Оценка степени предпринимательского риска на основе




операционного рычага.

Действие операционного (производственного, хозяйственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от ре­ализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

В практических расчетах для определения силы воздействия опе­рационного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу ме­жду выручкой от реализации и переменными затратами. Этот по­казатель в экономической литературе обозначается тоже как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

 

СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА = ВАЛОВАЯ МАРЖА
ПРИБЫЛЬ

 

Заметим также, что сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реали­зации. Изменяется выручка от реализации — изменяется и сила воздействия операционного рычага. Сила воздействия операци­онного рычага в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты — это, как говорится, объективный фактор.

Вместе с тем, эффект операционного рычага поддается контро­лю именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный ры­чаг, и наоборот.

Это легко показать преобразованием формулы си­лы воздействия операционного рычага:

ВАЛОВАЯ МАРЖА/ПРИБЫЛЬ = (ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ+ ПРИ­БЫЛЬ/ПРИБЫЛЬ.

Более того, чем выше доля постоянных затрат в валовой марже, тем выше сила операционного ры­чага.

 

Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия опе­рационного рычага возрастает. Каждый процент снижения вы­ручки дает тогда все больший и больший процент снижения при­были. Так проявляет себя грозная сила операционного рычага.

При возрастании же выручки от реализации, если порог рента­бельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воз­действия операционного рычага убывает: каждый процент при­роста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом ин­тересами дальнейшего наращивания выручки или другими обсто­ятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности. На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздейст­вия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь нач­нет убывать... и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности. Все это оказывается чрезвычайно полезным для:

• планирования платежей по налогу на прибыль, в частности, авансовых;

• выработки деталей коммерческой политики предприятия. При пессимистических прогнозах динамики выручки от реа­лизации нельзя раздувать постоянные затраты, так как потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказа­ться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага. Вместе с тем, если вы уверены в дол­госрочной перспективе повышения спроса на ваши товары (услуги), то можно себе позволить отказаться от режима жест­кой экономии на постоянных затратах, ибо предприятие с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.

В начале внимание акцентировалось на том, что при снижении доходов предприятия постоянные затраты уменьшить весьма трудно. По существу, это означает, что высо­кий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме свиде­тельствует об ослаблении гибкости предприятия. В случае необ­ходимости выйти из своего бизнеса и перейти в другую сферу деятельности, круто диверсифицироваться предприятию будет весьма сложно и в организационном, и особенно в финансовом.

При достаточной величине выручки от реализации новый порог рен­табельности может быть пройденным как бы «задним числом»; убытков при этом не возникает.

Чем больше стоимость материальных основных средств, тем больше предприятие «увязает» в нынешней своей рыночной нише (не зря, например, гибкими считаются издательства, не имеющие собственных типографий и заказывающие изготовление тиражей книг на договорных условиях).

Мало того, повышенный удельный вес постоянных затрат уси­ливает действие операционного рычага, и снижение деловой ак­тивности предприятия выливается в умноженные потери прибы­ли. Остается утешаться тем, что если выручка наращивается все-таки достаточными темпами, то при сильном операционном ры­чаге предприятие хотя и платит максимальные суммы налога на прибыль, но имеет возможность выплачивать солидные дивиден­ды и обеспечивать финансирование развития.

Все это убеждает нас в том, что сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связан­ного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

С другой стороны, разве не сказал мудрец: «Кто не рискует — тот не пьет шампанское»?

 

Общая характеристика исследуемого предприятия.

ООО "Арт-мебель" создано согласно законодательству Российской Федерации 12 марта 2005 г. г. в городе Брянск, специализируется на производстве мягкой мебели для дома.

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием. Предприятие является коммерческой организаций, в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом и действующим законодательством

Целевой функцией предприятия является удовлетворение общественных потребностей в результатах его деятельности и получение прибыли.

Общество изготавливает следующие виды продукции:

диван;

кухонный диван;

детская софа;

кровать.

Уставный капитал ООО в размере 100 тыс. руб. рублей разделен между участниками на доли определенных размеров. Участники несут так называемую ограниченную ответственность за деятельность общества, т.е. не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Учредительными документами Общества являются Устав и Учредительный договор. Учредительный договор, заключенный учредителями в соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью и действующий наряду с уставом, определяет правовое положение общества, с одной стороны, а с другой - содержит в себе черты договора о совместной деятельности по созданию юридического лица.

Высшим органом управления Общества является Общее собрание участников. Имущество общества образуется за счет вкладов в уставный капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Рынком сбыта товаров и услуг является г. Брянск и Брянская область.

 

Расчетная часть

Для расчета критического объема продаж на первом этапе осуществим группировку затрат по экономическим элементам.

Таблица 1

Структура затрат на производство по экономическим элементам ООО "Арт-мебель" за 2008-2009 гг.

  Статьи затрат Уровень затрат, тыс. руб. Абсолютное отклонение, тыс. руб. Удельный вес в себестоимости,% Абсолютное отклонение,%
        2008-2009     2008-2009
               
  Оплата труда         36,79 40,55 3,75
  Отчисления в фонд социального страхования       8,47 9,88 1,41
  Материальные затраты       50,95 46,93 -4,02
  Амортизация       2,11 1,95 -0,16
  Прочие затраты     -35 1,68 0,70 -0,98
  Полная себестоимость       100,00 100,0 0,00
  В том числе:         75,34   77,92   2,59  
Переменные затраты    
  Постоянные затраты       24,66 22,08 -2,59
                               

 

Итак, данные, представленные в таблице показывают, что общая сумма затрат в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 585 тыс. руб. В исследуемом году наблюдается ситуация: снижение доли материальных затрат в их общей сумме, и, следовательно, рост удельного веса затрат на оплату труда. Расходы, связанные с амортизационными отчислениями, существенно не изменились. В 2009 г. увеличилась доля переменных затрат, что связано с резким скачком закупочных цен на материалы, в особенности на древесину. Доля постоянных затрат снизилась на 2,59%. Осуществим анализ безубыточности, который позволяет определить тот минимально необходимый объем реализации продукции, при котором предприятие покрывает свои расходы и работает безубыточно, не давая прибыли, но и не терпит убытков. На следующем этапе работы рассчитаем безубыточный объем продаж, используя данные, представленные в таблице 2.

 

Таблица 2.

Исходные данные для расчета безубыточного объема продаж ООО "Арт-мебель" за 2009г.

 

Показатель   Диван для кухни Детск ая софа Диван Кровать Всего
           
Объем реализации, шт.          
Цена за 1 шт., тыс. руб. 5,8 6,5 13,5 5,7 -
Выручка от реализации, тыс. руб. 997,6 565,5   1527,6 4764,7
Переменные расходы на 1 шт., руб. 3,5 4,9 10,3 4,7 -
Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб.   426,3 1277,2 1259,6 3565,1
Маржинальный доход, тыс. руб. 395,6 139,2 396,8   1199,6
Постоянные расходы, тыс. руб. - - - -  
Прибыль, тыс. руб. - - - - 189,6

 

Формулы используемые для расчета и заполнения таблицы 2:

П=ВОР-Пост.изд.-Пер.изд.

П=4764,7-1010-3565,1=189,6 тыс. руб.

Mg-маржинальный доход, показывает долю постоянных издержек в выручке.

Mg=ВОР-Пер.изд.=П+Пост.изд.

Рассчитаем Mg для:

Диван для кухни: Mg=997,6-602=395,6

Детская софа: Mg=565,5-426,3=139,2

Диван: Mg=1674-1277,2=396,8

Кровать: Mg=1527,6-1259,6=268

Итого Mg=395,6+139,2+396,8+268=1199,6

или Mg=4764,7-3565,1=1199,6

На основании информации, представленной в таблице 2. рассчитаем критический объем продаж:

Rп - порог рентабельности (точка безубыточности)

 

Rп=4011,6 тыс.руб.

Вывод: при выручке равной 4011,6 тыс. руб. предприятие полностью покрывает свои расходы, но не имеет прибыли, т.к. достигнутая предприятием выручка равная 4764,7 тыс.руб. больше Rп=4011,6 тыс.руб., отсюда можно сделать вывод, что предприятие прибыльное.

 

 

Заключение

Одним из мощных инструментов решения большого класса маркетинговых задач является расчет точки безубыточности производства. Посредством такого расчета можно определять точку безубыточности, планировать целевой объем производства, устанавливать цены на продукцию, осуществлять выбор наиболее эффективных технологий производства, разрабатывать оптимальные производственные планы. Как известно, существует две модели анализа безубыточности: экономическая и бухгалтерская.

Знание уровней безубыточности позволяет определять минимальные объемы продаж и формировать портфель заказов так, чтобы производство было всегда рентабельным.

Целью курсовой работы явилось исследование процесса определения оптимального объема производства и реализации.

Объектом исследования выступила производственная деятельность ООО "Арт-мебель". Предметом исследования явился расчет оптимального объема продаж и разработка управленческих решений на базе анализа "затраты - объем - прибыль".

В результате проведенных расчетов было выявлено, что в ООО "Арт-мебель" фактический объем выручки выше критической точки, т.е. точки безубыточности и предприятие получило прибыль за весь исследуемый период

 

 

Список использованной литературы

1. Берзон Н.И., Горелый В.И., Газман В.Д. Финансовый менеджмент. – М.: ИЦ Академия, 2003. – 336 с.

2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. Пособие – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с.

3. Земляков, Ю.Д. Модель системной зависимости "затраты - объем - прибыль" / Ю.Д. Земляков // Управленческий учет. - 2005. - №1. -С.16-18.

4. Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.

5. Чернов, В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / под ред.М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

6. Экономика предприятия / Под ред. Е.Л.Кантора. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.

 


[1] Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева «Основы экономических знаний.» М.: Вита-пресс, 2002. – с.129

[2] А.В. Мутнян, И.М. Оконников, Е.А. Пантелеев «Микроэкономика», книга 1:- Ижевск, изд-во «странник», 2003, с. 98-110



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: