Отклоняющееся поведение — форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц (девиантов и делинквентов, т. е. нарушителей и правонарушителей) в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. В отличие от индивидуальных расстройств поведения, отклоняющееся поведение подлежит социальным санкциям. Слабые и случайные формы отклоняющегося поведения, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми (оплошности, ошибки, срывы, ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность и др.), фиксируются общественным вниманием и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. При этом имеют значение правила вежливости, сохранение достоинства личности, юмор, контроль над психологической агрессивностью. Обычно слабые формы отклонений носят открытый, непроизвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившей дезорганизацию поведения. Устойчивые формы отклоняющегося поведения, прежде всего аморальное и противоправное поведение, в зависимости от их социальных последствий вызывают ту или иную меру осуждения, наказания и мобилизации общественных сил для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем.
Как отмечает В.А. Спивак, девиантное поведение — нарушение правил, норм социумами любого уровня в любой степени, включая нарушения закона, а делинквентное — нарушение норм права, закона.
В организации, где люди добровольно объединяются для достижения совместными усилиями общеорганизационных и одновременно личных целей, действуют многочисленные правила, нормы, предписания (письменные и устные, организационные и групповые), без которых недостижимы совместные результаты. Их нарушение, естественно, вызывает сбои в деятельности организации, вредит ей. Формы поведения, связанные с нарушением норм, предписаний, дисциплинарных рамок, называются деструктивными формами поведения. Разновидностей деструктивной формы поведения довольно много. При несоблюдении норм права мы говорим о противоправном поведении. Обычно проявления такого поведения должны преследоваться по закону. Часто встречается административно-управленческая форма деструктивного поведения в отношении организации и общих целей: злоупотребление в личных целях своими правами и полномочиями, невыполнение прямых обязанностей. Если человек просто не на своем месте, некомпетентен, его поведение дисфункционально. Социологи выделяют эгоистическое, индивидуально-целевое и групповое деструктивное поведение (групповой эгоизм). В противовес инновационному часто проявляется консервативное поведение. Сложнее распознать имитационное поведение, когда истинные эгоистические цели камуфлируются псевдоактивностью. Некоторые работники реализуют на предприятии свои асоциальные привычки и склонности, демонстрируют осуждаемые обществом формы поведения; в этом случае можно говорить об отклоняющемся, девиантном поведении.
Среди факторов, влияющих на возникновение девиантного поведения можно назвать:
Случайная торговля (passing trade) имеет место там, где стороны обычно встречаются лишь один раз, не имея в виду установление хороших длительных отношений. Большие города для этого — типичная среда. Хорошим примером является торговля, связанная с туристами (особенно иностранными), а также гостиничный и ресторанный бизнес.
Эксплуатирующую (недобросовестную) экспертизу (exploiting expertise) можно найти там, где проведение реальной или предполагаемой экспертизы представляет собой элемент сделки. Типичные случаи — техническое обслуживание и ремонт, особенно гаражный сервис. Гаражи могут осуществлять неполные услуги, а брать полную плату, устанавливать бывшие в употреблении (подержанные) или дешевые пиратские запчасти и выдавать их за высококачественные, да еще и заменять детали без особой необходимости. Соответственно, машины ломаются чаще, чем могли бы, и таким образом ведут их хозяев к дальнейшим затратам. Специалисты по эксплуатирующей экспертизе получают выгоду, реализуя свои «порочные намерения». Это объясняет, почему гаражи, работающие с низким качеством, могут выглядеть более успешными и процветающими по сравнению с теми, кто работает добросовестно. Поэтому плохие гаражи вытесняют хорошие, а плохие услуги становятся нормой.
Стражи ворот — привратники (gatekeepers) существуют там, где имеются институциональные (правовые) ограничения и дисбаланс между предложением и спросом, стесняющие свободную конкуренцию как товаров, так и информации. Типичная работа стражей ворот — манипулировать очередностью выполнения заявок на дефицит при наличии очереди, разрешать допуск к важным лицам, принимающим решения, и обеспечивать утечку информации, влияющей на коммерцию. Таким образом, «стражи ворот» специализируются на расчистке «горлышка бутылки» за вознаграждение. Они особенно распространены в системах с командной экономикой и странах третьего мира. Такая форма девиаций характерна для бюрократических организаций, особенно для органов управления современной России, имеющих возможность регулировать от имени государства различные виды деятельности граждан и предприятий.
Системы контроля (control systems) признаются ответственными за преступление в тех случаях, когда они не налажены (если их установка слишком дорога или сложна по сравнению с возможной экономией или плата за установку ложится на предпринимателя, а убытки компенсируются за счет клиентов). Например, контроль считается финансово нецелесообразным в вопросах отслеживания правильности реализации купонов на скидки или раздачи бесплатных подарков в магазинах и на прилегающих территориях. Кстати, эту нишу может заполнить сравнительно дешевый электронный контроль.
Двусмысленность (ambiguity) существует там, где неоднозначность изначально заложена в понимание количества, качества или точной категории товара.
Она может способствовать прикрытию воровства и, собственно, специально для этого и закладывается. Например, сложно проконтролировать количество напитков, выпитых на свадьбе, или, делая закупки для строительства, пересчитать количество привезенных кирпичей, измерить толщину бетона на дороге, сосчитать точное количество меди, израсходованное при строительстве здания, или оцинкованных листов на крыше. В периоды повышенной нагрузки двусмысленность часто преднамеренно усиливается, чтобы условия покупки стали активнее работать против потребителей. Типичные случаи: отсутствие прайс-листа, закрытие кассовых окон в период повышенной нагрузки или при заказе напитков в театре во время антрактов.
Анонимность и масштаб (anonymity and scale). Самый типичный фактор, ведущий к отклонениям, — масштаб больших организаций, способствующий обезличиванию. С. Хенри (S. Henry) описывает спектр оправданий, используемых в случаях девиаций, и устанавливает, что воровство, совершенное корпорацией, не рассматривается как что-то аморальное, в отличие от воровства, совершенного конкретным человеком.
Рассмотрим виды девиантного поведения, которые встречаются в организации.
Мошенничество — в уголовном праве преступление, заключающееся в завладении чужим имуществом (или в приобретении прав на имущество) путем обмана или злоупотребления доверием.
Многие организации страдают от мошенничества своих же сотрудников и клиентов. Массовые случаи мошенничества со стороны сотрудников организации являются критерием неблагополучия, отсутствия преданности работников, которые не воспринимают цели организации как свои и видят в организации только источник получения доходов.
По мнению американских ученых, существует так называемый «треугольник мошенничества». Авторы исходят из того, что каждый человек способен совершить мошенничество, нужно только, чтобы он оказался в соответствующей ситуации. Три элемента, образующие в совокупности треугольник мошенничества и определяющие мотивацию и возможность для его совершения, представляют собой: 1) давление внешних обстоятельств; 2) возможность совершить и некоторое время скрывать акт мошенничества; 3) способность оправдать это действие (рис. 2).
![]() |
Рисунок 2. Треугольник мошенничества.
Виды давления внешних обстоятельств, вынуждающие идти на мошенничество, могут быть разбиты на четыре группы:
1)финансовое давление, обусловленное жадностью, жизнью не по средствам, большими долгами, болезнью близких или самого сотрудника и, как следствие, большими счетами за медицинское обслуживание, отсутствием денег на счете, большими финансовыми потерями, неожиданной потребностью в деньгах;
2)давление пороков и пагубных пристрастий (приверженность к азартным играм, наркотикам, алкоголю, дорогим сексуальным удовольствиям);
3)давление обстоятельств, связанных с работой (кажущаяся недооценка своих успехов, чувство неудовлетворенности от работы, боязнь ее потерять, невыдача премиальных, ощущение несправедливости в оплате);
4)прочие виды давления (муж или жена настаивает на более шикарном образе жизни, желание досадить всей системе, совершить «идеальное» преступление).
Как видим, обстоятельства могут быть вызваны причинами психологического характера, т. е. особенностями личности сотрудника, физиологическими факторами (нарушение здоровья), социальными обстоятельствами (влияние других людей), экономическими и даже политическими обстоятельствами (дефолт, падение котировок ценных бумаг, крах банка, фирмы, антисоциальные аспекты политики государства).
Возможность совершить мошенничество, скрыть его и избежать наказания проистекает из следующих факторов:
1)отсутствие или недостаточность мер контроля, позволяющих предупредить или выявить мошенничество;
2)невозможность или неспособность оценить качество выполненной работы;
3) отсутствие производственной дисциплины, нарушение принципа неотвратимости наказания;
4) предоставление искаженной или недостаточной информации, наличие у злоумышленника большей информации, чем у жертвы;
5) равнодушие к происходящему со стороны начальства и(или) коллег;
6) особая уязвимость жертв мошенничества — пожилых или больных
людей;
7)отсутствие ревизий и(или) аудиторских проверок, позволяющих своевременно вскрыть факт мошенничества.
Организация в целях профилактики мошенничества обычно стремится создать систему специальных контрольных органов, чтобы обеспечить:
1)своевременное выявление обстоятельств, способных толкнуть работников на мошенничество;
2) систему контроля над бухгалтерией и финансами;
3) реализацию методов проведения контрольных проверок на рабочих
местах;
4)формирование честности, воспитываемой на положительных примерах поведения руководства и на базе адекватной оценки результатов, разработки и выполнения кодексов чести, правильной оценки кандидатов в процессе приема на работу и т. п.
Однако в случае принятия таких мер возникает опасность формирования атмосферы всеобщей подозрительности, тотальной слежки, доносов, наушничества, нарушения возможности коллективной и творческой работы (такая работа базируется на доверии, единстве целей и взаимопонимании), снижения уровня лояльности по отношению к фирме.
Самооправдание — также исключительно психологический фактор. Оно связано с ощущением несправедливости, обиды на фирму, которая якобы задолжала работнику за переработку, не оценила его труд по достоинству, с попытками представить кражу как временный заем. При этом работник приводит объяснения типа «от этого никому хуже не будет; это направлено на благие цели; это необходимо для сохранения репутации честного кредитора и бизнесмена; все так делают; на моем месте так поступил бы каждый; глупо было не воспользоваться случаем; правительство (руководство) транжирит деньги, а я должен платить; все воруют; мне нужнее» и т. п.
Саботаж еще одна форма отклоняющегося поведения. В качестве форм саботажа рассматривается деятельность, которая снижает качество и количество производимой продукции и услуг, например, забастовки go-slows (замедление, работа с повышенной осмотрительностью), абсентеизм (отсутствие на рабочих местах), работа без энтузиазма, «строго по правилам», порча оборудования и продукции, рестрикционизм (искусственное ограничение работниками по сговору выработки, производительность труда на низком уровне) и т. п. В общем виде саботаж может быть концептуально определен как преднамеренное действие или бездействие, которое повлекло за собой повреждение, уничтожение или разрушение некоторых аспектов среды, окружающей рабочее место, включая имущество, продукцию, процессы или репутацию организации.
«С расцветом луддизма в Англии в начале XIX века связаны самые известные в истории промышленности случаи саботажа. В марте 1811 года под покровом ночи банда исстрадавшихся и взбешенных рабочих разрушила более 60 ткацких станков в деревне Арнольд, Ноттингемшир. К декабрю 1811 года разрушители ткацких станков действовали в некоторых других графствах Великобритании; под угрожающими письмами, отправленными работодателям, они подписывались именем «Нед Лудд». Эта подпись была переделкой имени лейче- стерского парня Неда Лудлема, который, когда отец приказал ему привести в порядок нити на ткацкой раме, взял молоток и разбил ее вдребезги». Подобные случаи могут встречаться и сейчас. Может ли руководитель, узнав об аварии дорогостоящего оборудования, с точностью сказать, было ли это результатом износа либо разрушения детали, либо следствием халатности или злого умысла, обиженного на него работника? Зачастую имеет место саботаж в виде постоянной потеричастей, материалов и оборудования, поломкиинструментов и механизмов.
Техническая изощренность — еще одна черта саботажа. В обширной антологии М. Спроуза (М. Sprousej о саботаже на рабочем месте в современной Америке приводится в качестве примера поведение техника, который работал в компьютерной системе Bank Of America. Обиженный на критику боссов, он ввел в систему «логическую бомбу», которая удалила программу формирования платежной ведомости, а вместе с ней и многие другие. В век мощных машин и сильно развитых технологий саботаж может быть особенно пагубен, потому что зачастую только немногие эксперты действительно разбираются в системах, с которыми работают.
Саботаж — это не только действия «безумного саботажника», он может быть рассмотрен как рациональный ответ на эксплуатацию, недостаток контроля и систематическую несправедливость.
Основные микропричины саботажа представляются связанными с борьбой за контроль непосредственно на рабочем месте. На основании современного обзора исследований на тему саботажа Дж. Джермаер (J. Jermier) выделяет 18 отдельных причин. Можно назвать следующие специфические факторы, чаще всего ассоциируемые с саботажем, объектами которого являются продукция и машины:
1)скучная, монотонная и утомительная работа, не дающая пищи уму, не развивающая. Большинство исследователей при объяснении причин возникновения саботажа делают ссылку на этот фактор;
2)желание взять под контроль время, самостоятельно распоряжаться им;
3) рост нормы выработки, осуществляемый «сверху», без участия работника в обосновании их пересмотра, или другие изменения в характере работы (упоминаются несколько реже);
4)отказ производить плохо спроектированные, ненужные изделия (отсутствие значимости работы);
5) понижение профессионального статуса (низкий престиж работы);
6) назначение на опасную работу;
7) чрезмерно строгая дисциплина;
8) медленное рассмотрение или отклонение жалоб;
9) конфликты с непосредственными руководителями;
10) низкая заработная плата;
11) половая дискриминаця.
Таким образом, саботаж осуществляется обычно как способ противодействия угнетающим условиям занятости и чувству бессилия, что придает ему качества тактики и стратегии, несовместимые с общепринятым образом безумного саботажника.
Назовем еще несколько возможностей нанесения работниками ущерба организации:
• выдача конкурентам коммерческой тайны компании. Желание овладеть чужими коммерческими тайнами зачастую является причиной переманивания работника из одной организации в другую;
• доведение (чаще анонимное) до компетентных органов информации о наличии и месте хранения материалов «второй бухгалтерии»;
• доносительство на руководство компании (иногда как способ «спасти род людской от корпоративных мошенничеств, безнравственные методы в деле борьбы с безнравственным поведением корпораций). Естественно, наибольшую склонность к доносительству приобретают люди, утратившие лояльность по отношению к организации в силу многих из вышеприведенных причин, обиженные на организацию или менеджера.
Формой вынужденного негативного поведения трудового коллектива, направленной на защиту своих трудовых прав, является, как уже упоминалось, забастовка, организационно-правовые аспекты которой изложены в разделе XIII Трудового кодекса РФ.
Если обозначенные выше формы отклоняющегося поведения требуют нормативно-правовых вариантов решения и здесь значимость приобретает юридическая грамотность руководителя, то обозначенные ниже формы негативного поведения сотрудников требуют от руководителя знания психологии личности сотрудника. Рассмотрим подробнее негативное поведение в организации.
Негативное поведение сотрудников еще один вид отклоняющегося поведения в организации. К такому поведению относят.
Примитивные реакции. Проявляются в результате недостаточного воспитания, низкой культуры и высокого уровня эгоцентризма. Этому также способствует неадекватная самооценка.
Примитивные реакции проявляются вследствие неправильной организации труда.
Способы профилактики:
• четкое пространственное месторасположение сотрудников;
• конкретные и понятные каждому сотруднику профессиональные задачи.
Манипулятивное поведение. Характеризуется желанием извлечь пользу из любой ситуации. Профессии, связанные со взаимодействием с другими людьми, способствуют развитию манипулятивных форм поведения, порождают лживость и примитивность чувств, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и к людям. Рассмотрим наиболее часто используемые в организациях манипулятивные приемы поведения (табл. 1).
Таблица 1. Манипулятивные приемы
Прием | Ожидаемая реакция | Способ противодействия |
Патетическая просьба «войти в положение» | Вызвать благосклонность и великодушие Снизить объем нагрузки | Вычленить манипуляцию. Не брать на себя обязательства |
Создать видимость того, что позиция руководителя слишком сложна и непонятна | Снизить объем профессиональных задач | Выяснить, что именно непонятно и предложить способ решения проблемы |
Указание на возможную критику со стороны руководства или клиентов | Пробуждение чувства опасности и неуверенности | Демонстрация возмущения по поводу использования таких методов |
Постоянная демонстрация упрямства и самоуверенности | Поставить руководителя в позу «просителя» | Достаточная уверенность в себе и указание на важность задания для самого сотрудника |
Постоянно подчеркивать, что аргументы оппонента не выдерживают никакой критики | Пробудить чувство бессилия. Заставить оппонента отказаться от аргументации | Подчеркнуть, что сотрудник Вас неправильно понял и привести дополнительные аргументы |
Быть «милым и подлым» одновременно | Породить неуверенность, дезориентировать в поведении | Официальные отношения и демонстрация «двуликой» сущности другим сотрудникам (угостить конфетами) |
Способы профилактики:
• уметь определять цель данной манипуляции;
• знать сотрудников, тяготеющих к манипулятивному поведению.
Агрессивное поведение в организации (моббинг). Агрессивное поведение в организации может проявляться в виде сплетен, слухов, физической и вербальной агрессии, а также в раздражительности сотрудников.
Причинами агрессивного поведения в организации являются психологическая предрасположенность сотрудников, неблагоприятный психологический климат в организации, негативные события в окружающем социуме.
Способы профилактики:
• развитие организационной культуры;
• демонстрация ассертивного (настойчивого) поведения руководителем;
• направление активности сотрудника в нужное для организации «русло» (профсоюз, организация досуговых мероприятий и т. д.);
• увольнение конфликтогенной личности путем косвенного мотивирования на другие виды деятельности;
• сплочение коллектива (создание авторитетного ядра, опора на неформального лидера, общие мероприятия, развитие взаимовыручки, развитие корпоративности, разумное и справедливое поощрение).
Серьезную роль в возникновении отклоняющегося поведения играют стрессовые явления. Стресс — это общий термин, применимый к воздействиям, которые мы ощущаем в жизни. Типичными причинами стрессов в процессе работы являются рабочие перегрузки, давление факторов времени, низкое качество управления, атмосфера незащищенности на рабочем месте, несоответствие полномочий и обязанностей, ролевые конфликты и неопределенность, различие между системой ценностей компании и работника, изменения любого типа, психологическая предрасположенность сотрудников.
Симптомы стресса:
• высокое кровяное давление;
• проблемы с кишечником;
• эмоциональная неустойчивость;
• ощущение неспособности справиться с ситуацией;
• негативные установки по отношению к сотрудничеству;
• нервозность и напряженность;
• хроническое беспокойство;
• проблемы со сном;
• чрезмерное курение или злоупотребление алкоголем;
• неспособность расслабиться.
Формы реакции на стресс:
• истощение сил — эмоционально опустошенные сотрудники отдаляются от работы, ощущают беспомощность;
• моральные травмы, проявляющиеся в разрушении самооценки, подрыве веры в себя, в свои способности;
• болезнь сотрудников.
Способы профилактики:
• устранение причин стрессов;
• социальная поддержка сотрудников;
• организация комнаты психологической разгрузки;
• введение дней отдыха;
• организация оздоровления сотрудников.
Предлагаемые способы профилактики призваны обеспечивать психическое здоровье сотрудников организации. К характеристикам людей, обладающих крепким психическим здоровьем, относятся:
1) позитивные чувства по отношению к самим себе
• контроль за своими эмоциями — страхом, любовью, ревностью, чувством вины или беспокойством;
• умение преодолевать жизненные неприятности;
• наличие позитивной установки по отношению как к себе, так и к другим людям, способность посмеяться над собой;
• не переоценка и недооценка своих возможностей;
• умение принимать свои несовершенства;
• обладание самоуважением;
• наличие в себе силы справиться с большинством ситуаций, которые встречаются на пути;
• удовлетворение от простых каждодневных радостей.
2) адекватное восприятие других людей
• способность любить других людей и считаться с их интересами;
• присутствие личных отношений, которые удовлетворяют их и продолжаются длительное время;
• склонность доверять другим людям, рассчитывать на взаимные чувства;
• уважение к свойственным людям различиям;
• тактичность по отношению к окружающим людям, не расталкивают их и не позволяют отталкивать себя;
• способность ощущать себя частью какой-то группы;
• чувство ответственности за своих близких и других людей;
3) соответствие требованиям жизни
• конструктивный подход к возникающим проблемам;
• принятие своих обязательств;
• формирование своей окружающей среды, когда это возможно; при необходимости корректировка ее;
• планирование будущего;
• восприятие новых возможностей и новых идей;
• использование своих природных потенциальных возможностей;
• постановка реальных целей для себя;
• способность размышлять о себе и принимать самостоятельные решения;
• приложение максимума усилий к тому, что они делают, и получение удовлетворение от этого.
В контексте управления персоналом интерес могут представлять знания об особенностях поведения сотрудников, обусловленного спецификой профессионального становления. В частности, особенности поведения сотрудника в организации могут определяться переживанием им профессионального кризиса.
Под кризисами профессионального становления мы понимаем непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменения вектора ее профессионального развития. Эти кризисы приводят к переориентации на новые цели, коррекции и ревизии социально-профессиональной позиции, подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях -смене профессии.
Рассмотрим факторы, инициирующие кризисы профессионального становления. Условно их можно представить субъективными и объективными группами.
В качестве объективных выделены смена ведущей деятельности, изменение способа выполнения деятельности, изменение социальной ситуации развития, возрастные психологические и психофизиологические изменения, профессионально обусловленные деформации и стагнация, ухудшение или улучшение социально-экономической ситуации, случайные события и неблагоприятные обстоятельства.
К субъективным качествам личности относятся: социально
профессиональная активность личности, совершенствование способов выполнения деятельности (инновации), полная поглощенность профессиональной деятельностью, неудовлетворенность социальным и профессионально-образовательным статусом, неудовлетворенность потребностей личности (материальных, духовных), субъективное чувство остановки в развитии, стремление к самоактуализации и самореализации.
Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смену места работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло ее профессионального развития.
Профессионально-нейтральное отношение личности к кризисам приводит к профессиональной стагнации, равнодушию и пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональной деятельности: в быту, различного рода хобби.
В развиваемой нами концепции профессионального становления личности выделены следующие стадии этого процесса: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и мастерство. Согласно определению кризисов, переход от одной стадии к другой порождает нормативные кризисные явления.
Рассмотрим их психологические особенности, следуя логике профессионального становления.
1. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации - формирования профессиональных намерений. В 14-16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии. Нужен конкретный профессионально ориентированный план: продолжить ли учебу в общеобразовательной или профессиональной школе. Для кого-то все решено, кто-то вынужден уже профессионально определяться. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений изменяется и мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональных учебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессиональную направленность. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную.
Кардинально изменяется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации.
Старшеклассники, продолжившие учебу в 10-11-х классах, отчетливо переживают этот кризис в 16-17 лет, перед завершением школьного образования. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки. Следует подчеркнуть, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированной на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию.
Переживание кризиса, рефлексия своих возможностей приводят к коррекции профессиональных намерений. Вносятся также коррективы в оформившуюся к этому возрасту «Я-концепцию».
Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Девушки и юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности.
2. На стадии профессиональной подготовки многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.
Таким образом, кризис ревизии и коррекции профессионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную позволяют выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.
3. После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности.
Уже при выборе профессии молодой человек имел определенное представление о будущей работе. В профессиональном учебном заведении оно значительно обогатилось. И вот наступило время реального выполнения профессиональных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но они не становятся фактором возникновения кризисных явлений. Основная причина психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций.
Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.
Возможны два варианта разрешения кризиса:
• конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы;
• деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.
4. Следующий нормативный кризис профессионального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3-5 лет работы. К этому времени специалист освоил и продуктивно (производительно и качественно) выполняет нормативно одобряемую деятельность, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений. Динамика прошлого опыта, инерция профессионального развития, потребность в самоутверждении вызывают протест, неудовлетворенность профессиональной жизнью. Осознанно или неосознанно личность начинает испытывать потребность в дальнейшем профессиональном росте, в карьере. При отсутствии перспектив профессионального роста личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии.
Кризис профессионального роста может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным.
Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.
5. Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его ко вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присущи социальнопрофессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной ситуации, и ведущей деятельности, которая характеризуется индивидуальным стилем и элементами творчества.
Во многих случаях качественное и высокопродуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что личность перерастает свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии. Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Можно констатировать: идет перестройка профессиональной ситуации развития.
Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность.
Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию профессионального становления - стадию мастерства.
6. Стадия мас<