и многое другое. За лавкой через несколько метров расположено большое красивое здание это сестринский корпус, который был построен в 2011 году (Приложение 8). Корпус разделен на две части. В первой находится трапезная (Приложение 9), здесь монахини и гости монастыря принимаю пищу, во второй части здания располагаются покои монахинь.

Слева от нас располагается колокольня, построенная в 2011 году (Приложение 10).В старые времена в колокола звонили для призыва к защите города или для сигнала о пожаре. Как правило, сейчас в монастыре колокола звонят для призыва на богослужение и в ознаменование особых событий. Немного поодаль за колокольней находится купель, которая былапостроена в 2018 году (Приложение 11). Купание в святых источниках на протяжении веков было одним из любимых обычаев славян. Освященные купели устраивали в местах выхода на поверхность подземных ключей, на реках и озерах. В них окунались круглый год, но жарким летом особенно радостно смыть телесную и душевную хандру ключевой водой. Не забывая при этом, что место святое.

Купель монастыря представляет собой здание белого цвета, оштукатуренное снаружи с отделкой из красного кирпича. Внутри купель выложена камнем. Вода в ней кристально чистая и очень холодная, рядом с купелью располагается беседка для отдыха.

Чтобы продолжить экскурсию нам надо вернуться на главную аллею монастыря.Перед нами интересное сооружение, которое называется ротонда (Приложение 12).

Ротонда это архитектурное сооружение, выполненное в виде круглой постройки, увенчанной куполом с колоннами по периметру. Ротонда – «круглый» (от итальянского rotonda, от латинского rotun-dus). Круглая форма воспринимается человеком, как идеальная, создающая впечатление цельности и законченности, гармонии и уравновешенного покоя. Поэтому развитие ротондальной архитектуры началось с создания круглых погребальных сооружений, призванных служить памяти и вечному покою усопших (мавзолеи, баптистерии, часовни, церкви).

Эти и многие другие религиозные сооружения зачастую возводились по образу и подобию Римского Пантеона, либо в своем архитектурном исполнении ориентировались на вид храма Гроба Господня на Святой земле.

Иерусалимская святыня в нынешнем виде представляет собой огромную (22 м в диаметре) ротонду, внутри которой находится кувуклия.

Храм Гроба Господня стал прототипом для множества христианских построек. А ротонда, наряду с крестовидным зданием и октогоном (правильным восьмиугольником), заняла свое историческое место среди основных типов центрально-купольных культовых зданий. Пришедшая к нам от древних эллинов и жителей Византии любовь к круглым завершениям (куполам) и круглым (от основания) храмам выразилась в создании построек, которые стали уникальными для русской церковной архитектуры.

Ротонда Барколабовского Свято-Вознесенского женского монастыряимеет культовое предназначение.Купол ротонды увенчан православным крестом. В ее центральной части размещены иконы, на которых в полный рост изображены Иисус Христос, Василий Великий (справа), Кирилл Туровский Златоуст(слева). В большие праздники, когда в монастыре собирается много людей, здесь проводят молебны.Ротонда была построена в 2019 году.

Продолжаем нашу экскурсию и прямо перед нами главный храм монастыря в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который был освящён в 2010 году(Приложение 13). В настоящее время Предтеченский храм радует своим великолепием и архитектурой, и особенно настенными росписями, которые выполнены в Византийском стиле талантливым иконописцем Антонием Бельским. В скуфье барабана – композиция «Престол уготованный», изображающая Силы Небесные – херувимов и архангелов. С алтарной апсиды распростерла свои объятия над молящимися Божия Матерь с Новгородской иконы «Знамение»(Приложение 14).

Южная стена храма вещает величие Божией Матери: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» (Приложение 15). И ангельский собор, и человеческий род предстоят Ей. На сводах храма ростовые изображения русских и белорусских святых(Приложение 16). На западной стене и на клиросе – изображения Страшного Суда. За роспись этого храма Антон Бельский получил Государственную премию Президента Беларуси.

В соборном храме монастыря находится чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы(Приложение 1 7). Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. Так, Божия Матерь сама выбрала место в храме.

На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и Отечественной войны1812 года.

Чудотворная икона пережила все войны XVII-XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара(Приложение 1 8).

Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесён в Свято-Троицкий храм в Быхове и помещён в специальный пристенныйкиот (Приложение 1 9). 24 июля2010 года, в день празднования Барколабовской иконы Божией Матери, состоялось торжественное перенесение чудотворного образа из Свято-Троицкого храма города Быхова в возрождённый Свято-Вознесенский монастырь.

Этот образ один из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.БарколабовскаяОдигитрия, написаннаятемперойна хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI-XVII столетий, или в 1-й половинеXVII векав центрально-белорусском регионе (возможно вСлуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в тёмно-пурпурныймафорий, украшенный тремя золотыми ажурными звёздами и золотой кружевной каймой с кистями.Тёмно-зелёное платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах.Золотойнимбгравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Её левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющуюдесницуСына. Младенец Христос, в беломхитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красномгиматиис обильным золотымассистом, слегка повёрнут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держитсвиток(Приложение 20).

К сожалению, не сохранился серебряный позолоченный оклад иконы, который был украшен драгоценными камнями и жемчугом.В серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св.Евфросинии Полоцкойи св.Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в1868 году.

День празднования образа как уже ранее говорилось приходиться на 11 июля старого стиля (24 июля н.с.), день его явления в Барколабовском монастыре.

В честь 350-летия иконы Божией матери Барколабовской в Беларуси в 2009 году была выпущена серия марок, посвящённых этому событию.

Рядом с главным храмом монастыря слева находится небольшая часовня, построенная в 2015 году (Приложение 21). В стенах часовни покоится прахотца Александра (Полуянова), который с 2009 года совмещал должность настоятеля кафедрального собораг. Бобруйска с обязанностями духовника и строителя Свято-Вознесенского женского монастыря д. Барколабово(Приложение 22).

В феврале 2012 года отец Александр был назначен настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери д. Барколабово, где и прослужил до своей кончины в 2013 году.

В годы настоятельства отец Александр деятельно занимался восстановлением порученных его попечению храмов и налаживанием приходской жизни.

Усердный труд протоиерея Александра Полуянова был высоко оценён. 22 мая 2007 года его удостоили права ношения креста с украшениями, а общественное объединение «Белорусский славянский комитет» наградил памятной медалью, приуроченной к 100-летию славянского движения на землях Беларуси. Он работал на созидание, видя в этом наивысшее своё предназначение. Недаром же сказано святым праведным Иоанном Кронштадтским: «Если на вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий дар Творца…».

Барколабовскиймонастырь это жемчужина в излучине Днепра(Приложение 23).

Поэтому завершая нашу экскурсию, приглашаю вас посетить смотровую площадку на берегу живописного озера Старик(Приложение 24, 25).

Глубина озера немаленькая около шести метров. Во-первых, это бывший рукав Днепра, озеро образовалось в 1870 году. Раньше по этому руслу ходили теплоходы. По рассказам местных жителей в озере зимой вода теплая, а вот летом наоборот холодная. Связано это, скорее всего с холодными ключами, которые бьют вдоль берегов озера. Именно в этом озере, до постройки купели, люди проводили таинства крещения.

Барколабовский Свято-Вознесенский женский монастырь около 300 лет был важнейшим духовным и культурным центром во всей Восточной Беларуси, сыграл большую роль в духовном обогащении народа, в становлении молодой белорусской национальной культуры. На сегодня монастырь является один из самых посещаемых достопримечательностей Беларуси.

Наша экскурсия подошла к концу. Спасибо Вам за внимание!

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

А́ссист( лат. Assisto – стоять рядом, присутствовать) – виконописиштрихи изсусального золотаили серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света.

Традиционно ассистом расписываются прежде всего одеждыХриста, когда он изображается во славе: например, на иконахВоскресения,Вознесения,Преображения,Успения Пресвятой Богородицы, иногда вдеисусномчине (как у Царя Славы). Со второй половиныXVI векав русской иконописи золотом могла расписываться любая одежда святых.

Гиматий (плащ) – длинный и широкий отрезок ткани, который надевался поверх хитона. Этот плащ беднякам служил и покрывалом во время сна (Исх. 22, 26–27). О том, что он имел значительную величину, можно судить по тому, что воины, распявшие Христа иразделившие между собой Его одежду, плащ разделили на четыре части: каждому воину по одной части (Ин. 19, 23). Цвет этой одежды Христа Спасителя пишется всегда холодных оттенков – от голубого, синего до светло и темно-зеленого. Исключением являются такие иконы, как «Воскресение», «Вознесение», «Успение Божией Матери», на которых Христос Спаситель изображается в прославленном виде: все его одежды, сияющие славой, имеют золотисто-желтый цвет и украшаются золотым ассистом. На иконах «Преображения Господня» Христос – в белых одеждах.

Жемчужная обнизь – накладное украшение на иконах.

Обычай украшать святые образа драгоценными окладами имеет многовековую историю. Издавна на Руси по примеру Византии особо почитаемые иконы облачали в серебряные и золотые ризы с эмалями, жемчужной обнизью и драгоценными камнями.

Кувуклия – (греч. Κουβούκλιον — «покой, опочивальня», лат. Cubiculum) – этонебольшая (6 × 8 м) купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова.

Мафорий – Амафор (покров) – верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Амафор – древняя одежда сирийских женщин. Большое покрывало на голову, окутывающее почти всю фигуру,по краям украшено каймой и бахромой. Амафор(покров) надевается на голову, когда волосы забраны в чепец. Покров Богоматери изображается на иконах преимущественно багряного тона, чаще пурпурный (пурпур – знак патрицианства) с тремя восьмиконечными звездами – одна на челе, две на плечах, в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.

Нѝмб (отлат.Nimbus– облако)– условное обозначениесияниявокруг головыизображенийХриста,Богоматери,святых и так далее, (наравне случезарным венцом,мандорлойиореолом)символизирующееихсвятость.

Нимб изображают разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и так далее) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (крещатый нимб) – важнейшийатрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа. Известен вантичности, начиная с эпохиэллинизма. В христианском искусстве распространяется сIV века. Висламском искусстве, в частности, миниатюрах, нимб употребляется в изображении многих людей, не обязательно святых. Ввизантийской традициис нимбом изображали царствующую особу.

Одиги́трия (греч.Οδηγήτρια – Указующая Путь; Путеводи́тельница) –один из наиболее распространённых типов изображенияБогоматерис младенцем Иисусом;иконописныйобраз, по преданию, написанныйевангелистом Лукой.

Оклад или Ри́за (в южных и западных областяхРоссии – шата, цата,греч.επένδυση) – накладное украшение наиконах, покрывающее всюиконную доскуповерх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук – так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русскогодекоративно-прикладного искусства.

Бывалиметаллические: золотые и серебряные, также излатуни, меди и даже белойжести;шитые:бисеромили жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенныеэмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновымбархатом.

Оклады встречаются направославныхиконах всех стран, а также на рядекатолическихикон (например, образы византийскогопроисхождения в католических храмахИталии, некоторые центральноевропейские и восточноевропейские иконы). Наибольшие роскошь и размах производства были свойственны русским произведениям. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок.

По́ручи, нарука́вники (греч.ἐπιμανίκια) – вправославной церквичастьбогослужебного облачениядуховенства, предназначенное для стягивания рукавовподризникаусвященниковиепископов. Также поручи входят в облачениедиакона.

Представляют собой широкие полосы из плотной материи с изображениемкрестапосередине. Охватывая руки в запястье, поручи соединяются с внутренней стороны руки шнуром. При этом знамение креста оказывается на внешней стороне рук. Так какархиерейисвященникво время богослужения изображаютХриста, то поручи имеюталлегорическоезначение тех уз, которыми был связанИисус Христос. Русское название облачения – поручи означает, что священник во время богослужения вверяет (поручает) себя Иисусу Христу.

Киот – или кивот (от греч. κιβωτός (кивотос) – ларь, ящик) – рама или ковчег (ящик) со стеклом (обычно деревянный) для хранения иконы либо икон.

Те́мпера (итал. tempera, отлат. temperare – смешивать, умерять, смягчать)– водяныекраски, приготовляемые на основе сухих порошковыхпигментов. Связующим веществом темперных красок служатэмульсии– натуральные (разбавленный водой желтоккуриного яйцаили цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном раствореклея, дисперсииполимеров).

Хитон – нижняя, довольно свободная, с широкими рукавами одежда, по длине доходящая до ступней ног. Хитону Христа Спасителя усвоен в иконописи цвет теплых оттенков – от коричневого, темно-малинового до красного и (реже) розового. По хитону надевался пояс. Через оба плеча хитона Спасителя, спереди и сзади, иконопись изображает узкие, как бы вытканные по одежде полосы –клавы, доходящие до подола.

Часо́вня – небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь.

Православнаячасовня– обычно отдельно стоящее церковное здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах. В старообрядчестве является моленной. У католиков близким аналогом православнойчасовниявляется капелла.

 

Литература

1. Жудро Ф. Барколабовский Свято-Вознесенский женский монастырь.

2. Борисенко И. С. Могилевщина – мой любимый Приднепровский край (сборник экскурсий) части I-II – Могилев, 2007.

3. Кисляк О. Свято место // Советская Белоруссия – 2008 – 2 авг.

4. Сокральнаяживопись Беларуси XV-XVIII вв./ сост. И. Ф. Высоцкая – Мн.. 2007.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: