Совершенствование правовых инструментов противодействия экстремизму.




 

Госдума в среду приняла в первом чтении поправки в федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"[14], устанавливающие новые признаки этой деятельности, принятый в 2002 году федеральный закон "дал совершенно "резиновое" определение "экстремистской деятельности" и одновременно ввел сверхжесткие санкции за такую деятельность – например, за одни только призывы к ней человек может лишиться свободы на несколько лет, деятельность общественных организаций может приостанавливаться без суда, а механизм ликвидации организаций или средств массовой информации упрощен почти до автоматизма".

Однако "последующая судебная практика показала, что антиэкстремистское законодательство "расфокусировано" настолько, что правоохранительная система почти не способна пользоваться им ни в каких целях, в том числе и с целью неправомерного преследования гражданских организаций".

Ныне действующий закон рассматривает как проявления экстремизма различные общественно опасные действия, которые и ранее квалифицировались как тяжкие преступления: попытки насильственного свержения власти, терроризм, массовые беспорядки, возбуждение национальной розни и т.д. Предлагаемые поправки заметно расширяют этот перечень[15].

Так, понятие "экстремизм" теперь будет распространяться и на "клеветнические" обвинения в тяжких преступлениях по отношению к государственным должностным лицам. Такая норма явно противоречит статье 19 Конституции РФ, провозглашающей всеобщее равенство перед законом и судом: государственный чиновник не должен быть защищен от клеветы в большей степени, чем любой другой человек. Очевидно, что эта новация открывает широкий простор для преследования за критику власти и ее представителей.

Таков же смысл предложения подверстать под экстремизм "публичные призывы и выступления, распространение материалов или информации... которые обосновывают либо оправдывают совершение деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности".

В июне 2006 в Госдуму внесено предложение, существенно расширившее перечень деяний, рассматриваемых как экстремистские. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: экстремистская деятельность (экстремизм)[16]:

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

· насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

· подрыв безопасности Российской Федерации;

· захват или присвоение властных полномочий;

· создание незаконных вооруженных формирований;

· осуществление террористической деятельности;

· возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

· унижение национального достоинства;

· осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

· пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

· воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, соединенные с насилием или угрозой его применения;

· публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления; применение насилия в отношении представителя государственной власти, либо угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;

· посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

· совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;

· создание печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности. Автор указанных материалов (произведений), признается лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а также публичные призывы и выступления, распространение материалов или информации, побуждающих к осуществлению указанной деятельности, которые обосновывают либо оправдывают совершение деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Представляется также крайне необходимым активизировать работу по подготовке проекта федерального закона «О противодействии политическому экстремизму», в котором должна найти отражение проблема борьбы с религиозно-политической разновидностью политического экстремизма либо подготовить проект специального закона, направленного на борьбу с религиозно-политическим экстремизмом.

Религиозный экстремизм не рождается на пустом месте. И предупредить его появление намного разумнее, чем с ним бороться.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, на основе вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что с религиозным экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан) должно противодействовать религиозно-политическому экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.

Для преодоления религиозного экстремизма могут применяться самые различные формы борьбы: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозно-политического экстремизма, но и их идейные вдохновители[17].

Способность конфессиональных организаций и духовных наставников внести ощутимый вклад в дело преодоления религиозно-политического экстремизма и терроризма осознается религиозными лидерами России. Иногда делаются заявления о том, что никакие другие социальные субъекты не могут сделать так много для предотвращения экстремизма, как это могут сделать руководители религиозных организаций.

Когда речь идет о разоблачении попыток использовать религиозные чувства людей для их вовлечения в экстремистские группировки, для совершения преступных действий, такая постановка вопроса вполне оправдана. Яркое и убедительное слово религиозных лидеров здесь может оказаться вне конкуренции. Общественные объединения и религиозные организации могут сделать очень многое для профилактики религиозного экстремизма, формируя у членов общества терпимость и уважительное отношение к людям иной культуры, к их взглядам, традициям, верованиям, а также принимая участие в сглаживании этнонациональных противоречий.

Важное значение для преодоления религиозного экстремизма имеет мониторинг его проявлений, а также противодействие использованию средств массовой информации и храмовой аудитории для пропаганды его идей. К сожалению, публичные выступления экстремистского толка, в которых содержатся подчас несколько завуалированные, а в ряде случаев ничем не прикрытые, призывы к ниспровержению конституционного строя в целях создания клерикального государства, к возбуждению вражды и ненависти на почве религии, встречаются нередко, однако должного реагирования правоохранительных органов не происходит.

Неустроенность миллионов людей, вынужденных отказываться от привычного образа жизни, массовая безработица, достигающая во многих регионах более половины трудоспособного населения, озлобленность, вызванная неудовлетворенностью базовых потребностей (безопасность, идентичность, признание и др.), являющиеся последствиями острейшего системного кризиса, переживаемого Россией и многими другими бывшими республиками СССР, судя по всему, еще долго будут источником религиозно-политического экстремизма.

Поэтому нужно основательно заниматься изучением этого феномена, мониторингом его проявлений и разработкой эффективных методов борьбы с ним.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30.

2. Авцинова Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия. В 2 томах. – М., 1999. Т. 2.

3. Амирокова Р.А. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.

4. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и
практики. – Махачкала. 1999.

5. Бондаревский В. П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимо­действие на территории: механизмы, трансформации, регулирование. – М., 1999.

6. Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории // Вестник аналитики. – 2002. – №3 (9).

7. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира //
Полис. – 2002. – № 1.

8. Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. – М.: Издатель Пресс, 2005. – 225 с.

9. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М. 1990.

10. Залужный А.Г. Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений // Конституционное и муниципальное право. – 2007, № 4.

11. Залужный А.Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия. // Современное право. – 2002, № 12.

12. Иванов А.В. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право, 2003, № 5.

13. Козлов А.А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия: Система воспитания в высшей школе. – М.: 1994. Выпуск 4.

14. Мшюславский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. – М.: 1991.

15. Решетников М. Исламские истоки терроризма // Аргументы и факты. –
2001. – № 42.

16. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. – М. 1993.

17. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма / Под ред. Э. Г. Филимонова. – М.: Знание. – 1983, 63 с.

18. Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. – 2002, № 5.

19. Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего
состояния // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториат УРСС, 2000.

 


[1] Авцинова Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия. В 2 томах. – М., 1999. Т. 2.

 

[2] Залужный А.Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия. // Современное право. – 2002, № 12.

 

[3] Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. – 2002, № 5.

 

[4] Козлов А.А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия: Система воспитания в высшей школе. – М.: 1994. Выпуск 4.

 

[5] Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Полис. – 2002. – № 1.

 

[6] Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма / Под ред. Э. Г. Филимонова. – М.: Знание. – 1983, 63 с.

 

[7] Бондаревский В. П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимо­действие на территории: механизмы, трансформации, регулирование. – М., 1999.

 

[8] Амирокова Р.А. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.

 

[9] Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. – Махачкала. 1999.

 

[10] Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего состояния // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториат УРСС, 2000.

 

[11] Решетников М. Исламские истоки терроризма // Аргументы и факты. – 2001. – № 42.

 

[12] Залужный А.Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия. // Современное право. – 2002, № 12.

 

[13] Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. – М.: Издатель Пресс, 2005. – 225 с.

 

[14] Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30.

 

[15] Иванов А.В. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право, 2003, № 5.

 

[16] Залужный А.Г. Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений // Конституционное и муниципальное право. – 2007, № 4.

 

[17] Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории // Вестник аналитики. – 2002. – №3 (9).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: