Системы управления рулем направления
Система управления рулем направления служит для передачи усилия от педалей управления на руль направления, тросовая.
Составные части конструкции:
- две пары педалей,
- двухплечевая качалка,
- тросы с натяжными тендерами,
- двойной ролик.
- направляющие ролики,
- тяги, соединяющие педали в задней кабине с качалкой.
Для подгонки по росту имеется установочный винт с рукояткой, расположенный в передней кабине, вращением которого можно сдвигать ось вращения передних педалей вперед-назад на земле и в полете.
В задней кабине регулировка производится на земле путем задвигания или выдвигания педалей из рычагов и фиксации их в одном из трех положений.
Рис.1- Система планера ЛАК-16:1-педали управления рулем направления; 2-ручка управления рулем высоты и элеронами; 3,8-Элероны; 4-Тросы к рулю направления; 5- руль высоты; 6-руль направления;7-тросы к рулю высоты; 9-тросы к элеронам.
Система управления рулем высоты
Система управления рулем высоты смешанного типа. Составные части конструкции:
- ручка управления с мостиком связи,
- двухплечий рычаг,
- компенсационная пружина,
- два троса управления с тендерами,
- две тяги,
- привод руля высоты.
Система управления элеронами
Система управления элеронами жесткая.
Составные части конструкции:
- ручка управления с мостиком связи,
- цапфа с ушком,
- вилка с угловой качалкой,
- рычаг вертикального перебора управления,
- системы тяг и качалок в правой и левой плоскостях.
Ручка управления в кабине посредством цапфы с ушком. Вилки с угловой качалкой и тяги соединяется с нижним рычагом перебора управления, который передает усилие на верхний уровень. К двухплечему рычагу на верхней части перебора присоединяются тяги, передающие усилия в плоскости. Двухплечий рычаг поддерживается в нейтральном положении при помощи двух демпфирующих пружин.
Тяга внутри плоскостей разделена на три части и соединяется качалками во избежание заклинивания в полете при воздействии изгибающего усилия.
Система управления триммером руля высоты
Система управления триммером сдвоенная, тросовая.
Составные части конструкции:
- ручка управления с соединительной тягой,
- струны с тендерами,
- боудены.
К ручке управления крепятся две струны, которые в хвостовой части фюзеляжа разветвляются при помощи зажимов так, что от каждой струны отходят две. Верхние струны соединяются с верхними плечами триммеров, а нижние - с нижними плечами. Для передачи усилия на триммер, расположенный на движущейся части конструкции - руле высоты, в задней части струны проходят через боуденовые оболочки, которые опираются передними концами во втулки в шпангоуте, и задними концами в опоры на крайней нервюре правой и левой половины руля высоты.
Системы управления закрылками и интерцепторами
Системы управления закрылками и интерцепторами жесткие, по конструкции аналогичны.
Составные части конструкции:
- тяги с рукоятками управления и соединительными звеньями,
- соединительная тяга,
- перебор,
- торсионная трубка с рычагом.
Фюзеляжные части систем управления закрылками и интерцепторами полностью идентичны.
Ручка управления с тягами находятся на борту фюзеляжа, вверху - ручка управления закрылками, внизу - ручка управления интерцепторами, тяги располагаются в скользящих подшипниках и перемещаются в них вперед-назад.
С задней части тяги усилие ее продольного движения при помощи соединительной тяги передается на перебор, расположенный горизонтально.
Перебор состоит из двух валов - внешнего и внутреннего. Оба вала имеют рычаги, с помощью которых через состыкованные с ними соединительные тяги принимают усилие от ручки управления и передают его во вращательное движение торсионных трубок, которые проходят одна в другой, в плоскостях.
Внешний вал перебора передает усилие закрылка через внешнюю торсионную трубку, состыкованную с ним поводком.
Внутренний вал перебора передает усилие на интерцепторы через внутреннюю торсионную трубку, состыкованную с ним шаровой цапфой.
Интерцепторы при открывании работают: верхний - с нагрузкой по потоку, т.е. стремится открыться, а нижний - против потока, т.е. стремится закрыться, чтобы компенсировать усилие.