Постановка цели и формулирование тезиса.




Портрет аудитории.

Современная риторика – это теория и практика эффективной речи. Эффективной речь будет тогда, когда она достигнет поставленной автором цели. Критерием же эффективности речи всегда является собеседник – истинно не то, что вы хотели сказать, а то, что понял слушающий вас.

Есть несколько законов риторики, самый главный из них – всегда помнить о слушателях. О внимании к слушателям говорил еще Цицерон: «Красноречие ораторов всегда руководилось вкусом слушателей. Всякий, кто хочет иметь успех, следует за их желаниями и в согласии с ними слагает свою речь целиком применительно к их суждениями взглядам».

В основе риторики лежит речевая, в которой, как и в любом другом виде деятельности, можно выделить три основных этапа: 1) ориентировка; 2) действие; 3) контроль. В нашем случае первая ступень – это подготовка к выступлению.

Подготовка к выступлению, в свою очередь, делится на несколько поэтапных действий: ¾выбор темы; ¾ постановка цели, формулирование тезиса; ¾ подбор материала, записи; ¾ изобретение, расположение; ¾ словесное выражение; Далее следует произнесение и анализ речи (контроль или рефлексия).

Выбор темы.

Тема – то, о чём вы собираетесь говорить. Следует помнить, что темы бывают общечеловеческие, групповые и личные.

Ø Общечеловеческие темы – это то, что интересно большинству людей в мире. Как показывает опыт, круг этих тем не очень широк и включает в себя вопросы жизни и смерти, здоровье, личный успех (как чего-либо добиться, причём желательно с минимальными затратами), общение, деньги, профессия, социальный престиж, опасность, безотлагательные мероприятия.

Ø Групповые темы – интерес к проблеме ограничен какой-либо группой. Это может быть возрастная группа или социальная, а может быть и группа по интересам, важно то, что в данный момент у некоторого количества людей есть общие интересы, и задача оратора – понять это и использовать.

Ø Личные темы – то, что волнует отдельно взятого человека. Вы можете быть заядлым футболистом или садоводом, но это, возможно, будет совершенно неинтересно вашим слушателям.

Итак, правило первое: если уж вам посчастливилось выбирать тему выступления самостоятельно, подумайте о том, что может интересовать ваших слушателей, что бы им хотелось услышать. Учтите и еще один факт: люди не всегда откликаются на совершенно новую для них информацию. Формула успеха – «неизвестное об известном» (кстати, на этом принципе построена желтая пресса). Если же вам необходимо донести до аудитории что-то совершенно новое, то, во-первых, необходимо делать это постепенно, чтобы у людей к концу выступления сложилось впечатление, что они это уже где-то слышали, во-вторых, необходимо сравнивать это с подобными фактами или явлениям и из других областей, хорошо известными в данной аудитории.

Ещё одна классификация делит темы на узкие и широкие. Чем больше слов в названии темы, тем она уже, и наоборот. Обычно начинают с широкой формулировки темы, постепенно её конкретизируя. Помните, что нельзя объять необъятное и лучше рассказать одну историю от начала до конца, чем винегрет из нашинкованных только вам понятным образом кусков десяти историй.

Итак, правило номер два: обязательно определите границы темы, чтобы вы не метались по огромному полю смежных проблем на глазах у изумлённой публики, иначе как раз на самое важное не хватит времени.

В-третьих, помните, что то, о чём вы говорите, должно быть интересно в первую очередь вам самим. И не только интересно, вы должны обладать каким-то запасом знаний об этом предмете или явлении и иметь своё мнение по этому поводу. Нельзя увлечь других тем, что безразлично вам.

При выборе темы учитывайте:

- Интересы аудитории; -Границы проблемы, которые вы должны провести; -Свои знания, интересы и предпочтения.

Постановка цели и формулирование тезиса.

Цель – это практическая установка, к которой стремится оратор. Различают цель общую и конкретную. При подготовке к выступлению вам необходимо чётко осознать каждую из них.

Общая цель имеет в виду реакцию, которой хочет добиться говорящий от слушателей, и может заключаться в том, чтобы убедить, воодушевить, побудить их к действию и т.п.

Конкретная цель содержит в себе знание того, что именно слушатель должен знать, чувствовать, как действовать.

Цели бывают скрытые и явные, объективные и субъективные, главные и второстепенные, но в любом случае ваша задача -осознать их важность и истинность. Цели влияют на формулировку темы, определяют, каким должен быть создаваемый текст, ориентируют в материале, влияя на его отбор и организацию.

Итак, прежде чем вплотную приступить к работе над текстом доклада, определитесь с целями. Максимально обобщив функции речи, мы можем выделить пять основных целей публичных выступлений:

1. сообщить некоторую информацию;

2. соблюсти некоторый протокол или ритуал;

3. развлечь собравшихся;

4. убедить, вызвать чувство;

5. побудить к действию.

В зависимости от целевой установки все виды ораторской речи делят на информативные, протокольно-ритуальные, развлекательные, убеждающие и побуждающие.

Информативный вид речи служит для передачи информации (новых сведений, фактов, знаний). Это любая лекция, научный доклад и т.д.

Протокольно-ритуальные речи. Цель таких выступлений – соблюсти традиции общения в данной ситуации, выполнить предписания этикета, ритуала. Видами такого рода выступлений можно считать следующие: официальное поздравление юбиляра, приветствие делегации, вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, оценка заслуг человека или организации.

Развлекательные речи должны усладить слух присутствующих и развлечь их. Конечно же, это тосты, речи на банкетах, пародии и др.

Убеждающая речь с древних времён была призвана убедить, опровергнуть, успокоить, одобрить, воодушевить, призвать, заставить задуматься, рассудить, поэтому в ней обязательно должны быть аргументы, логические доводы, выводы, новой информации здесь может и не быть. Это защитительная речь адвоката в суде, речи кандидатов в депутаты.

Побуждающая речь предполагает воздействие на волю слушателей с целью побуждения их к какому-либо действию, решению, выполнению определённой задачи.. Это речь на митинге, на предвыборном собрании, т.е. там, где решается вопрос о каком-либо действии. К этим выступлениям можно отнести и рекламные выступления с призывом «Покупайте!».

Убеждающие и побуждающие речи иногда пытаются объединить в один тип

– агитационные, разница же между ними заключается в том, что первая направлена на мнение, а вторая – на поступок. Но мы можем заметить, что очень часто другое мнения ведет и к другим действиям.

Следует особо сказать, что цели могут сочетаться в одном выступлении, в результате чего появляются информационно-убеждающие, информационно-развлекательные и другие.

После выявления целей своего выступления следует попробовать сформулировать тезис, то есть главную мысль, то, что доказывается. Вы должны в одном предложении сконцентрировать весь текст. Попробуйте завершить предложение: “Я хочу рассказать (убедить, призвать к...)...” Тезис желательно повторить в вашем выступлении от трех (если оно очень маленькое) до девяти раз (в этом случае можно надеяться, что эта мысль останется в головах слушателей если не навсегда, то надолго).

Поиск материала.

Этот этап должен начинаться не в библиотеке, а дома: с обдумывания выступления, выбора 1-2 аспектов или вопросов, не более. Постарайтесь вспомнить всё, что вы знаете по данной проблеме, подумайте, что ещё может быть интересным, и только ограничив круг поиска литературы, отправляйтесь в библиотеку. Чем лучше вы обдумали своё выступление, тем быстрее вы найдёте то, что вам нужно, – без этого маячка можно заблудиться в современном море информации и выплыть не к тому берегу. Очень помогает (при условии, что вы поняли, что хотите) обращение за советом к библиотекарю, который как никто другой знает все новинки и прекрасно ориентируется в каталогах.

Итак, существуют четыре основных источника:

· личный опыт;

· размышление и наблюдение;

· интервью и беседы;

· чтение.

Главное не перепутать их значимость и помнить, что ваш личный опыт, размышления и наблюдения -это как раз то новое, необычное, принадлежащее только вам, необходимое условие оригинальности вашего доклада. Два последних источника доступны не только вам, о чём не следует забывать.

Расположение материала.

Любую речь, даже самую маленькую, принято делить на три композиционные части:

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

В большинстве случаев стоит выстроить в первую очередь основную часть (так как именно в ней раскрывается основная мысль), а затем уже именно к ней подыскивать вступление и заключение.

Несмотря на порядок работы над текстом, мы пойдем традиционным путем и рассмотрим по порядку каждую из этих частей.

Вступление

- Объясняя важность вступления, П. Сопер отмечал: «Повлиять на безразличную аудиторию гораздо труднее, чем на заранее настроенную против ваших воззрений».…

Основные задачи вступления:

1. Расположить слушателей к себе;

2. Настроить их на восприятие речи.

Различают три основных вида вступлений: Простое (или прямое), когда оратор практически сразу приступает к изложению темы, ограничившись лишь обращением или приветствием.

Никогда не начинайте с извинений. Лучшее начало – уверенный взгляд в аудиторию и улыбка как знак хорошего расположения (конечно, если тема речи позволяет улыбаться).

Основная часть:

Как самая основательная часть речи, основная часть просто не может не делиться на несколько кусочков, именно поэтому они должны быть хорошо связаны между собой, а вся речь логично выстроена.

Логичной считается речь, подчиняющаяся законам логики:

· закон тождества: каждая мысль сохраняет одно и то же содержание, сколько бы раз она ни повторялась.

· закон противоречия: две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одно временно истинными.

· закон исключенного третьего: из двух противоположных высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно.

· закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

Заключение

Заключение в вашей речи должно обязательно присутствовать и нужно показать слушателям, где оно начинается. Сделать это можно словами: «Итак, мы пришли к выводу…», «Разрешите подытожить все сказанное ранее…», «В результате можно сказать…», «Закончить свою речь мне хотелось бы словами (цитатой, высказыванием, притчей)…» и другими. Назовем основные цели заключения:

1. Подытожить и суммировать весь материал, изложенный в выступлении.

2. Усилить впечатление, произведенное речью и закрепить главные аспекты.

3. Поставить перед аудиторией конкретные задачи и создать психологическую платформу для их выполнения.

Каких заключений следует избегать? Во-первых, не стоит заменять заключение словом «все!» и радостным вздохом облегчения, это создает впечатление оборванности и недоговоренности. Во-вторых, не связанных с выступлением, когда концовка кажется притянутой за уши. В-третьих, содержащих в себе извинения за плохую речь, отнятое время и т.д. В-четвертых, пессимистических (даже если вы говорили только о плохом, завершить ее надо хотя бы надеждой на хорошее). В-пятых, затянутых. Мудрое правило гласит: «Уходя, уходи».

Словесное выражение.

Этот этап особый, здесь бестелесные до того идеи получают свою плоть.

Слову испокон веков приписывали магическую власть, порой его сила превосходит физическую. Именно поэтому к выбору слов нужно относиться серьезно. От подбора слов зависит очень многое: и понятность речи для слушателей, и возможность выразить свое отношение к предмету речи, и красота, стройность выступления.

Выгоды образной речи:

· Краткость при содержательности.

· Эмоциональность и выразительность.

· Понятность.

· Легкая запоминаемость.

· Удовольствие, которое получает слушатель

.

Риторические фигуры.

Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата. Если тропы зависят от значения слов, то фигуры – от построения фразы.

Насчитывается несколько десятков риторических фигур, которые можно разделить на три группы:

1. Фигуры, структура фразы определяется соотношением значений слов (понятий) в ней. К этой группе относятся антитеза, градация, антиметабола и др.

2. Синтаксические схемы, обладающие свойством облегчать слушание, понимание и запоминание. Это все виды повторов, параллелизм и период.

3. Конструкции, использующиеся как приемы диалогизации монологической речи. Они привлекают внимание слушателей и оживляют речь. Это риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос, одобрение, признание своей ошибки, введение в текст вымышленной речи («чучело оппонента») ит.д.

Антитеза – фигура речи, заключающаяся в противопоставлении внутри одной и той же фразы: государство пухнет – народ хиреет; граждане воруют – страна богатеет; ученье – свет, неученье – тьма. В основе антитезы – пара антонимов (языковых или контекстных).

Антиметабола – фигура речи, состоящая в симметричном повторении одних и тех же слов, но с изменением их синтаксических функций и связей в непосредственном контексте: ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть.

Градация – суть градации состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящая градация») или в порядке убывания значений («нисходящая градация»). Мы должны строить наше будущее не через разделение, не через распад, не через уничтожение, а через творческое созидание (архиепископ Кирилл).

Повтор – это плотность ряда повторяющихся единиц в речевой цепи, заметная для слушателя или читателя. В зависимости от характера повторяющихся единиц различают лексический (повторение слова), морфемный (повторение части слова): Там воля всех вольнее воль не приневолить вольного (А. Блок)) и синтаксический повтор (параллелизм: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Ю. Лермонтов)). К разновидности повторов относятся и такие риторические фигуры, как:

Анафора (единоначатие) – повторение слова в начале нескольких фраз: Жди, когда снега метут,/Жди, когда жара. /Жди, когда других не ждут, /Позабыв вчера (К. Симонов).

Эпифора – повтор заключительных элементов последовательных фраз: Не пойду туда! И люди

мне противны, и дом мне противен, и стены противны (А.Н. Островский).

Фигура стыка – когда последующая фраза начинается с повтора элемента, завершающего фразу предыдущую: О весна без конца и без краю - / Без конца и без краю мечта! (А. Блок).

Период – гибридная фигура, образованная высказыванием (простым или сложным предложением, сложным синтаксическим целым), которое четко расчленяется на две интонационно противопоставленные друг другу части. Первая часть характеризуется новой информацией, повышением тона и традиционно содержит несколько однородных элементов (однородные члены предложения, однородные придаточные предложения с одинаковыми союзами), содержание второй части обычно вытекает из первой, произносится вторая часть нисходящим тоном и состоит из одной части. Классическое соотношение частей в периоде – три к одному. Периодическая речь – это речь, организованная именно таким образом, чтобы в начале фразы и говорящий, и слушатель уже предчувствовали, ожидали, каково будет ее развитие и завершение. Выделяют несколько типов периодов (классификация периодов во многом подобна классификации сложноподчиненных предложений), рассмотрим в качестве иллюстрации несколько:

· Временной: когда…, когда…, когда…., (тогда)……: «Когда нам говорят о великом преступлении…; когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи…; когда жертва его – слабая девушка…; каждый из нас, возмущенный, становится на сторону обиженных» (Сергеич).

· Определительный: кто…, кто…, кто…, (тот)….: «Все, кто с давних пор изнывает под бременем долгов, кто, частью по лености, частью вследствие плохого ведения дел, потерял под собой твердую почву, кому осточертели судебные повестки и приговоры, а также публикации о продаже с аукциона их имущества, -все они в своем подавляющем большинстве из города и деревень, как слышно, двигаются в лагерь Катилины» (Цицерон).

· Условный: если…, если…, если…, (то)….. Попробуйте сами придумать пример этого периода.

Риторический вопрос – риторическая фигура выделения смысловых центров речи. Риторический вопрос в строгом смысле слова должен содержать в себе утверждение или отрицание и не требовать от адресата ответа, а точнее, подразумевать однозначный ответ, подсказывать его слушателю. «И в самом деле, скажите мне: если отец, глава семьи, найдя своих детей убитыми рабом, жену зарезанной, а дом сожженным, не подвергнет своих рабов жесточайшей казни, то кем сочтем мы его – милосердным ли и сострадательным или же бесчувственным и жестоким» (Цицерон).

Риторическое обращение – это еще одна фигура выделения важных смысловых позиций, существенных идей речи. «Теперь, Катилина, продолжай идти тем путем, каким ты пошел; покинь, наконец Рим; ворота открыты настежь, уезжай» (Цицерон).

Введение чужой речи – это «прямая речь» в ткани устной монологической речи, но не любая, а выдуманная, додуманная или в обработанной форме восстановленная самим оратором. «Вот она (отчизна) обращается к тебе, Катилина, вот какова ее безмолвная речь: «Сколько лет уже, Катилина, ни одно злодеяние, ни одно преступление не обходится без тебя, не свершается помимо тебя…» (Цицерон).

Риторическое восклицание появляется в речи тогда, когда волнение, другое чувство или эмоция, постепенно нарастая, достигают кульминации. Восклицание и отмечает эту эмоциональную и смысловую кульминацию. «О времена! О нравы!» (Цицерон).

Однако хочется предостеречь от чрезмерного украшательства.

8. Произнесение.

При произнесении речи следует помнить, что кроме вербальной (словесной) коммуникации есть и невербальная (несловесная), к которой относятся жесты, мимика, поза, дистанция, взгляд, интонация, темп и тембр речи, внешний вид и т.д. Очень хорошо, если вы можете использовать все эти средства для усиления вашей речи.

Существуют и требования к речи говорящего, согласно которым речь должна быть:

¾ богатой, это качество определяется словарным запасом человека. Так, по данным психологов, ребенок использует 3600 слов, 14-летний подросток – 9000, взрослый среднего образовательного уровня – 11700 слов, а человек «повышенной интеллигентности» – до 13500 слов. Словарь языка А.С. Пушкина составляет 21200 слов. Задумайтесь над своим словарным запасом, и если он меньше, чем вам бы хотелось, стоит заглянуть в словари и прислушаться к речи окружающих;

¾ точной, это зависит от предыдущего пункта: если у человека есть выбор, то он сможет использовать самое верное, самое точное слово. В языке нет ничего лишнего, как правило, все синонимы имеют какой-то оттенок значения, сравните: осторожность – трусость – предусмотрительность;

¾ ясной, что достигается употреблением слов, известных аудитории (часто затруднено понимание терминов, иностранных слов), с понятным из контекстазначением;

¾ образной, то есть живой, эмоциональной, выразительной;

¾ логичной, соблюдающей законы логики;

¾ правильной, подчиняющейся нормам русского литературного языка;

¾ уместной – в разных случаях речь может меняться от разговорной до научной, важно научиться варьировать свое речевое поведение;

¾ благозвучной, если у вас проблемы с дикцией – срочно разучите скороговорки, а в некоторых случаях, возможно, стоит обратиться к логопеду;

¾ чистой, в ней не должно быть слов-паразитов, к которым можно отнести практически любые слова и словосочетания, повторенные без надобности несколько раз в одном предложении (к наиболее распространенным относятся вот, значит, как бы, так сказать).

Приемы захвата и удержания внимания аудитории

1. Обращение к определенному событию, времени, месту (связь с темой речи).

2. Обращение к жизненным интересам слушателей (что их волнует, о чем они говорят).

3. Игра с чувствами (удивления, любопытства, негодования, драматизация – накал чувств).

4. Воображение (выразительные средства, рисование картинок).

5. Наглядные пособия (картинки, графики, схемы).

6. Персонификация идей, цифр и т.д. (цитирование известных людей, исторические зарисовки, рассказ о себе или известном аудитории человеке).

7. Диалогизация монологической речи (риторический вопрос, «чучело воображаемого оппонента»).

8. Юмор, парадоксы (афоризмы, анекдоты).

9. Варьирование темпа и громкости речи, интонирование.

10. Изложение цели и задач речи.

11. Логичное построение, использование слов «во-первых, во-вторых, сначала, затем, следовательно, в заключение, в итоге» ит.д.

12. Изменение расположения, резкое движение.

Мешает восприятию:

1. Громоздкие конструкции (письменный вариант речи).

2. Монотонность, отсутствие интереса у самого выступающего.

3. Слова-паразиты.

4. Обилие непонятных слов и мыслей.

5. «Бесцветная» речь, использование избитых выражений и заезженных слов.

6. Отсутствие мотивации у слушателей.

7. Отсутствие авторитета у выступающего.

9. Наглядность в речи.

Известно, что около 80% процентов информации человек получает через зрение. Отсюда – важнейшая роль зрительной стороны восприятия устного выступления.

Мы говорим «слушать лекцию», «прослушать выступление». Но на самом деле слушатели не сводят глаз с оратора, они смотрят его выступление.

Плюсы наглядности:

1. Наглядность увеличивает запоминание до 95%;

2. Усиливает уверенность в себе;

3. Оживляет слушателей;

4. Повышает убедительность речи, так как обеспечивает взаимодействие левого (логического) и правого (образного) полушарий головного мозга;

5. Дает возможность упростить излагаемую идею, сделать ее более понятной;

6. Стимулирует воображение и заставляет слушать;

7. Вносит ясность в абстрактные концепции;

8. Показывает структурные детали и связи.

Наглядность создается в речи оратора:

1. Словесными способами (примеры, тропы, сравнения, описания и т.д.).

2. Поведение оратора (мимика, жесты, интонация).

3. Техническими способами, к ним относятся слайды, диафильмы, компьютер, кассеты, доска и мел, пленка и видео, схемы, схемы-книжки, карты, графики и другие раздаточные материалы.

Использование цветов:

Для более сильного влияния на аудиторию можно заранее выяснить предпочитаемые цвета (обязательно, если есть представители другой культуры).

Общепринятые стереотипы (в качестве сигналов): красный – стой, зеленый – иди, желтый – уступки.

Теплые цвета: красный, желтый, золотой, коричневый, ярко-зеленый, оранжевый.

Холодные: синий, серый, светло-зеленый, пастельные цвета.

Используя цвета, вы можете заставить слушателей «тепло» или «холодно» отнестись к идее или проекту.

Огненно-желтый – это цвет, к которому глаз притягивается в первую очередь, затем белый и чисто красный.

Пастельные цвета считаются женскими или слабыми. Не выбирайте их для важной мысли!

Оттенки и нюансы: лучше использовать основные цвета и их усиления. Тусклые оттенки производят впечатление смутной, неясной идеи или концепции.

Старайтесь использовать не более трех цветов (особенно, если у вас не более трех элементов).

Используйте один цвет для одного и того же элемента на всех диаграммах, схемах или слайдах.

Используйте контрастные цвета (они находятся среди основных оттенков: красный или красно-оранжевый, ярко-синий, ярко-зеленый и желто-зеленый).

На темном фоне – белый, светло-зеленый, бледно-желтый или светло голубой.

На белом или сером – черный, красный, темно-синий или темно-зеленый.

Не перегружайте доклад цифрами, если нужны точные данные в большом количестве – подготовьте письменный вариант (таблица, плакат, слайды, доска и мел, раздаточные материалы). Округляйте, трудно не только запомнить, но даже воспринять на слух все десятые и тысячные доли. Постарайтесь найти сопоставление, сравнить с чем-нибудь, хорошо известным слушателям.

Литература.

1. Андреев В.И. Деловая риторика. – М.: Народное образование, 1995.

3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск: Новое знание, 2000.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. – М., 1996.

7. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

8. Клюев Е.В. Риторика. – М.: ПРИОР, 1999.

9. Леммерман Х. Тренировка речи с упражнениями: Пер. с нем. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

10. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996.

11. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. – М.: Роспедагентство, 1996. 11.Сопер П. Основы искусстваречи / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.

12. Ханин М. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и правильно говорить. – СПб.: ”КОРОНА принт”, 1997. 13.ШведовИ. Искусство убеждать. – М., 1985. 14.ШейновВ.П. Искусство убеждать. – М.: Изд-во ПРИОР, 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: