Публицистический (газетно-публицистический) стиль
Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др.), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.
Одной из основных характерных черт газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций — тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя, поэтому автор всегда выражает свое отношение к сообщаемой информации, но оно, как правило, не является только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей, например какой-то партии, какого-то движения и проч.
Основные признаки публицистического стиля. К ним относятся:
1. Употребление стандартных, клишированных средств языка (играть роль, рынок ценных бумаг, курс реформ и др.). Использование стереотипных речевых формул облегчает процесс коммуникации. Как подчеркивает крупный специалист в области литературного языка ВВ. Виноградов, «большинство людей говорит и пишет с помощью готовых формул и клише».
|
2. Активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, создание тропов и стилистических фигур, применение логико-композиционных форм и приемов (заголовки, чередование повествования, описания и рассуждения, Введение разных типов чужой речи и т. д.).- п;
3. Широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии. В публицистическом стиле часто встречается общественно-политическая лексика (администрация, правительство, депутаты, кандидаты, избиратели и др.), заимствованные слова (президент, презентация, рейтинг, спонсор, клип, брифинг, саммит,, маркетинг, вице-премьер и др:); Значительную часть составляют общелитературные слова и различные термины (экономические, политические, философские, военные, спортивные, литературы и искусства и т. Д
4. Совмещение слов, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике (отчизна, родина, патриотизм и т.д.), с другой – к разговорной, сниженной, просторечной, даже жаргонной (баксы, беспредел, разборка).
5. Экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности.
Итак, для публицистического стиля характерны чередование стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного, экономия языковых средств, доходчивость, лаконичность, последовательность изложения при большой информативности.
|
Репортаж.
Репортаж дает наглядное представление о событии. Репортаж- это глаза и уши читателя. Автором репортажа может быть только человек, сам наблюдавши событие, а нередко и участвующий в нем. Отсюда – возможность и необходимость авторской оценки происходящего, личного отношения к изображаемым событиям, другим словами, использование всех многообразных средств, которые дают в результате эффект присутствия.
Жанры текстов СМИ и их языковые особенности
Языковые особенности публицистических текстов в СМИ зависят, прежде всего, от их жанровой принадлежности. Они образуют следующие жанровые группы:
1) информационные жанры (сообщение, заметка, корреспонденция, отчет и др.): в этих текстах излагается информация, различаются они объемом;
2) информационно-публицистические жанры (репортаж, интервью, журналистское расследование, обзор и др.): в них помимо объективной информации содержится субъективная (авторская) оценка;
3) публицистические жанры (комментарий, прогноз, рецензия, версия и др.): в этих жанрах оценка события является более важной, чем описание самого события;
4) художественно-публицистические жанры (статья, очерк, фельетон, памфлет и др.): в этих текстах используются различные приемы изобразительности, создания художественного текста;
5) рекламные жанры (объявление, рекламное интервью, статья и др.);
6) художественные жанры (рассказ, зарисовка и др.);
7) разговорные жанры (переписка с читателями, прямая линия и др.);
8) официально-деловые жанры (закон, официальное сообщение, постановление и др.);
9) развлекательные жанры (игра, гороскоп, кроссворд, анекдот и др.)