В Америке в 1985 г. стал известен трагический случай, когда у мерли два студента из Принципиа-колледжа, который принадлежал культовой организации «Христианская наука». Они умерли от кори лишь потому, что по религиозным мотивам отказались от прививки. Согласно учению культа «христианская наука», боль и болезнь являются иллюзией человеческого ума. Исцеление происходит, если человек избавляется от неправильного взгляда на окружающее, поэтому не нужно применять лекарства и делать прививки.
Хотя это учение выдает себя за христианское, с точки зрения Евангелия, оно далеко от истины. Вышеприведенный пример гибели членов культа и их детей из-за того, что они отказались от лечения, не единственный. Американские газеты неоднократно писали о судебных процессах, на которых члены организации «Христианская наука» обвинялись в причастности к смерти собственных детей.
Библия не рассматривает болезнь как иллюзию ума. Болезнь трактуется христианством как реальное физическое страдание человеческого организма, которому человек подвергается независимо от состояния своего разума. Он может болеть потому, что грешит, но может также болеть, несмотря на свое благочестие. Слово Божие поясняет, почему так происходит, и побуждает верующих молиться об исцелении больных. Однако отказываться от профилактики и от лечения во время болезни — безрассудно и странно. Библия не против медицины: в связи с физическим недугом своего ученика Тимофея апостол Павел советовал ему применять обычное для того времени лечение. Взгляды же членов организации «Христианская наука» на этот вопрос необоснованы и опасны.
Пробовала прекратить дождь
|
Приведем еще один пример странных действий, основанных на странных представлениях. В 1949 г. в мексиканской провинции Коагуйла долго не было дождя. Местные власти обратились за помощью к американской фирме, которая сконденсировала облачную влагу: в воздухе самолетами был распылен серебряный йодид. Дождь пошел, и настолько интенсивный, что не прекращался в течение десяти часов. Но одна из жительниц города, испугавшись, что дождь никогда не кончится, стала носить по улицам распятие, надеясь таким образом прекратить ливень. За это местные власти арестовали ее, обвинив в саботаже.
В данном случае и женщина, и власти верили, что распятие может остановить дождь. Они приписали распятию такую же магическую силу, какую приписывают жители острова Гаити страницам Библии, вырывая из нее листы, чтобы приготовить лечебный чай. Те, кто не вникает в смысл Слова Божия, всегда склонны отойти от веры, подменив ее суеверием.
И в заключение...
Примеры, которые мы привели, — лишь малая толика порой смешных, порой трагически ужасных поступков людей, продиктованных необычными, странными верованиями. Не всегда, конечно, ложные понятия приводят к печальным последствиям. Но когда нарушаются основные принципы истины Божией, когда искажается Слово Божие, человек теряет возможность узнать правду о Боге, о грехе, о спасении души, о вечной жизни. Вот почему всякие лжеучения имеют роковое последствие для человека.
Господь Иисус желал, чтобы люди не блуждали во тьме, но имели свет жизни. В Евангелии от Иоанна (8:31—32) Он сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».
|
Глава 3
КУЛЬТЫНАШИХ ДНЕЙ
Определение термина
Употребляя одни и те же слова, люди зачастую вкладывают в них неодинаковый смысл или оттенки смысла. Термин «культ» в этом плане не составляет исключения.
Наиболее общеупотребительное на сегодняшний день значение этого термина раскрывает «Словарь русского языка» С. И. Ожегова (М., 1981, с. 276), где культ определяется как «религиозное служение божеству и связанные с этим обряды». Иначе говоря, в этой трактовке культом называется любая религия и присущий ей богослужебный порядок.
Мы употребляем слово «культ» в ином значении — том, какое имеет этот термин у христиан стран Запада. Культами, во-первых, называют небольшие по численности, но весьма активно действующие религиозные движения, которые либо частично, либо полностью отвергают апостольский символ веры христианства. Во-вторых, этим термином именуют небольшие, но активные религиозные группы, вообще не имеющие никакого отношения к христианству. В-третьих, слово «культ» относят к таким религиозным движениям, которые черпают богословские основания своих учений из различных мировых религий, — «Христианская наука», Международное общество сознания Кришны, Бехаизм, Теософское общество и некоторые другие.
Слово культ будет нами употребляться и по отношению к некоторым религиозным группам, которые хотя в своем учении и не отвергают апостольского символа веры, но практикуют беспрекословное повиновение вождям. Все остальные христиане ими считаются «погибшими». Под эту категорию подпадают также группы, которые имеют особые секретные пункты веры и тайные обряды.
|
Следует иметь в виду, что еретические движения в истории христианской Церкви можно было бы тоже считать культами, но чтобы отличить современные религиозные движения от тех, которые существовали в прошлых столетиях, мы не будем называть их словом «культ», оставив для их обозначения слово «ересь».
Категории культов
Теперь, когда смысловая наполненность термина «культ» определена, встает вопрос о выработке подхода к оценке различных культов, об умении выделить главную черту в том или ином культе — о делении культов на категории.
Вопрос этот непростой, и даже среди специалистов он решается по-разному. В зависимости от того, что, по мнению исследователя, является главной, отличительной чертой культа, а что второй, менее существенной, некоторые из них могут одновременно входить в две или даже большее число категорий. Кроме того, не совпадает и само число категорий, на которые делят культы различные ученые: у одних их или три, или четыре, у других — большее количество. Однако нас интересует не научная скрупулезность классификации, а создание единой целостной картины, которая бы дала более ясное представление о том, чем одни культы отличаются от других и в чем они похожи. Вот почему все культы мы подразделили на 5 основных категорий.
1. Псевдохристианские. Сторонники этих культов считают свои вероучения истинно христианскими, тогда как на самом деле они не таковы. К этой категории относят такие культы, как:
Свидетели Иеговы, Международный путь, «Христианская наука», Вселенская церковь божия, Иглезия ни Кристо (Церковь Христова) на Филиппинах.
2. Восточные. Эти культы не претендуют на связь с христианством. Их мировоззрение существенно связано с индуизмом, буддизмом, даосизмом, шинтоизмом, примитивным язычеством и др. К этой категории принадлежат движения: Хари Кришны, Миссия Божественного света. Трансцендентная медитация, приверженцы недавно умершего индусского гуру Раджниша, японское буддистское движение Сока Гаккай и некоторые другие.
3. Псевдонаучные. К этой категории принадлежат культы, которые представляют себя в основном как психотерапевтические организации. Они проводят сеансы для лечения людей — как физически, так и душевно. В то же самое время их мировоззрение связано с языческими и восточными культовыми идеями. К псевдонаучным относятся культы: Наукология, «Умственный контроль Силвы», Форум (ЭСТ) или же подготовительные семинары Эрхарда, Основание человеческого понимания (по методу) Роя Мастерса, экстрасенсорика и др.
4. Синкретические. Учения культов этой категории преимущественно состоят из элементов двух или более религий. Очень часто это сочетание происходит путем переистолковывания противоположных идей так, чтобы они согласовывались друг с другом. К этой категории принадлежат культы: Теософское общество, Бехаизм, Масонство, Церковь единения корейского «мессии» Муна.
5. Оккультные. Слово оккультизм обозначает скрытый, тайный, мистический. В эту категорию входят следующие культы: Движение нового века, сатанизм, астрология, И Чинг, группа под названием Эканкар, спиритуалистская церковь, розенкрейцерство.
Как мы уже сказали выше, некоторые культы имеют две или более особых характерных черт и не могут быть отнесены ни к одной категории. Например, Теософское общество, будучи синкретическим движением, является в то же самое время и псевдохристианским, и оккультическим. О Церкви единения, основанной Муном, можно сказать, что она и синкретическое, и псевдохристианское, а что касается культа, называемого на Западе Движением нового века, то будучи оккультическим оно одновременно является и восточным, и синкретическим.
Количество культов в мире не исчерпывается упомянутыми нами. Некоторые существуют сравнительно длительное время, век других недолог. Они 'исчезают, им на смену появляются другие. О том, каким образом возникают культы, вы прочтете в главе 19.