Будьте осторожны со словом




Практическое занятие № 1

Тема: Качества научной речи и ее языковые

Особенности

 

Задание 1.

Определите, каким стилям соответствуют данные характеристики. Запишите в таблицу названия стилей.

Таблица 1

Название стиле и их характеристика

Название стилей Характеристика
  Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо
  Через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мысли на читателя.
  Логично, последовательно, аргументировано, точно и беспристрастно передается информация, сообщаются знания.
  Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  Официально. Точно, по общепринятому стандарту излагается что-либо.

 

Задание 2.

Для каких стилей приведенные ниже слова и словосочетания являются характерными? Заполните таблицу, помня, что одни и те же языковые средства могут быть характерными для двух-трех стилей.

 

Таблица 2

Разговорный стиль Научный стиль Деловой стиль Публицистический стиль Художественный стиль
         

 

Слова и словосочетания:

Разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы[1], общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, книжные, диалектные[2], жаргонные, междометные, аббревиатуры, устаревшие заимствованные, неологизмы, уменьшительно-ласкательные.

Задание 3.

К каким стилям относятся данные речевые жанры. Заполните таблицу по образцу.

 

Таблица 3

Научный стиль Деловой стиль Публицистический стиль Разговорный стиль Художественный стиль
Тезисы   Протокол Очерк Реплика Повесть

 

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо[3], обвинительное заключение, доверенность, басня, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

 

Задание 4.

Прочитайте текст и познакомьтесь с основными чертами научного стиля.

 

Научный текст как особая функционально-стилевая разновидность литературного языка имеет следующие специфические черты:

Таблица 4

Главные: Второстепенные:
отвлеченно-обощенность, подчеркнутая логичность, терминологичность Смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, некатегоричность, оценочность, образность и др.

 

Прочитайте текст и скажите, какие из перечисленных в задании 4 черт научного стиля называет академик Д.С. Лихачев.

Будьте осторожны со словом

  1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы.

 

  1. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-либо мысли. В научной работе образность – только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.

 

  1. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.

 

  1. Главное достоинство научного языка – ясность.

 

  1. Другое достоинство научного языка – легкость, краткость свобода переходов от предложения к предложению, простота.

 

  1. Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть короткие, переход от одной фразы к другой – логическим и естественным, «незамеченным».

 

  1. Каждую написанную фразу следует проверять на слух, надо прочитать написанное вслух для себя.

 

  1. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что ими заменено.

 

  1. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном тексте всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка.

 

  1. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с некоторой остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и читатель взаимно помедлили. Оно должно варьироваться под пером автора.

 

  1. Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот, различие лучше. Чем разница. Не употребляйте слова впечатляющий. Вообще будьте осторожны со словами, которые так и лезут под перо, - словами-«новоделами».(Лихачев Д.С. Книга беспокойств. – М., 1991).

 

Задание 5.

Подберите из терминологии вашей научной специальности 20 терминов, содержащих древнегреческие и латинские словообразовательные элементы:

Греческие:

авто- (сам), анти- (против), библио- (книга), ген- (род), гипе- (над, сверх), гипо- (внизу, снизу, под), граф- (писать), ди (два), диа- (между), лекс- (слово), лог- (слово, учение), мета- (после, за, между), моно- (один), морфо- (форма), нео- (новый), онима- (имя), поли- (много), прото- (первый), фил- (друг), фоно- (звук).

Латинские:

Би- (два), вок- (голос), импер- (повелевать), интер- (между), лингв- (язык), лок- (место), нейтр- (ни тот, ни другой), пасс- (страдание), пост- (после), пре- (перед), пункт- (точка), ре- (вновь, обратно), суб- (под), супер- (сверх, над), экстра- (сверх, вне, дополнительно).

 

Задание 6.

Выпишите из текстов (из практической части домашнего задания) слова, которые:

а) относятся к общенаучной лексике;

б) являются общеупотребительными словами.

Какие языковые средства выражают в данных текстах логические связи между понятиями?

 

Задание 7.

Найдите логическое продолжение данных высказываний (выберите варианты а) или б). Полученные микротексты запишите.

 

1) Среди других микроэлементов, содержащихся в организме человека, особое место принадлежит калию...

а) Работа сердца улучшается благодаря калию.

б) Благодаря калию улучшается работа сердца.

 

2) Совершенно необходим для правильной жизнедеятельности и фосфор...

а) Под воздействием фосфора усиливается развитие костной системы.

б) Развитие костной системы усиливается под воздействием фосфора.

 

3) Организму человека необходимы также соли йода...

а) процессы старения замедляются благодаря солям йода.

б) Благодаря солям йода замедляются процессы старения организма.

Задание 8.

Перед вами предложения из «рассыпавшегося» текста из учебника М.В. Панова по фонетике. Прочитайте предложения и расположите их в логической последовательности, так как они должны находиться в тексте.

 

  1. Язык представляет собой систему.
  2. Почему же в словах, например, томдом, козойкосой звонкие и глухие легко распознаются как отдельные звуки, ц и дз (отец – отец бы) не разграничиваются?
  3. Говорящие обычно не осознают, что в конце слова отец произносится не тот же звук, что в сочетании отец бы: они ясно слышат, что это один и тот же звук, хотя на самом деле ц и дз отличаются признаком звонкости-глухости, так же как т и д, с и з.
  4. Системна и его звуковая сторона.
  5. В других языка, например, в польском, они легко различаются говорящими, а в русском – нет.
  6. Это значит, что каждая фонетическая единица определяется своими отношениями к другим фонетическим единицам.
  7. Причина этого в тех синтагматических и парадигматических отношениях, которые связывают ц и дз.

 


[1] Канцеляризмы (лат.) – устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено традицией за официально-деловым стилем, особенн за его канцелярско-деловым подстилем, напр. входящие – исходящие.

[2] Диалектизмы (греч.) – характерные для территориальных диалектов языковые особенности, включаемые в литературную речь, напр. пимы (валенки).

[3] Сопроводительное письмо – письмо, которое сообщает о направлении прилагаемых к нему документов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: