Теоретические подходы к исследованию креативности в современной психологии




Отправной точкой дипломной работы стало исследование понятия «креативные способности», которые были соотнесены с такими понятиями, как «творческая деятельность», «методы организации творческой деятельности».

Анализ философской, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований (В.В.Белич, Г.Я.Буш, Г.С.Батищев, Д.И.Говорун, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, А.И.Уман, В.С.Шубинский и др.) показал, что взгляды ученых на данные понятия неоднозначны.

Определяя понятие «креативные способности», мы разделяем мнение А.В.Хуторского, рассматривающего данное понятие как «комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов».[1]

Проблема определения компонентов, составляющих креативные способности учащихся, на сегодняшний день в психолого-педагогической литературе остается дискуссионной.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

1) беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;

2) гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую;

3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

4) любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире;

5) способность к разработке гипотезы;

6) ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;

7) фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

10) и так далее.

Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:[2]

- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

- гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;

- точность выполнения заданий.

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.[3]

С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.[4]

По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).[5]

Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

 

Методы диагностики креативности школьников

Определение «одаренности» школьника - сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты психологического обследования, так и сведения о школьной и внешкольной деятельности ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей и сверстников. Только такой комплексный подход к диагностике признается всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре и факторах развития одаренности.[11]

Многочисленные психологические исследования изменили первоначальные представления о высоком IQ (коэффициенте интеллектуальности) как о единственном критерии выдающихся достижений, продемонстрировали важнейшую роль творческого потенциала и личностной сферы, интересов и специальных способностей, а также окружения и обучения как условий развития одаренности.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Она может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности, а также характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

Творческие возможности школьника прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта, но творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. Примером такого «озарения» служит открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов во сне после 15-ти лет упорной и напряженной работы, Архимедом основного закона гидростатики.

Как и П. Торренс, большинство психологов включает в число обязательных признаков одаренности интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. При этом более благоприятным для прогноза развития одаренности и творческих достижений признается сочетание уровня развития интеллекта выше среднего с высоким уровнем творческого мышления, чем даже очень высокий уровень развития лишь одного из этих аспектов.

И, наконец, наблюдения за одаренными детьми продемонстрировали благотворное влияние на их развитие раннего знакомства с различными типами поведения, речи, обучения, которое способствует формированию более разностороннего взгляда на мир, более гибкого подхода к проблемам, актуализации разнообразных форм самовыражения.

Рассмотрим факторы определяющие содержание этого феномена «креативность».

1. Фактор беглости (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания. Продуктивность может отличаться в разных батареях и в разных заданиях одной батареи. Этот показатель полезен, прежде всего, тем, что он позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, оригинальности и разработанности. Низкие значения беглости могут быть связаны с детальной разработанностью ответов в рисуночных заданиях, но могут также наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.

2. Фактор гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Иногда полезно оценить этот показатель в отношении к беглости, т. к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом общем количестве выдвинутых идей. Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении. Интерпретация этого показателя одинакова в вербальных и невербальных тестах, однако его значения могут не совпадать. Гибкость во взглядах и действиях с образами не связана с легкостью смены аспектов в словесной сфере.

3. Фактор оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно, характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения, но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.

При анализе бывает интересно соотнести показатель оригинальности с показателями беглости и разработанности. При этом могут быть обнаружены самые разнообразные варианты сочетаний.

Следует учитывать, что чрезвычайно высокая оригинальность ответов может наблюдаться при некоторых психических или невротических расстройствах. Поэтому еще раз следует подчеркнуть необходимость разностороннего обследования.

4. Фактор разработанности, детализации идей используется только для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

Поскольку выполнение заданий ограничено во времени, бывает полезно соотнести этот показатель с показателем беглости. Человек, который детально разрабатывает каждую идею, очевидно, жертвует их количеством. Разработанность ответов отражает, по-видимому, другой тип продуктивности творческого мышления и может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как она проявляется.

5. точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

 

Учет креативности в педагогической деятельности учителя

 

Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П.П. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.[14]

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.

А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:[15]

паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;

неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.

Для дальнейшей выделим три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:

1) индивидуализация образования;

2) исследовательское обучение;

3) проблематизация.

В современных социально-экономических условиях выявляется тенденция переориентации образования с типа «исполнителя», точно выполняющего действия по известному алгоритму, на тип «изобретателя», центрированного на нахождение новых, оптимальных путей в достижении цели.[16]

Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде всего, обеспечивать условия благоприятные для творчества учащихся в классе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей.

В то же время, необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей.

Таким образом, опираясь на проведенный анализ литературы можно выделить следующий компонентный состав креативных способностей младших школьников:

- творческое мышление;

- творческое воображение;

- применение методов творчества учащимися в процессе выполнения творческих заданий.

Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к данной проблеме имеют разные основания в определении сущности понятия «креативность»:

- рассмотрение креативности как свойства всей личности;

- понимание креативности как особенности интеллекта, уровня или свойства мышления, как способности, как потребности личности в поисково-преобразовательной деятельности индивида при условии активного взаимодействия с микросредой.

 

Комплексное занятие: «Там на неведомых дорожках».

Цель: совершенствование технических умений и навыков работы с тестом, тканью, кистью и т. д.

Задачи:

Обучающие:

-учить работать с различными материалами (бумагой, картоном, глиной, тестом и т. д., выполнять эскизы художественного изделия, осуществлять технологическую последовательность изготовления изделия, подбирать материал для реализации замысла;

-уметь создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитывая при этом чувство формы, объема, симметрии;

-совершенствовать технические умения и навыки.

Развивающие:

- развивать воображение при создании сказочного образа, учить видеть красоту, изящество, оригинальность изделия;

-формировать представления об общественной направленности и пользе труда, о взаимоотношениях в процессе деятельности, основанной на уважении и взаимопомощи;

-развивать волевые черты личности (выдержку, настойчивость и упорство в работе, способность к длительному волевому усилию, умение стойко переносить неудачи).

Воспитывающие:

-формировать трудолюбие и положительное отношение к труду, понимание важности выполнения работы, интереса к результатам собственного труда;

-воспитывать интерес к русской культуре;

-формировать эстетическое отношение к окружающему миру средством декоративно-прикладного творчества.

Оформление группы:

1. Плакаты с пословицами и поговорками о труде.

2. Стенгазета «Наша жизнь в группе».

3. Выставка поделок из соленого теста.

4. Папки-раскладушки с фотографиями.

Необходимые для работы материалы:

1. Жесткая и магистральная проволока.

2. Поролон.

3. Нитки, игла.

4. Ножницы, пассатижи.

5. Разноцветная ткань, тесьма.

6. Краски гуашевые, кисти.

7. Клей.

8. Заготовки головы, рук и ног.

9. Природный материал (ветки, прутья, дощечки).

Предварительная подготовка:

1. Лепка из соленого теста заготовок головы, рук и ног игрушки.

2. Сушка и обжиг заготовок.

3. Выкройки для шитья одежды.

4. Заготовка природного материала.

Ход занятия:

1. Вступительное слово:

«Немного из истории».

Кукла – одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране. Очень много лет назад первую куклу привезли в нашу страну из Японии. Она была деревянная. Эта игрушка очень понравилась русским мастерам, и они решили делать такие же игрушки для русских детей. Первые куклы, которые стали делать мастера, были розовощекими девочками с льняными волосами, в простой крестьянской одежде.

Сегодня появились самые разнообразные куклы-игрушки. Это персонажи из произведений известных писателей и народных сказок. А недавно игрушки даже заговорили: в них помещают специальные говорящие устройства.

В наше время производством кукол занимаются во многих городах и селах нашей страны. Все игрушки-куклы отличаются друг от друга и имеют свои особенности. Каждая игрушка хороша по-своему: одна – веселая, другая – задумчивая, третья – озорная. Бывают даже куклы, которые вызывают у нас чувство страха. Все зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы.

Придет время и, может быть, кто-то из вас придумает игрушки, которые будут двигаться и разговаривать.

Но, а сегодня в нашу жизнь все чаще входят куклы-обереги. Эти куклы защищают наши дома от зла. Они являются защитой от любой отрицательной энергии, придают людям надежду, уверенность.

И сегодня я хочу предложить вам сделать именно такую игрушку: куклу-оберег. А какую именно, догадайтесь.

Скрипит зубами, водит носом.

И русский дух не переносит.

Старуха с костяной ногой

Зовется…

(Бабою-Ягой)

2. Практическая часть.

- Мы с вами заранее сделали заготовки головы, рук и ног нашей будущей героини. Все это изготовлено из соленого теста. Было высушено и обожжено в духовом шкафу для придания прочности нашему изделию.

Прежде, чем мы приступим к выполнению игрушки, я хочу напомнить вам этапы выполнения куклы на каркасе.

Итак:

1) Мы сделаем из проволоки каркас будущей Бабы-Яги. Но не забывайте, что размер такой игрушки не должен быть более 15-40 см.

2) Затем этот каркас нужно обернуть ватой, поролоном или мягкими тряпочками, чтобы придать кукле объем.

3) Следующий момент – это кройка и шитье одежды для Бабы-Яги. Здесь обязательно нужно вспомнить о технике безопасности при работе с ножницами и иглами.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ

(повторяем вместе с детьми)

1. Класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались на край крышки.

2. При работе следить за направлением разреза и за пальцами левой руки, поддерживающими разрезаемый материал.

3. Не работать с ножницами с ослабленным шарнирным креплением. О неисправности ножниц сразу говорить руководителю.

4. Не держать ножницы концами вверх.

5. Не оставлять ножницы в раскрытом виде.

6. Не резать ножницами на ходу.

7. Не подходить к товарищу во время резания.

8. Передавать ножницы товарищу только в закрытом виде, держа их за рабочую часть, кольцами в сторону товарища.

4) Далее мы расписываем заготовки и закрепляем их на каркасе.

5) И последний этап: мы одеваем нашу Бабу-Ягу в готовую одежду.

- Теперь я хочу предложить каждому из вас выбрать тот вид деятельности, который в данный момент вам более интересен. Давайте определим, кто из вас, что будет делать.

(распределяем обязанности: одни делают каркас и оборачивают его поролоном, другие занимаются росписью заготовок и одеванием куклы, третьи – кройкой и шитьем одежды).

- Итак, обязанности распределены, и теперь мы можем приступить к работе.

3. Выполнение Бабы-Яги.

4. Заключительный этап (составление композиции).

- Теперь наша Баба-яга готова, и я предлагаю вам составить композицию «В гостях у лесных жителей». У нас уже есть одна Баба-Яга, леший, домовой и, только что выполненная вами новая игрушка. Также я предлагаю вам природный материал, который вы можете использовать в своей композиции.

Итак, за работу.

(Дети составляют композицию).

- Наша композиция завершена. Все лесные жители уютно устроились в сказочном лесу. Глядя на вашу работу, так хочется сказать: «В некотором царстве, в некотором государстве, в мире фантастическом, пестром и ярком живут и действуют сказочные герои, созданные вашим воображением… »

А теперь я хочу спросить у вас:

- Довольны ли вы своей работой?

- Нравится ли вам заниматься таким видом деятельности?

Действительно, работы, которые вы выполняете, очень интересны, красивы. Мне кажется, что умения и навыки, которые вы получаете на занятиях по декоративно-прикладному творчеству, обязательно пригодятся вам в будущем.

Вы на славу потрудились,

На фантазию не скупились.

Можете собой гордиться.

В жизни все вам пригодится.

Я хочу сказать вам большое спасибо за ваш труд, за ваш интерес к работе, за участие в занятии.

Весь товар у вас на славу,

Потрудитесь вы не зря.

Вот подарок получите,

И спасибо вам, друзья!

5. Подведение итогов занятия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: