ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА




Шуайпов Магомед Абдулаевич

– студент 1 курса, 14 группы, Юридический колледж СКИ (филиал) ФГБОУ ВО «ВСЕРОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИЙ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

Научный руководитель: Мугутдиновна А.А.

г. Махачкала, Россия

 

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Аннотация: Высшие учебные заведения рассматриваются как ключевое учреждение в области воспроизводства человеческого капитала страны. Образовательные услуги становятся фактором инноваций и неотъемлемым элементом воспроизводственного процесса интеллектуальных ресурсов.

Ключевые слова: человеческий фактор, человеческий капитал, информационная экономика, воспроизводство человеческих ресурсов, высшее профессиональное образование,, научный потенциал, рынок труда, организационная культура, комплексная безопасность государства, социальная мобильность.

Актуальность: Разработка такой категоричной концепции, как человеческий капитал, начинается с формирования теории человеческого капитала, которая была создана и развита в двадцатом веке. Эта теория основана на многоэтапном улучшении качественных характеристик человека в различных сферах его жизни, при этом выделяются основные направления, такие как образование и здравоохранение. Именно эти два направления обеспечивают создание не только перспективного потенциала, но и экономических ресурсов, что очень важно, устойчивого использования.

Использование основных положений теории человеческого капитала применительно к современным условиям России позволяет раскрыть более подробно составляющие человеческого капитала в их взаимосвязи и взаимозависимости. Рассмотрение особенностей воспроизводства человеческого капитала и его развитие в условиях перехода к рынку заставляет по-новому взглянуть на проблему человека в обществе.[1]

Образование как основная часть жизненного пути каждого человека трансформирует не только знания человека, но и его способность к высококвалифицированному труду. Что касается здравоохранения, то он увеличивает срок и интенсивность использования накопленной трудоспособности человека. Поэтому для того, чтобы гарантировать человеку информационную базу, производственные качества и характеристики, признаются особой формой капитала, гарантирующей его владельцу получение определенного дохода в течение определенного времени.

Человеческий капитал - это набор знаний, навыков и умений, которые используются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества в целом. Рассмотрение и применение понятия «человеческий капитал» позволяет более полно понять и выявить факторы, влияющие на развитие социальных институтов, а также изучить их образовательную структуру.

Экономический рост не исчерпывается накоплением капитала и расширением масштабов производства - он измеряется увеличением объема знаний, используемых на практике. В экономически развитых странах предприятия «по меньшей мере треть своих инвестиций вкладывают в основанный на знаниях нематериальный капитал, в профессиональное обучение кадров, НИОКР, патенты, лицензирование, проектирование, маркетинг».[2]

Как упоминалось ранее, создание и формирование концепции человеческого капитала начинается с теории его развития. Эта теория человеческого капитала имеет далеко не простую и очень противоречивую историю. Раньше формы проявления человеческого капитала не считались чем-то необычным и индивидуальным. У всех была одна и та же информация, только каждый мог использовать ее по-разному в своей жизни. Сегодня все изменилось и реструктурировалось, теперь информация доступна не всем, и те, кто обладает большим объемом знаний и навыков, открывают для себя новые шаги перспективного будущего.

Для того чтобы государство развивалось быстро и целенаправленно, конечно, необходима четкая система развития человеческого капитала, с помощью которой можно определить прогнозируемые масштабы его дальнейшего развития через образовательные процессы в университетах. Необходимо рассматривать роль образования как важнейшего фактора духовной жизни, способствующего формированию социальной стабильности. В последнее время начальное высшее образование для детей рассматривается как предпосылка для будущего вступления в средний класс. Сознательно или подсознательно люди начинают понимать, что оплата образовательных услуг - это долгосрочное вложение в их собственный человеческий капитал. Инвестиции, конечно, довольно рискованные, так как никто не может гарантировать мгновенный рост дохода после окончания учебы, но они могут быть очень прибыльными.[3]

К важнейшим видам инвестиций в развитие человеческого капитала, которые занимаются этой темой ученые, можно отнести, прежде всего, образование. И затраты на это признаются производительными, поскольку представляют собой вложения в одного человека и приносят ощутимые экономические выгоды в долгосрочной перспективе.

Рассмотрение особенностей процесса формирования человеческого капитала позволяет выделить принципиально важный источник экономического роста - образование людей. Современные условия общественного развития диктуют правила совы, поэтому сдвиг в представления о том, что образование как таковое может быть бесполезным в жизни, исчезает. В настоящее время образование, а именно высшее образование, не рассматривается как потребительское и непродуктивное, а, напротив, как новейшая концепция, в которой современное получение знаний в университетах является скорее экономической ролью для жизни общества. Высшее образование даёт существенный вклад в развитие индивидуального человеческого капитала. Именно образовательные процессы, так или иначе связанные с социальной действительностью, являются главными источниками формирования человеческого капитала, в полном его проявлении.[4]

Совершенно иначе рассматривается восприятие человеком той или иной информации. Все сводится к желанию человека достичь новых высот, а также к тому, насколько он готов бросить вызов себе. Эти категории для получения желаемого рождаются и развиваются с детства. И здесь тоже очень многое зависит от других, какое отношение к ним получит человек.

В заключении хочется сказать, что может быть несколько причин, по которым получить университетское образование невозможно. Одна из важнейших причин - экономическая составляющая. Немногие семьи смогут позволить себе высшее образование для своего ребенка. Многие не думают, что его ребенок не сможет уложиться в бюджетную форму обучения. Но при этом очень многое зависит от самого человека. Получение базовых знаний по школьной программе изначально готовит их к вступительным экзаменам в колледж, но мало кто пользуется этой возможностью, надеясь, как говорится, наугад.

Другой, немало важной причиной, служит мотивационная составляющая. Многие школьники заранее знают, что не будут поступать в университет и тратить свое время на получение, как им кажется, ненужного высшего образования. Многие сразу же устраиваться на работу, кому то везет больше, а кто-то не может достичь особых успехов в карьерном росте. В данном случае мотивация для устройства на работу намного выше, ведь здесь опять же рассматривается экономический аспект.[5]

Таким образом, можно сказать, что информация как важный аспект функционирования общества в той или иной мере является основным критерием, по которому можно судить об усилиях человека. Ведь то, как сильно он хочет овладеть дополнительной информацией, говорит о его решимости и готовности к уверенному и многообещающему будущему.

Именно информация, независимо от ее конструкции, определяет понятие такой категории, как «человеческий капитал», и это определение используется при рассмотрении конкретного человека с точки зрения его усилий, его стремления и потенциал. Приобретение информации, новых знаний и навыков происходит именно в социальных институтах, которые непосредственно с этим связаны. Таким образом, именно высшие учебные заведения считаются наиболее приоритетными в плане накопления новых навыков и новой информации.

 

Список литературы:

 

1. Штразбург, С. В. Составляющие человеческого капитала. Автореф. дис. … увнд. Экон. наук. 08.00.01. Сергей Викторович Штразбург. – М., - 2017. – 23 с.

2. Адыкаева, Е.Н. Формирование человеческого капитала в сфере высшего профессионального образования как фактора экономического роста. автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Елена Николаевна Адыкаева. – М., - 2016. – 25 с.

3. Образовательный комплекс как основа формирования человеческого капитала [Электронный ресурс]. URL: https://www.econcover.ru/eccovs-16-1.html (дата обращения:14.10.2020)

4. Человеческий капитал [Электронный ресурс]. URL:https://revolution.allbest.ru/management/00260983_0.html (дата обращения: 14.10.2020)

5. Филиппов В.М. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании [Текст] / под ред. В.М. Филиппова // Инновации в образовании РАНОУ. – М., - 2017. – 640 с.

 


[1] Штразбург, С. В. Составляющие человеческого капитала. Автореф. дис. … увнд. Экон. наук. 08.00.01. Сергей Викторович Штразбург. – М., - 2017. – С. 5.

[2] Адыкаева, Е.Н. Формирование человеческого капитала в сфере высшего профессионального образования как фактора экономического роста. автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Елена Николаевна Адыкаева. – М., - 2016. – С. 3.

[3] Образовательный комплекс как основа формирования человеческого капитала [Электронный ресурс]. URL: https://www.econcover.ru/eccovs-16-1.html (дата обращения:14.10.2020)

[4] Человеческий капитал [Электронный ресурс]. URL:https://revolution.allbest.ru/management/00260983_0.html (дата обращения: 14.10.2020)

[5] Филиппов В.М. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании [Текст] / под ред. В.М. Филиппова // Инновации в образовании РАНОУ. – М., - 2017. – С. 238



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: