Центральным звеном в менеджменте является коллектив. Производственный коллектив - это организованная группа людей с относительно постоянным составом, нацеленная на решение общих задач на основе использования закрепленных за ней материальных, финансовых и информационных ресурсов.
Коллектив - очень широкое понятие. Менеджер должен рассматривать коллектив прежде всего как совокупность личностей, связанных между собой отношениями кооперации (сотрудничества). Такой подход позволит ему предвидеть различного рода конфликты и влиять на их разрешение. Производственный коллектив делится на группы. Они бывают формальными и неформальными.
Формальная группа - это группа работников предприятия, объединенная на основе регламентирующих документов (штатное расписание, приказ и др.). К таким группам относятся отделы, участки, цеха предприятия.
Неформальная группа - это группа работников предприятия, объединенная на основе общих интересов и симпатий. Неформальные группы не всегда очевидны, их состав непостоянен. Однако часто неформальные объединения людей играют существенную роль в организации производственного процесса, снижая либо повышая его эффективность. Неформальные группы - неизбежное явление, и задача менеджера состоит в том, чтобы людей, состоящих в неформальной группе, максимально объединить в рамках формальной группы и направить их деятельность на достижение общих целей.
Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов коллектива неоднороден, и предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие непросто. Менеджмент базируется на системе принципов, которые присущи только ему, и при этом опирается на другие науки, связанные с управлением. Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей. Однако эти принципы нельзя считать абсолютной истиной. Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от ошибок, так как управление людьми - самый сложный из всех видов деятельности. Рассмотрим принципы менеджмента, которыми следует руководствоваться менеджеру но избежание ошибок, вызывающих конфликты и нарушен их нормального ритма работы предприятия.
|
Принцип понятной цели. Цель - это то, к чему стремится предприятие. Если говорить о трудовом коллективе, то менеджер должен сам осознать и в понятной форме разъяснить суть целей, стоящих перед трудовым коллективом и каждым из его членов. В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все сторон управляющего воздействия.
Одновременно с традиционными, заранее определенными задачами постоянно возникают внештатные ситуации, которые требуют безотлагательного оперативного решения. Часто успех деятельности коллектива зависит от умелого решения многочисленных и неожиданно появляющихся острых проблем. Искусство определять важнейшие тактические цели, определять очередность и способы их достижения - основа искусства управления и часто исходит из предвидения и интуиции.
Итак, один из важнейших принципов управления можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все виды деятельности человека - от государственного и производственного управления до тактики поведения личности на бытовом уровне. Не зная цели и тех результатов, которых можно ожидать при ее достижении, любая акция, любой поступок обречены на провал или могут вызвать серьезный конфликт.
|
Принцип правовой обоснованности управленческого решения. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенным риском. Принцип правовой обоснованности требует от руководителей предприятий знания действующего законодательства и принятия решений только с его учетом. Особенно это касается сферы трудовых отношений, с которыми связано практически любое управленческое воздействие. Все управленческие решения должны базироваться на законе.
Принцип оптимизации управления. Любое предприятие развивается, совершенствуется, его структура должна динамично изменяться, приспосабливаясь к быстрым изменениям внешней среды. Оптимизация управления позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта и повышает его функциональные возможности, что в итоге ведет к ослаблению или полному устранению внутренних негативных процессов. Деятельность в направлении оптимизации управления повышает эффективность предприятия. Совершенствование управленческих процессов в трудовых коллективах имеет основной целью повышение производительности труда при уменьшении противоречий между руководителем и исполнителями. Оптимизация и упрощение сложных производственных систем - необходимое условие для более эффективного использования постоянно растущих объемов информации, что и определяет прогресс этих систем.
|
Принцип оптимизации управления должен лежать в основе принятия решений о централизации либо децентрализации полномочий.
Централизация управления имеет несомненные преимущества при решении глобальных, стратегических задач. Она позволяет широко, масштабно распределять все виды резервов и ресурсов, но при этом неизбежно подавляется творческая инициатива исполнителей, не всегда оптимально решаются тактические задачи. В некоторых ситуациях (чаще всего в экстремальных - война, пожар, стихийные бедствия) централизация совершенно незаменима. Трудно представить управление армией без реализации этого принципа.
Децентрализация управления освобождает членом коллектива от опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей. Рядовой работник выполняет задание с уд военной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля над ситуацией. Децентрализация эффективна, если на низших уровнях управленческой иерархии принимают обоснованные и важные решения и эти решения не требуют согласований и утверждения руководством. Децентрализация многих управленческих функций неизбежна при территориальной разобщенности структурных подразделений предприятия (филиалы, управления структурных подразделений) или при необходимости специализации. Но децентрализация управления имеет опасную тенденцию к втягиванию управляемого процесса в анархию, хаос. Делегируя при децентрализации свои полномочия исполнителям, руководитель часто не может ответить ни конкретные вопросы непосредственного начальства. Ответы на эти вопросы знают компетентные заместители руководителя, которым делегированы соответствующие полномочия. Но сам руководитель в этой ситуации чувствует себя, мягко говоря, дискомфортно. Выход из этой ситуации - компромисс. Руководитель должен взять всю организационно-распорядительную власть в свои руки. Одновременно нужно делегировать значительную часть своих полномочий опытным заместителям, специалистам своего дела. Не следует мешать их работе постоянным контролем, если они в основном успешно выполняют свои служебные обязанности. Лишь при явной угрозе срыва запланированных работ или очевидном несоответствии исполнителя занимаемой должности руководитель обязан активно вмешаться в работу отстающего структурного подразделения, применив всю полноту власти вплоть до подмены собой исполнителя.
Важное значение имеет принцип единоначалия, который гласит, что работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. Это ясное и понятное всем правило нарушается постоянно, начальнику трудно преодолеть искушение самому вмешаться в производственный процесс, и его указания кажутся ему, несомненно, самыми мудрыми. Однако когда исполнитель получает от разных начальников две противоречивые команды, как правило, качественно не исполняется ни одна из них.
Принцип соответствия. Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя - вот основа принципа соответствия. Основы этого важного принципа были заложены около ста лет назад американским инженером Ф.У. Тэй-лором, основоположником научной организации труда и управления, "отцом научного менеджмента". Определить соответствие работника занимаемой должности - задача не из легких. Необходим опыт и умение для того, чтобы отделить профессиональные деловые качества от словесной мишуры и внешней помпезности сотрудника. Чаще люди придерживаются завышенного мнения относительно своих способностей. Значительно реже встречаются случаи их недооценки.
Если человеку с хорошим образованием поручить выполнять рутинную канцелярскую работу, то значительная часть его знаний пропадет без пользы, а сам сотрудник будет стараться сменить место работы ради более интересной должности. Принцип соответствия необходимо применять каждому руководителю при подборе и расстановке кадров и при оценке своих собственных возможностей.
Принцип замещения. Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально. Зачастую отсутствие работника может парализовать работу целого предприятия. Поэтому важно установить систему замещения так, чтобы не страдала работа.
Замещающий должен знать свои новые функции, но еще лучше разбираться в том, чего он не должен делать.
Принцип повышения квалификации. Этот принцип управления требует повышения квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности. В первую очередь это относится к тем, кто принимает стратегические управленческие решения, кто несет ответственность за развитие предприятия, за постоянное обновление продукции и реализацию новых технологических и организационных решений.
Контрольные вопросы и задания
1.Раскройте сущность понятия "менеджмент предприятия". Перечислите функции менеджмента.
2.Дайте определение понятия "коллектив предприятия". На какие группы его можно разделить, в чем заключаются их различия?
Перечислите принципы менеджмента, дайте им краткую характеристику