Заметными морфологическими чертами публицистического стиля являются особые способы употребления грамматических форм, например форм числа.
- Единственное число часто используется в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным для британского налогоплательщика.
- Характерно употребление нечитаемых существительных в форме множественного числа: настроения, разговоры, свободы, круги, поиски, бизнесы, мафии, элиты, экономики, риски, власти, стратегии, приоритеты, бюджеты, подходы, структуры, эфиры, компроматы, прикидки, подвижки.
Такое употребление связано либо с упоминанием ряда однородных объектов (экономики, бюджеты), либо с тем, что слово обозначает марку, сорт, разновидность (масла, пасты), к этому близко значение слова риски; либо в экспрессивных целях (власти, поиски). Иногда такой выбор формы явно нарушает норму языка, например, распространившееся в последнее время в речи официальных лиц внешнеполитического ведомства слово озабоченности.
- Повелительная форма глагола в публицистике используется как средство привлечения внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, вспомните, обратите внимание.
- Иногда встречаются стилистически возвышенные формы творительного падежа: властию, жизнию, страною, кровию.
- Настоящее время глагола используется для сообщений о событиях, запланированных на будущее. Такая форма позволяет подчеркнуть актуальность предстоящих событий: Завтра начинается визит в Санкт-Петербург федерального канцлера Германии. На следующей неделе открывается книжная ярмарка.
- Форма прошедшего времени более частотна в сравнении с другими книжными стилями и служит для сообщений о происшедшем: У саперов украли тротил. Задержаны продавцы фальшивых интернет-карт. Преступник сбежал после вынесения приговора. В Македонии подписано мировое соглашение.
- Типично использование производных предлогов: в ходе, на основе, в качестве, на базе, на пути, в сторону, в духе, в интересах, с учетом, в условиях, в свете, в направлении, по причине.
- Для публицистики характерно частое употребление инверсионного порядка слов, что позволяет поставить на первое место в предложении тему сообщения: Новые формы хозяйствования предложили архангельские предприниматели. Человек пострадал от пожара в пятиэтажке на улице Обручева.
- Для того чтобы усилить эмоциальное воздействие, подкрепить выражаемую мысль, ставятся риторические вопросы: Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Разве заградительные пошлины смогут улучшить качество отечественных автомобилей? Чем же москвичи и гости столицы хуже берлинцев?
Учебные задания
- Какие важнейшие черты отличают публицистический стиль от других стилей русского литературного языка?
- Какие лексические явления характерны для языка публицистики?
- Почему в публицистическом стиле активно используются лексические единицы, характерные для других стилей?
- Приведите примеры неологизмов в современной прессе.
- Как долго слово остается неологизмом? Какова цель употребления новых слов и оборотов речи?
- Какие тематические группы слов характерны для языка средств массовой информации?
- Что такое эмоциональная окраска слова? Может ли публицистика обойтись без эмоционально окрашенной лексики? Всегда ли эта лексика употребляется уместно?
- Какие стилистические трудности возникают при анализе публицистического текста?
- Приведите примеры оценочных слов и устойчивых сочетаний в речи современных политиков и в газетных текстах.
- Какие трудности связаны с развитием многозначности слов в газетной речи?
- Приведите примеры употребления слов в новых значениях.
- Какова роль метафоры в речи журналиста и политика?
- Какие образы лежат в основе типичных газетных метафор?
- Какие ошибки возникают при употреблении метафор?
- Подберите синонимы к словам: визит, происшествие, беспорядок, переговоры, трансформация, лидер, внешность, тезис, формула, необычный, внятный, пиратский, поддержать, определить, обозначить, исследовать, препятствовать, защищать.
- Какова стилистическая функция синонимов?
- Какие новые синонимические связи возникли в русской газетной речи последних лет?
- Какие слова перестали быть синонимами?
- Как в публицистике используются антонимы?
- Как называются близкие по звучанию слова с различным значением?
- Определите цель использования в публицистической речи следующих историзмов: нэпман, продразверстка, лишенец, исполком, политбюро, райком, барщина, опричник, градоначальник, партийные князья, руководящий чин, дума, гимназия, лицей, губернатор, кадетский корпус.
- Термины каких наук чаще всего употребляются публицистами?
- Какие виды заимствованных слов встречаются в газетной речи?
- Почему заимствования широко применяются именно в газетном стиле речи?
- Приведите примеры слов, обозначающих явления, характерные для жизни зарубежных стран.
- Какие особенности характеризуют морфологические формы в публицистическом стиле?
- Какие новые оттенки значения возникают у существительных в форме множественного числа?
- Какую стилистическую функцию выполняет переносное употребление форм глагольного времени?
- Приведите примеры из газет, показывающие переносное употребление временных форм.
- Приведите примеры необычного порядка слов. Какую цель преследует изменение обычного порядка слов?
Учебный словарь
Антонимы речевые - слова, вступающие в антонимические отношения в данном тексте: Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Метафоризация - 1) процесс возникновения у слова нового, переносного значения; 2) употребление слова в необычном метафорическом значении; 3) насыщение речи метафорами.
Многозначность - наличие у единицы языка (слова, фразеологизма, грамматической формы) более чем одного значения. Каждое из значений многозначного слова связано с другими его значениями (на основе сходства, смежности обозначаемых понятий, предметов). В многозначном слове различаются прямое и переносное значения, общее и частное значения, общеупотребительные и специальные значения. Каждое из значений многозначного слова имеет свои синонимы и антонимы, свою сочетаемость: свежий хлеб - черствый хлеб, свежая газета - старая газета, свежая рыба - тухлая рыба.
Паронимы - слова, близкие по звучанию, но различные по значению: демократический - демократичный, элитный - элитарный.
Признаваемое - предмет мысли, т.е. лица, документы, организации, события, которые считаются позитивными с точки зрения органа информации и риторической позиции автора текста массовой информации: подъем экономики, возрождение России.
Синонимы речевые - слова, вступающие в синонимические отношения в данном речевом произведении, например: вялая, глухая, лишенная всякого умственного интереса жизнь.