В государственном финансовом мониторинге




ВВЕДЕНИЕ В КУРС

«ФИНАНСОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ»

В ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ МОНИТОРИНГЕ

(на примере Росфинмониторинга)

Учебное пособие

 

 

Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования

«Московский финансово-юридический университет МФЮА»

 

 

 

 

Учебное пособие

 

 

ВВЕДЕНИЕ В КУРС

«ФИНАНСОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ»

В ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ МОНИТОРИНГЕ

(на примере Росфинмониторинга)

Рекомендовано учебно-методическим Советом МФЮА в качестве учебного пособия

для студентов и слушателей высших учебных заведений, изучающих базовые дисциплины в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

 

Москва

УДК 343.37

ББК 65.9

 

Рецензент:

 

А.Г. Забелин, д.экон.н., профессор, ректор АОЧУ ВО МФЮА.

 

 

Глотов В.И., Короткий Ю.Ф., Гобрусенко К.И. Введение в курс «Финансовые расследования» в государственном финансовом мониторинге (на примере Росфинмониторинга): Учебное пособие / под редакцией к.э.н. Ю.А. Чиханчина. – Москва: издательство МФЮА, 2015. – 88 с.

В учебном пособии авторами (к.э.н., проф. В.И. Глотовым, к.ю.н. Ю.Ф. Коротким и к.ю.н. К.И. Гобрусенко) рассматриваются вопросы специфики проведения финансовых расследований, в т.ч. правовые основы данного процесса, его методология, информационное обеспечение, документирование хода и результатов.

 

 

ISBN 978-5-94811-221-3

 

 

© В.И. Глотов, 2015

© Ю.Ф. Короткий, 2015

© К.И. Горбусенко, 2015

© Издательство МФЮА, 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………...……………………………………………...….…... 5

Г л а в а I. Общие вопросы финансовых расследований

§ 1. Определение понятия «финансовые расследования»…………….....…….….8

§ 2. Понятие информации в сфере ПОД/ФТ…………………….………..………11

§ 3. Поиск и обнаружение информации, необходимой для проведения финансовых расследований………………………………………….………….13

§ 4. Финансовое расследование как информационный процесс…………….…..18

§ 5. Поводы и основания для проведения финансового расследования..............21

§ 6. Виды финансовых расследований……………………………………............22

§ 7. Основные этапы финансового расследования…….…………………………23

Контрольные вопросы по Главе I ………………………………………………….26

Г л а в а II. Проведение финансовых расследований

§ 1. Правовое регулирование информационного обеспечения проведения финансовых расследований……………….........……………….........................27

§ 2. Источники информации, используемые при проведении финансовых расследований…………………..……………………………………..…………33

§ 3. Особенности формирования информационных ресурсов, необходимых для проведения финансовых расследований.……………………………..………..37

§ 4. Объекты финансовых расследований...…………………………….………..44

§ 5. Документирование хода и результатов финансового расследования...47

Контрольные вопросы по Главе II ………………………………………………...50

Глава III. Отдельные вопросы методического обеспечения проведения финансовых расследований

§ 1. Подходы к разработке методик финансовых расследований………............51

§ 2. Понятие и подходы к выявлению связей объектов финансовых расследований……………………...…………………………………………….55

§ 3. Сущность проблемно-тематического подхода……………………..………..65

§ 4. Использование современных информационных технологий при проведении анализа обстановки в сфере ПОД/ФТ......................................................................72

Контрольные вопросы по Главе III …...…………………………………………...77

Список использованных источников и литературы……………………………...78

Приложение…………………………………………………………………………81

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма представляют серьезную угрозу для каждого государства мирового сообщества, нарушают нормальное функционирование его основных экономических институтов, препятствуют контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов.

Особое место в международной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма1 занимают подразделения финансовой разведки, одним из основных направлений деятельности которых является организация борьбы с этими видами преступлений с участием не только правоохранительных, но и иных органов исполнительной власти, общественных объединений и коммерческих структур. На территории Российской Федерации указанные функции, наряду с полномочиями по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, закреплены за Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторингом).

Результативность борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма во многом зависит от надлежащей организации системы сбора, обработки, накопления и использования в деятельности Росфинмониторинга информации, имеющей значение для выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с легализацией преступных доходов и финансирования терроризма, или, иными словами, от организации проведения финансовых расследований. Создание такой системы выступает необходимым условием для своевременного выявления фактов легализации преступных доходов и финансирования терроризма, а также выявления, предупреждения и раскрытия предикатных преступлений (т.е. первичных по отношению к легализации). В свою очередь, этот процесс зависит от использования различных источников информации, ведомственных и вневедомственных информационных ресурсов, в том числе в электронном виде, которые формируются и накапливаются в рамках разнообразных информационных систем. Значимость любого источника информации, информационного ресурса определяется, прежде всего, возможностью предоставления им необходимых данных с целью решения задач Росфинмониторинга.

Многообразие способов совершения предикатных преступлений и преступлений, связанных с легализацией преступных доходов и финансирования терроризма, соединенное с применением разнообразных приемов и средств маскировки, существенно затрудняет обнаружение их признаков. Вместе с тем, как показала практика, для различных способов совершения таких преступлений характерна устойчивая повторяемость, объективно обусловленная системой функционирования финансового механизма хозяйствующих субъектов экономики каждого отдельного государства, что создает предпосылки для использования современных информационных технологий в выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений данной категории. В отдельных случаях только при помощи современных информационных технологий становится возможным выявление фактов легализации (отмывания) преступных доходов. Следовательно, научная разработка и применение при проведении финансовых расследований новых информационных технологий является важным резервом повышения результативности проводимых правоохранительными и финансовыми органами мер по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

Процесс сбора, обработки, накопления и анализа необходимой для результативной борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма информации составляет содержание финансового расследования. Рассмотрение в данном учебном пособии отельных вопросов его правового регулирования, организационного и методического обеспечения обусловлено необходимостью формирования у студентов, слушателей высших учебных заведений, изучающих базовые дисциплины в сфере ПОД/ФТ и начинающих свой профессиональный путь специалистов, следующего комплекса знаний, умений и навыков:

- усвоение основных понятий и понимание сущности проведения финансового расследования;

- знание этапов и видов финансовых расследований;

- изучение правовой основы проведения финансового расследования;

- уяснение порядка использования различных источников информации, необходимых для проведения финансовых расследований;

- ознакомление с особенностями формирования информационных ресурсов, необходимых для проведения финансовых расследований;

- привитие навыков правильного использования информационных ресурсов и современных информационных технологий при проведении финансовых расследований.

Предлагаемое учебное пособие имеет практическое значение, поскольку в нем сформулированы отвечающие реалиям сегодняшнего дня научно-обоснованные рекомендации по организации проведения финансовых расследований по линии ПОД/ФТ.

 

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫПРОВЕДЕНИЯ

ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ

 

§ 1. Определение понятия «финансовые расследования»

Словосочетание «финансовые расследования» вошло в отечественный обиход и достаточно широко используется в деятельности внутрикорпоративных служб (например, экономической безопасности, внутреннего контроля), коммерческих структур, в высших учебных заведениях появились одноименные кафедры, изучающие проблемы преступных посягательств в финансовой сфере1, на него обратили внимание представители российской научной среды2. У отдельных консалтинговых компаний появился такой спектр услуг, как: независимые финансовые расследования и поиск активов, финансовые расследования и содействие в спорных ситуациях, расследования финансовых махинаций и мошенничества и др. Как правило, эти услуги направлены на противодействие противоправным посягательствам на собственность частных организаций. В отношении указанного словосочетания, получившего распространение и в сети Интернет, высказываются различные точки зрения и даются разные определения.

В данном учебном пособии мы рассмотрим термин «финансовые расследования» как междисциплинарную категорию, объясняющую процессы, лежащие на стыке разных отраслей знаний, применительно к деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу. Такой подход коррелируется с опытом различных стран в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, поскольку в соответствии с выработанной международной терминологией деятельность аналогичных Росфинмониторингу подразделений финансовой разведки основывается на проведении финансовых расследований.

Financial investigations («финансовые расследования» в переводе на русский язык) - это процесс выявления финансовых операций, связанных с финансовыми нарушениями и (или) преступлениями, под которыми следует понимать незаконные действия, направленные на получение, использование или распределение финансовых ресурсов.

Так, например, в структуру Минфина США входит Financial Crimes Enforcement Network или FinCEN – подразделение финансовой разведки, деятельность которого направлена на проведение финансовых расследований в целях выявления и фиксации финансовых операций, связанных с преступлениями. Сущность финансовых расследований как практической деятельности заключается в применении комплекса знаний прикладных экономических наук для выявления и фиксации различных видов преступлений, связанных с совершением финансовых операций и иных сделок. При этом финансовые операции и иные сделки могут составлять саму суть преступной деятельности.

Эксперт в области научно-методического обеспечения организации и проведения финансовых расследований George A. Manning в своей работе «Финансовые расследования и судебный учет»1 указывает, что используемые методы выявления и расследования финансовых преступлений представляют собой междисциплинарную концепцию, в которой соединены учет, финансовый анализ и правоохранительная деятельность. Освоение этих методов требует изучения различных отраслей законодательства, банковского дела и других прикладных дисциплин.

Проведение финансовых расследований сводится к выявлению финансовой составляющей преступной деятельности и фиксации ее следов. При этом финансовые расследования нельзя отождествлять с категориями «финансовый анализ», «финансовый контроль», «расследование преступлений». Вместе с тем, основываясь на междисциплинарной концепции, при проведении финансовых расследований необходимо уметь оценивать финансовую устойчивость и эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, что входит в предмет финансового анализа, оперировать фактами о нарушенных участниками финансовых, кредитных, валютных операций, установленных государством нормах и правилах, выявленных специально уполномоченными органами финансового контроля, и применять методы расследования отдельных видов преступлений. В данном контексте наше понимание методов расследования преступлений основываемся на определении Р.С. Белкина, в соответствии с которым это - система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и осуществлению расследования и предотвращения отдельных видов преступлений1.

Таким образом, предметом финансовых расследований являются финансовые операции и иные сделки, которые могут быть связаны с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Объектом финансовых расследований выступают физические и юридические лица. Содержание финансового расследования составляет процесс сбора, обработки, накопления и анализа информации, необходимой для результативной борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Полученным по результатам финансового расследования фактам дается юридическая оценка.

Исходя из изложенного, предлагается следующая трактовка определения финансового расследования.

Финансовое расследование - форма организации процесса сбора, обработки, накопления и анализа информации и иных материалов в целях выявления и документирования фактов, содержащих достаточные основания, свидетельствующие о том, что операции, сделки связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

§ 2. Понятие информации в сфере ПОД/ФТ

 

Порядок сбора, обработки, фиксации и использования информации в деятельности Росфинмониторинга представляет собой информационный процесс. Проведение финансового расследования предполагает, прежде всего, организацию информационного процесса и работу с информацией.

Информация - одно из центральных понятий современной науки, широко вошедшее в научный обиход с середины прошлого века. Развитие человеческой деятельности немыслимо без обмена информацией, ее накопления, систематизации, анализа и оценки.

Этимологически термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» – разъяснение, изложение, осведомление. Согласно определению С.И.Ожегова, под ней подразумеваются разного рода сообщения, сведения1.

Содержание понятия информации может быть раскрыто как свойство материи. Так, А.И. Трусов считал, что «...информация охватывает отражение предметов и явлений в человеческом сознании, явлений и процессов друг в друге, вне связи с сознанием»2. В криминалистике изменения в среде, как следствия отражения события в этой среде, являются информацией об этом событии3.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» рассматривает содержание информации как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»4.

Процесс наблюдения и отражения реальной действительности представляет собой непрерывное или дискретное получение данных, которые в совокупности могут нести ценную информацию, а данные для любого субъекта, в том числе и аналитика, - могут стать информацией лишь тогда, когда он может их правильно оценить и обнаружить в них новые знания.

Особое значение для аналитиков Росфинмониторинга1 имеет любая социальная информация, содержащая сведения, которые возможно использовать с целью борьбы с преступностью. Такие сведения должны обладать следующими необходимыми свойствами: иметь отношение ко всему процессу борьбы с преступностью или к какому-либо его элементу, быть конкретными, достаточно полными и, наконец, достоверными.

В целях решения задачи по повышению эффективности исполнения возложенных на Федеральную службу по финансовому мониторингу функций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимо своевременное обеспечение аналитических подразделений Росфинмониторинга информацией, указывающей на различные признаки противоправной деятельности в сфере ПОД/ФТ. Непременным условием восприятия сотрудниками аналитических подразделений такой информации является унификация понятий и терминов, исключающая разночтения. В этой связи, факты противоправной деятельности в сфере ПОД/ФТ должны быть отражены в информации с помощью терминов, определенных действующими нормативными правовыми актами.

Сведения, составляющие содержание информации аналитических подразделений Росфинмониторинга, в своей основе отражают финансовую и хозяйственную деятельность юридических и физических лиц и могут включать различные виды тайн.

Законодательством Российской Федерации установлены специальные режимы сбора, хранения и распространения отдельных категорий информации. К ним относятся: государственные секреты, охватывающие государственную1 и служебную2 тайны; информация, отражающая финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, включающая такие виды тайны, как банковская тайна и тайна вкладов3, налоговая4 и коммерческая5 тайны и другие.

Следовательно, сбору, накоплению, обработке и хранению аналитическими подразделениями Росфинмониторинга подлежит только та информация, которая добыта в соответствии с нормативными правовыми актами и, в соответствии с этими же нормативными правовыми актами, может быть ими использована.

Исходя из вышеизложенного, необходимо выделить в качестве важнейших следующие параметры, которым должна соответствовать информация аналитических подразделений Росфинмониторинга: достоверность, полнота, логичность изложения; своевременность, способность поддаваться количественному определению; относимость и связанная с нею ценность.

Закономерности (реально существующие взаимосвязи, взаимообусловленности), относящиеся к образованию, обнаружению, получению, проверке и фиксации информации в сфере ПОД/ФТ – важнейшая составная часть предмета теории финансовых расследований.

 

§ 3. Поиск и обнаружение информации, необходимой для проведения финансовых расследований

 

Поиск в качестве самостоятельного элемента в системе мер выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, был выделен в начале 70-х годов прошлого столетия учеными при исследовании проблем оперативно-розыскной деятельности.

В системе правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ОРД), выделяют разведывательно-поисковую работу, а в ее структуре оперативный поиск и аналитический поиск1. При этом аналитический поиск рассматривается как способ «проникновения» в документальные источники сведений и информационные массивы, содержащие знания об объектах, представляющих оперативный интерес, и их детальное изучение в целях получения оперативно-значимых результатов.

На практике и в литературе употребляется термин «аналитическая разведка», который в общем плане определили как «разведку в информационной среде» и, с другой стороны, как «получение новых знаний о разведываемом объек­те или явлении на основании аналитической обработки добытой раз­ведывательной информации и сведений об известных фактах» 2.

Отдельные авторы рассматривают термины «аналитическая разведка» и «аналитический поиск» как равнозначные. При этом под информационным поиском подразумевается автоматизированный процесс наведения справок в учетах3.

Строго дифференцированно к определению роли поиска и анализа в информационной деятельности правоохранительного органа подходит Б.Я. Нагиленко4. Он полагает, что «в отличие от поиска основу анализа составляют уже полученные знания субъекта о признаках искомого объекта, а также найденная, собранная и проверенная информация, характеризующая выявляемый (обнаруженный) объект». Рассматривая поиск и анализ как элементы процесса познания, утверждается, что «представляется абсурдным поиск именовать аналитическим, а анализ поиском». При решении аналитических задач, связанных прежде всего с выявлением отдельных видов преступлений и лиц, их совершивших, предлагается использовать термин «аналитическая разведка», что в свою очередь «обусловливает специфику методик данного вида анализа и приме­няемых соответствующих информационных технологий». При этом полагается, что при осуществлении аналитической разведки можно только разведать что-либо, т.е. узнать о наличии, либо отсутствии искомых данных, исследовать на их основе отдельные фак­ты и их взаимосвязь, получить сведения, характеризующие изучаемые объекты.

По нашему мнению, распознавание признаков состава преступления осуществляется по сформированным информационным моделям оперативно-значимых поисковых признаков, под которыми следует понимать совокупность зафиксированных на материальных носителях информации показателей, позволяющих характеризовать действия или бездействия лиц, попадающих под законодательную модель преступления (состав преступления). Поэтому анализу предшествует информационный поиск.

Процесс противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма предполагает выделение наиболее значимых, находящихся между собой во взаимосвязи данных, объем и содержание которых позволяет характеризовать лиц, совершающих преступные деяния, а также выявлять сами факты легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

Обнаружение информации, необходимой для проведения финансового расследования, основывается на использовании законов логического мышления, таких его приемов и процедур, как анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, силлогизм.

Большое значение при проведении финансовых расследований имеют наборы данных, характеризующих криминально активных лиц, сами факты легализации и связанные с ними предметы, события, явления и процессы.

В ходе сбора сведений по изучаемой проблеме задача аналитика заключается в приведении отбираемых данных в более пригодную, рациональную форму с целью осмысления, обобщения, выявления закономерностей и тенденций.

Обобщение и систематизация имеющихся данных позволяют установить взаимосвязи между ними и сделать выводы или предположения.

В ходе анализа устанавливаются объекты и направление развития причинной связи: действие - причина - последствия.

Процесс обнаружения информации, имеющей значение для ПОД/ФТ состоит из нескольких этапов, последовательность которых представляется целесообразным отобразить на схеме (см. Рисунок 1).

 

Рис. 1. Процесс обнаружения информации, имеющей значение для ПОД/ФТ

 

1. Сбор данных.

2. Оценка данных.

3. Упорядочение данных.

4. Описание данных.

5. Применение приемов логического мышления.

6. Заключение, выводы, прогнозы, оценки.

7. Выдвижение гипотез.

Сбор данных об иско­мых объектах (лицах, событиях, фактах, предметах и т.п.) - одна из стадий познавательного процесса, с которого начинается поиск информации, имеющей значение для ПОД/ФТ.

На следующем этапе дается оценка всех собранных данных, образующих информацию.

На этапе упорядочения данных вся собранная информация группируется и структурируется.

Описание данных помогает выделить наиболее значимые, находящиеся между собой во взаимосвязи данные, образующие информацию, имеющую значение для ПОД/ФТ.

Приемы логического мышления на основе полученной информации позволяют оценить объем и содержание полученных данных, необходимых для выявления фактов легализации преступных доходов и финансирования терроризма. На этом этапе представляется возможным сделать промежуточные выводы на основе имеющихся данных.

На этапе выдвижения гипотез происходит формирование нескольких версий, которые впоследствии проверяются.

Процесс обнаружения информации, необходимой для проведения финансовых расследований, представляет собой цикл из вышеописанных этапов. Заключения, выводы, прогнозы и оценки - одним из важных и ключевых этапов, который можно выделить в отдельную часть упомянутого цикла. Именно он отражает итоговый результат всего процесса обнаружения информации, имеющей значения для ПОД/ФТ. Как правило, этот этап наступает после осуществления приемов логического мышления.

Во многом результат проделанной работы зависит от форм представления информации. Сведения (сообщения, данные) могут быть представлены в текстовом, графическом, табличном и других видах.

Текстовый вариант используется при описании субъектов, объектов, процессов, явлений, а также при подготовке документов. Форма представления информации в виде связного текста избирается в том случае, если главной в документе является информация о действиях или отношениях между субъектом и объектом – изложение каких либо положений, решений, фактов, событий.

Форма представления унифицированного текста документа в виде таблицы избирается в том случае, если главной является информация об объекте и его признаках.

Таблицу можно рассматривать как результат определенной формализации, в процессе которой текст лишается обычной грамматической связности, а содержание текста передается упрощенными конструкциями, цифрами или другими знаками.

Таблица – форма представления унифицированного текста, содержащего информацию, являющуюся характеристикой нескольких объектов по ряду признаков. Таблица имеет два уровня членения текста: вертикальный – графы и горизонтальный – строки.

Обобщенные наименования признаков в таблице составляют заголовок и подзаголовки граф (головка), а наименования объектов – заголовок и подзаголовки строк таблицы, расположенных в крайней левой графе (боковик).

Графическая информация позволяет наглядно отобразить хозяйственные процессы или результаты расчета каких-то показателей, а также связи между субъектами, объектами.

 

§ 4. Финансовое расследование как информационный процесс

 

Порядок сбора, обработки, фиксации и использования информации в сфере ПОД/ФТ представляет собой информационный процесс, который определяется в результате сознательной, организованной деятельности аналитиков для решения возложенных на них задач. Одними из основных задач аналитических подразделений Росфинмониторинга являются выявление фактов ПОД/ФТ и установление лиц, связанных с ними. Важным условием успешного решения этих задач является предварительный сбор информации.

Весь процесс финансового расследования можно подразделить на четыре основные стадии: получение (сбор) данных, образующих информацию, обработка информации, накопление информации, анализ и выдача информации. (См. Рисунок 2.)

Рис. 2. Основные стадии финансового расследования

 

Сбор данных об иско­мых объектах (событиях, фактах, предметах, лицах и т.п.) - одна из стадий познавательного процесса, с которого начинается получение новых знаний. Необходимость выполнения задачи выявления фактов, свидетельствующих о том, что операции, сделки связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, диктуют аналитическим подразделениям потребность органи­зации поиска необходимых данных.

Следующей стадией информационного процесса аналитических подразделений является обработка полученных данных. Полученные данные о лицах, предметах, событиях и других объектах и процессах необходимо проанализировать, систематизировать и структурировать с целью их последующего накопления и интеграции с другими информационными ресурсами на основе автоматизированной информационной системы. Эти данные должны способствовать решению основных задач, стоящих перед Росфинмониторингом.

Следовательно, все документальные носители аналитической информации должны проходить через выделенные подразделения, осуществляющие их анализ и отбор сведений для формирования информационных массивов и внесения их в специальный банк данных. Этот процесс должен быть непрерывным.

При этом необходимо наличие единых критериев, по которым происходит отбор сведений по результатам анализа полученной информации, содержащейся на документальном носителе, и соответствующих информационных технологий для автоматизации процесса формирования и использования специального банка данных.

Исходные данные не всегда бывают полными, упорядоченными, обобщенными, а пото­му иногда не могут быть использованы для построения, а тем более принятия тактических и стратегических управленческих решений. Поэтому они должны дополняться сведениями, содержащимися в различных информационных системах.

Собранные и надлежащим образом обработанные для идентификации по соответствующим реквизитам (характерным признакам) сведения, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для решения задач Росфинмониторинга, должны быть зафиксированы на материальном носителе для последующего использования.

Накопление обработанных и структурированных собранных сведений, образующих информацию, имеющую значение для ПОД/ФТ, включает в себя учет предварительных результатов финансового расследования, формируемый из информационных массивов, аккумулирующих систематизированные наборы данных, характеризующих криминально активных лиц, сами факты легализации преступных доходов и финансирования терроризма и связанные с ними предметы, события, явления и процессы. Эти наборы данных отображаются на соответствующих носителях информации, являющихся средством хранения, передачи и восприятия.

Такие носители могут иметь самую различную физическую природу. К ним, например, относятся обычная бумага или картон, используемые для подготовки документов, картотек, журналов, альбомов и т.п., магнитные или лазерные диски, находящие применение в автоматизированных информационных системах[1] и т.д.

Анализ и выдача сведений, содержащих знания в сфере ПОД/ФТ, является последней стадией информационного процесса в деятельности аналитических подразделений Росфинмониторинга.

Именно анализ при проведении финансового расследования позволяет разложить на составные элементы факт легализации преступных доходов или финансирования терроризма и установить характер взаимосвязи между ними.

Данные операции осуществляются непосредственно сотрудниками и руководителями аналитических подразделений Росфинмониторинга.

 

§ 5. Поводы и основания для проведения финансового расследования

 

Финансовые расследования не могут проводиться в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц. Для проведения финансового расследование необходимо наличие повода и основания.

Поводом для проведения финансового расследования служат:

а) сообщения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, получаемые Росфинмониторингом в соответствии с Законом[2];

б) запросы зарубежных ПФР, получаемые Росфинмониторингом по каналам международного сотрудничества в установленном порядке;

в) письменные запросы правоохранительных и иных органов государственной власти;

г) материалы по результатам проверок, проводимых подразделением организации надзорной деятельности Росфинмониторинга2;

д) письменные обращения и заявления организаций и граждан;

е) поручения руководства Росфинмониторинга;

ж) результаты инициативного поиска по внешним информационным ресурсам, включая СМИ, а также материалы, полученные в ходе взаимодействия с органами государственной власти и организациями;

з) материалы инициативного обнаружения признаков и фактов легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, полученные по результатам использования разработанных методик и современных информационных технологий.

Основанием для проведения финансового расследования служат подлежащие проверке фактические данные о возможном совершении операций и сделок с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма.

 

§ 6. Виды финансовых расследований

 

В зависимости от характера информации и материалов, послуживших поводом для проведения финансовых расследований, выделяются следующие виды финансовых расследований:

а) инициативные финансовые расследования - по результатам инициативного обнаружения признаков и фактов легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма на основе использования разработанных методик и современных информационных технологий, внешних информационных ресурсов, включая СМИ, а также материалов, полученных в ходе взаимодействия с органами государственной власти и организациями;

б) международные финансовые расследования по материалам зарубежных ПФР;

в) финансовые расследования по материалам правоохранительных и иных органов государственной власти;

г) финансовые расследования, инициированные по результатам надзорной деятельности Росфинмониторинга;

д) финансовые расследования, инициированные по результатам рассмотрения обращений и заявлений организаций и граждан.

 

§ 7. Основные этапы финансового расследования

 

Процесс финансового расследования включает в себя следующие основные этапы:

а) этап «первичного анализа»:

- информационный поиск, отбор, анализ и оценка информации из базы данных об операциях и сделках для целей ее первичной проверки;

- информационный поиск по внешним информационным ресурсам, включая СМИ и материалы взаимодействия с органами власти, на предмет инициативного обнаружения фактов, содержащих возможные признаки ПОД/ПФТ и требующие первичной проверки;

- анализ и оценка инициативно отобранной и полученной от внешних организаций информации на предмет приоритетности ее взятия в первичную проверку;

б) этап «первичной проверки» - проверка информации, инициативно отобранной или полученной по каналам информационного обмена с внешними организациями, с использованием доступных внутренних и внешних информационных ресурсов (баз данных) на предмет наличия оснований для проведения углубленной проверки или принятия решения о направлении информации и материалов в правоохранительные органы без проведения углубленной проверки;

в) этап «углубленного финансового расследования» - проведение углубленной проверки путем дополнительного сбора (в том числе - с направлением письменных запросов в органы власти, кредитные и не кредитные организации и зарубежные подразделения финансовой разведки), аналитической обработки и оценки полученной информации на предмет достаточности оснований, свидетельствующих о том, что операции, сделки связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

г) этап «реализации результатов финансового расследования»:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: