Цветовые композиции, рисунки, орнамент




Национальный костюм немцев

Любая национальная одежда – это целый рассказ о статусе, профессии, семейном положении, возрасте, месте жительства, религиозной принадлежности. В Германии немало исторических областей, соответственно и костюмы разнообразны. Наиболее характерен и хорошо узнаваем баварский. Именно его обычно имеют в виду, когда говорят о немецком национальном костюме.

Это трахтен (костюмы для женщин и мужчин) и дирндль (только женский). В области Schwabenland женщины носили, в плюс к стандартному костюму из блузки, юбки, корсажа и передника, съёмные воротники-пелерины. Либо платок с вышивкой и бахромой. Отличия между вариантами национального костюма легче всего проследить на головных уборах:

  1. Районы Kirnbach, Reichenbach, Gutach — соломенные шляпы Bollenhut с 14-ю помпонами. Их носили с 14-15 лет. Красные помпоны для фройляйн (незамужние девушки), чёрные – для фрау.
  2. Район Hotzenwald – причудливые соломенные шляпки с полями, уложенными в виде ракушек.
  3. Elztäler и St. Märgen – плоские соломенные шляпки-таблетки с узкими полями, украшенные лентами и декоративными цветами. После замужества они менялись на чёрный чепец с конусообразной деталью на макушке. В регионе Titisee такой же чёрный чепец носили фройляйн.
  4. В местности Titisee для взрослых, замужних дам были приняты золотые чепчики различной формы.
  5. Регион Kinzigtal – ленты головного убора не завязывались под подбородком, а затейливо укладывались надо лбом, затылок украшался серебряным шитьём.
  6. Harmersbach – ленты чёрного чепца поднимались высоко и укладывались в виде петель, наподобие ушей зайца.

 

История

Историки моды датируют появление немецкого национального костюма 16-17 веками. Развитие костюма было ограничено рамками многочисленных указов (от городских до государственных). Регламентировалось всё, вплоть до деталей: вид одежды, её стоимость, качество материала, возможность носить ювелирные украшения, покрой, цвет. Каждое сословие могло носить только свой костюм. Кружево, вышивка, пёстрые украшения – это предметы роскоши, их было разрешено носить только знати. Ограничения были сняты только в начале 19 века, именно в это время начал формироваться немецкий национальный костюм таким, каким его знают сегодня.

Если в Германии преобладали кучевые формы поселений, то в России — ли­нейные, в соответствии с ад­министративными инструкциями для переселенцев.

Хозяйство российских нем­цев базировалось на частной собственности и было высоко­товарным. В первой половине XX в. существовали разнооб­разные формы национально-хозяйственной кооперации. Были развиты кузнечное и столярное ремесла, а также различные виды прикладного искусства: обработка дерева, металла, стекла, плетение, вышивка, гончарство.

Долгое время живя обо­собленно от других народов, российские немцы сохранили многие элементы традиционной культуры: жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор. Коренным образом изменился лишь тип поселений.

В южных степных райо­нах строились глинобитные и саманные дома, в северных лесных районах — дере­вянные. Крыша двух- или четырехскатная, из черепицы или теса. Пол, потолок и печь в доме традиционно окрашиваются. Обязательным элементом усадьбы является летняя кухня.

Сараи, баня, коптильня, задний двор для скота объ­единяются под одной крышей, охватывая двор с трех сторон. Фасад дома, ворота и нередко заборы украшаются орнамен­том (резьба, роспись). До вой­ны у немцев встречались четырехстворчатые наружные двери. Интерьер жилища отличают резная деревянная ме­бель, пуховые перины, обилие вышитых и вязаных салфеток. Вышивают гладью цветы, птиц, изречения из Библии.

Яркой вышивкой украша­лась и праздничная одежда. Традиционный костюм, ото­шедший в прошлое, у женщин состоял из кофты, сборчатой юбки, передника и головных платков, повязанных разными способами. Обувь — кожаные башмаки, а в ряде райо­нов — деревянные шлеры. Из овечьей шерсти вязали кофты, жилеты, чулки, носки, варежки.

Мужской костюм состоял из рубахи, штанов, жилета, башмаков, шляпы, широкого кожаного пояса. Одежда меннонитов отличалась темными оттенками и отсутствием украшений.

Поток добровольных пе­реселенцев в Сибирь усилива­ется с рубежа XIX—XX вв. Именно в этот период были образованы мононацио­нальные немецкие деревни Александровка и Гнадендорф (с 1914 — Николаевка 1-я), которые вплоть до настоящего времени остаются основными местами компактного проживания российских немцев в Красноярском крае.

В годы войны число нем­цев на территории Краснояр­ского края резко возрастает за счет депортированных и трудармейцев. В послевоенные десяти­летия, начиная с середины 1950-х гг., по мере ослабления репрессивных мер в отно­шении российских немцев, начинается их устойчивый отток из Красноярского края в другие регионы СССР с более мягким климатом и за рубеж. По этой причине, например, ряд рыболовецких колхозов на Таймыре оказался на грани ликвидации.

В последующие годы в отношении немцев Крас­ноярского края проводилась политика либерализации. В регионе получили возмож­ность зарегистрироваться (т. е. действовать легаль­но) лютеранские общины. В 1958 г. при Красноярском отделении Союза писателей РСФСР была создана немецкая секция.

В 1972 г. 15% всех награжденных орденами и ме­далями в крае были представители немецкой национальности. К этому времени немцы возглавляли 11 совхозов, или каждый 16-й. В 1989 г. среди руководителей колхозов и совхозов края 34 (каждый 13-й) были немцами.

Эмиграционные настро­ения резко усиливаются после распада СССР. В трудные 1990-е гг. практически вся эмиграция жителей Крас­ноярского края (80–85%) была представлена именно немцами. Вследствие этого их численность уменьшается в регионе почти на 15%.

 

 

ИНТЕРЕСНО. Баварцы и сегодня носят национальный костюм, причём не только по праздникам. Это считается очень престижным. Такой костюм – удовольствие не из дешёвых, один комплект шьётся только из натуральных тканей и стоит около 800 евро.

 

Тахтен и дирндль

Тахтен или Трахт – это костюм, распространённый по всей территории Германии. В Южной Германии и Австрии он аналогичен стилю Вестерн, распространённому в Северной Америке. Этот стиль носит название Landhausmode (стиль Усадьбы). В Северной части Германии распространён Фризский Трахт и Финкенвердер (Friesen Tracht и Finkenwerder Tracht).

 

 

Следует понимать, что трахт – это не один конкретный костюм. Каждый трахт происходит из конкретной области и имеет собственный облик. Пример трахта для леди – корсет «Mieder», ставший популярным в Мюнхене. Это чёрная жилетка с серебристыми крючками. Изначально её носили официантки, ещё в 18-м веке. Под жилетку надевали однотонное цельнокроеное платье.

Самая характерная часть мужского национального немецкого костюма – это ледерхозен. Он состоит из коротких кожаных штанов (есть вариант с длиной в ¾), рубашки, сюртука и жилета. Шляпа украшена перьями или щётками — имитацией медвежьих усов, ботинки имеют толстую подошву, дополняют ансамбль гетры и охотничий нож, для которого на штанах справа имеется специальный карман, украшенный той же вышивкой, что и клапан спереди штанов. Носят штаны на подтяжках с перемычками на груди или на ремне. Костюм «говорящий»: женатые мужчины носят длинные сюртуки, холостые – короткий.

ПРИМЕЧАНИЕ. Гетры когда-то были атрибутом крестьянского и охотничьего костюма, поэтому ботинки носили на босую ногу. Сегодня гетры потеряли свои прикладные функции и превратились в более удобные гольфы.

Дирндль – это женский комплект, состоящий из пышной юбки-колокола, белой или цветной блузки, жилетки, и фартука. Жилетка имитирует корсет, имеет шнуровку или пуговицы. Фартук завязывается бантом, фройляйн повязывают ео слева, замужние или обручённые – справа, сзади посередине – вдовы. Традиционная длина юбки – 27 см от земли. Но сегодня юбка дирндля может быть любой длины.

 

 

Цветовые композиции, рисунки, орнамент

Цветовые решения дирндля сегодня разнообразны. Иногда можно увидеть сине-белые костюмы, выдержанные в тон баварского флага. Стандартным считается сочетание белой блузки с яркими красными, зелёными и синими цветами. Популярна клетка виши и горох. Однако с историей современные дирндли связаны очень мало. Это просто стилизованная одежда для тематических выходов.

На самом деле в каждом княжестве были приняты

свои расцветки, изучением национальных традиций

занимаются краеведы, каких-то обобщённых данных

на сегодняшний день нет. Наиболее хорошо изучены

мисбахский, верденфельзский и кимгауский костюмы.

 

Среди традиционных цветов очень популярен чёрный

цвет. Он был скомпрометирован национал-социалис –

тами, и теперь прочно ассоциируется с ними, но на

самом деле, с этим цветом связано множество куль –

турных традиций, носили чёрный цвет не только

вдовы. Напротив, с эпохи Реформации он считался

символом торжественности.

 

Молодые девушки, как правило, одевались в светлые

и яркие цвета, особенно они выделяли красный. Дамы

в возрасте носили тёмные костюмы: синие, зелёные.

 

ИНТЕРЕСНО. Уже по выбору наряда можно было

понять, хочет ли вдова снова замуж. При желании

спустя год после смерти мужа она могла сменить

чёрный наряд на более яркий.

 

Свадебным нарядам уделялось особое внимание, в

них вкладывались не жалея средств. Пример наряда

селянки из Шаумбург-Липпе:

  1. Узорчатая нижняя рубашка.
  2. Цветные чулки.
  3. Подъюбник лилового цвета (возможно – синего).
  4. Чёрная пышная юбка.
  5. Воротник в два слоя с узорами.
  6. Рукава.
  7. Платок обычный белый и кружевной.
  8. Пояс.
  9. Перевязь, состоящая из лент – их число означало количество юбок. Юбки стоили дорого – это было приданое невесты. Чем больше юбок — тем богаче невеста.
  10. Чёрный фартук из шёлка.
  11. Манишка, украшенная золотым шитьём.
  12. Митенки белого цвета, расшитые жемчужинками.
  13. Корона, декорированная стеклянными бусинами и веточками розмарина.

А девушки с острова Фер выходили замуж в тёмных платьях из синего английского сукна. На плечи накидывали платок из зелёного шёлка. На голове невесты жених поверх платка закреплял полумесяц из ярко-красной материи – этот знак в дальнейшем говорил о том, что женщина уже вышла замуж.

Ткани

До 19-го века изысканные узоры на тканях, меха и драгоценные украшения были доступны только дворянству и духовенству. Что касалось конкретных костюмов, то выбор ткани зависел от местной экономической ситуации. Например, платье для невесты с острова Фер шилось из дорогого английского сукна. Декор — серебряные пуговицы, 10 или 12 штук (жители с острова Амрум носили всего 8 в силу материальных причин и имели все основания завидовать). Сукно и украшения привозили из Англии и Испании китобои, которые и населяли острова. Таким образом, выходило, что «традиционный» наряд.

Основу костюмов крестьян составляли натуральные грубые ткани: шерсть, лён. Со снятием экономических границ изменялось и качество тканей. Например, в Марбуре в 19 веке женщины носили юбки из шерсти, фартуки из льна. В 20-м веке из сменили более тонкие деликатные ткани: сукно, шёлк.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: