Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория и методика физической культуры»
для студентов 2 курса очной формы обучения 2014-2015 уч.года
1. Предмет изучения дисциплины «ТиМФК». Характеристика этапов формирования дисциплины «ТиМФК».
2. «Физическая культура». Характеристика ценностей ФК. Структура (компоненты) и формы физической культуры.
3. Система физического воспитания. Основные понятия системы физического воспитания.
4. Классификация и характеристика принципов физического воспитания.
5. Средства физического воспитания. Основные и вспомогательные средства формирования физического совершенства.
6. Техника двигательного действия. Структура техники, способы ее оценивания.
7. Способы дозирования физических упражнений (по их направленности, интенсивности, общей продолжительности).
8. Нагрузка и отдых как компоненты физического воспитания. Типы интервалов отдыха и их значение в физическом воспитании.
9. Классификация и характеристика методов развития двигательных способностей.
10. Классификация и характеристика методов формирования двигательного навыка.
11. Значение общепедагогических методов в восприятии информации и формировании личности занимающегося.
12. Роль игрового и соревновательного методов в совершенствовании техники двигательного действия и развития двигательных способностей.
13. Основные понятия: «двигательное умение», «двигательный навык», «основные опорные точки». Принципиальная схема обучения двигательным действиям. Законы формирования двигательного навыка.
14. Цель, задачи, особенности состава средств и методов на первом этапе обучения двигательным действиям.
15. Цель, задачи, особенности состава средств и методов на втором этапе обучения двигательным действиям.
|
16. Цель, задачи, особенности состава средств и методов на третьем этапе обучения двигательным действиям.
17. Классификация силовых способностей. Факторы определяющие развитие силовых способностей.
18. Комплекс основных и дополнительных средств развития силовых способностей. Привести комплекс упражнений, направленных на развитие максимальной силы мышц рук и плечевого пояса.
19. Дать характеристику методам увеличения мышечной массы. Привести комплекс упражнений, направленных на увеличение мышечной массы ног.
20. Дать характеристику методам развития и способам оценки силовой выносливости.
21. Охарактеризовать методику развития скоростно-силовых способностей. Способы оценивания скоростно-силовых способностей на уроке физической культуры.
22. Характеристика скоростных способностей. Факторы, обеспечивающие развитие скоростных способностей (применительно к каждой группе).
23. Составить комплекс упражнений и указать параметры нагрузки для развития быстроты реакции, применительно к урочным формам занятий.
24. Причины возникновения «скоростного барьера». Охарактеризовать методику устранения «скоростного барьера».
25. Характеристика видов выносливости. Какие факторы приоритетно влияют на развитие аэробной и анаэробной выносливости.
26. Методические особенности совершенствования аэробной и гликолитической выносливости.
27. Оценка показателей различных видов выносливости в практике физического воспитания.
28. Гибкость (подвижность, пластичность). Факторы проявления показателей гибкости.
|
29. Методические основы развития активной динамической гибкости.
30. Методические приемы развития статической гибкости. Способы оценивания гибкости.
31. Характеристика двигательно-координационных способностей. Компоненты и формы проявления двигательно-координационных способностей. Факторы, определяющие развития ловкости.
32. Факторы, определяющие развития равновесия. Методические основы развития равновесия.
33. Инновации в системе физического воспитания школьников. Содержание основных концепций, направленных на формирование потребности у населения заниматься физической культурой.
34. Характеристика учебно-методического комплекса по предмету «Физическая культура» для учителя физической культуры и учащихся. Особенности их использования в практике физического воспитания.
35. Педагогические аспекты физкультурных занятий с младшими школьниками: структура, продолжительность, выбор средств физической культуры в зависимости от задач и возраста занимающихся.
36. Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроке физической культуры и в процессе внеурочных форм занятий. Способы оценивания успеваемости школьников по предмету «Физическая культура».
37. Особенности физкультурных занятий со школьниками среднего возраста: выбор средств, методов физического воспитания в зависимости от задач и возраста занимающихся.
38. Особенности организации физкультурных занятий со школьниками старшего возраста: структура, продолжительность, выбор средств физической культуры в зависимости от задач и возраста занимающихся.
|
39. Виды и формы планирования физического воспитания. Методика разработки документов перспективного планирования.
40. Характеристика документов этапного планирования физического воспитания. Методика составления тематического плана.
41. Характеристика документов оперативного планирования в физическом воспитании. Методики составления плана-конспекта, технологической карты. Подбор и содержание задач урока.
42. Сущность контрольных функций специалиста по физическому воспитанию. Виды и формы контроля в процессе физического воспитания. Основные требования, предъявляемые к педагогическому контролю.
43. Характеристика методов контроля оценивания психофизического состояния занимающихся.
44. Педагогический учет в физическом воспитании. Виды и документы учета, их характеристика применительно к школьному физическому воспитанию.
45. Содержание дневника самоконтроля в физическом воспитании и методика его заполнения.
46. Классификация уроков физической культуры. Разновидности школьных уроков физической культуры: по признаку решаемых задач, по образовательной направленности учебного процесса, по содержанию учебного материала.
47. Характеристика подготовительной части занятия. Основные средства данной части комплексного урока.
48. Характеристика основной части занятия. Логика развертывания учебного процесса и основные средства комплексного урока.
49. Характеристика заключительной части занятия. Логика развертывания учебного процесса и основные средства. Роль домашнего задания по предмету «Физическая культура».
50. Методы организации деятельности учащихся на уроках физической культуры. Особенности их применения со школьниками различного возраста.
51. Характеристика физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. Методика организации и проведения физкультминуток и фикультпауз для различных возрастных групп школьников.
52. Характеристика внеклассных форм ФВ. Организация и проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.
53. Особенности организации внешкольной работы по физическому воспитанию (по месту жительства, в детских лагерях отдыха) для различных возрастных групп населения. Характеристика ряда проектов организации физического воспитания населения по месту жительства.
54. Характеристика профессиональной деятельности учителя ФК (структура, функции, умения, профессионально-педагогические способности).
55. Критерии эффективности уроков физической культуры, определение и оценка общей и моторной плотности урока.
56. Анализ урока физической культуры. Основные направления анализа урока. Заполнение карты педагогического наблюдения.
57. Анализ физической нагрузки учащихся на занятиях физическими упражнениями на основе динамики ЧСС.
58. Характеристика ФВ студентов физкультурных и не физкультурных ссузов. Цели и задачи, формы организаций занятий ФК. Методические особенности организации ППФП для разных групп профессий.
59. Характеристика ФВ студентов физкультурных и не физкультурных вузов. Цели и задачи, формы организаций занятий ФКиС. Методические особенности организации ППФП для разных групп профессий.
60. Система форм физкультурно-оздоровительной работы с трудящимися. Производственная физическая культура (сущность, структура). Оценка эффективности производственной ФК.
Литература
1. Афанасьев С.П. и др. Что делать с детьми в загородном лагере.- М.: Новая школа,1994.-224 с.
2. Афанасьев С.П. Праздники в школе.- М.: АСТ-Пресс Книга, 2003.-320 с.
3. Фонарев Д. В. Учебное пособие (тексты лекций) по дисциплине «Теория и методика физической культуры». – Чайковский, 2014. –209 с.
4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для вузов.- 5-е изд. - М.: Академия, 2014. - 480 с.