Ломоносов о строении молекул




Практическое занятие № 2

Тема: АНАЛИЗ НАУЧНОГО ТЕКСТА

ЗАДАНИЕ 1.

Задайте вопросы к следующим предложениям. На какие смысловые части делится структура каждого высказывания? Подчеркните информативный центр (рему) каждого высказывания?

1) Основная цель пособия – развитее у студентов навыков письменной речи.

2) Физические свойства вещества – это вкус, цвет и запах.

3) Основные достоинства прозы – точность и краткость.

4) Условия на Луне весьма специфичны и суровы.

5) Цель исследования – дать количественную характеристику различных языковых явлений.

 

ЗАДАНИЕ 2.

Скажите, на какие вопросы отвечают предложения.

1) М.В. Ломоносов ввел в русский язык научную терминологию. – Научную терминологию ввел в русский язык М.В. Ломоносов.

2) Топонимика изучает происхождение географических названий. – Происхождение географических названий изучает топонимика.

3) Ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы литературного языка, называются синтаксическими. – Синтаксические ошибки связаны с нарушением синтаксических норм литературного языка.

 

Задание 3.

Прочитайте текст. Определите информативный центр в предложениях. Составьте с опорой на информативные центры вопросы к каждому предложению, запишите их.

В науке очень важно найти нужное обозначение для обнаруженного явления – термин. Очень часто это значит закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему внимание.

Если хотите, чтобы ваше наблюдение вошло в науку, - окрестите его, дайте ему имя, название. Вводя в науку свое детище, представьте его обществу ученых, а для этого назовите его и ничто не оставляйте безымянным. Но не делайте это слишком часто... В деле своей жизни ученому достаточно создать два-три новых термина для значительных явлений, им открытых.

Ньютон не столько открыл закон земного тяготения (все и до него знали, что вещи падают на землю, а чтобы оторвать их от земли, требуется некоторое усилие), сколько создал термин, обозначение всем известного явления, и именно этим заставил «заметить» его в науке.

(Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1985).

 

ЗАДАНИЕ 4.

Прочитайте абзац. Найдите в абзаце элементы цепочечной связи между предложениями и выпишите их.

 

Все вещественные тела, одни больше, другие меньше, изменяют свою форму. Изменение формы тела называется деформацией. Если деформация тела мала, то тело можно считать абсолютно твердым.

Абсолютно твердым телом называется тело, расстояние между каждыми двумя точками которого не изменяется.

ЗАДАНИЕ 5.

Исправьте ошибки в расположении слов. Объясните вашу правку.

1. (В III веке до н.э. часть скифских плен образовала в Крыму рабовладельческое государство). Неаполь-Скифский быль столицей этого государства.

 

2. От коммуникативного задания научного функционального стиля зависит значение языковых единиц. (Это задание связано с назначением коммуникативной публикации, которое состоит в формулировке и доказательстве научной гипотезы, в выдвижении новых научных концепций, формулировок внутренних законов сосуществования и развития новых явлений и т.п.).

 

3. Дорого перерабатывать отходы целлюлозного производства (поэтому их сбрасывают в Байкал, загрязняя его).

 

ЗАДАНИЕ 6.

Составьте из данных предложений, используя лексические повторы, абзац с последовательной связью.

 

Если траектория точки – кривая линия, то движение точки называется криволинейным движением.

Линия, по которой движется материальная точка, называется траекторией точки.

Если траектория точки – прямая линия, то движение точки называется прямолинейным движением.

Представим себе материальную точку, которая движется в пространстве.

 

ЗАДАНИЕ 7.

Лексический повтор при цепочечной связи часто делает содержание неинтересным, монотонным. Прочитайте текст и замените повторяющиеся словосочетания синонимами, используя конструкции, приведенные ниже.

 

Ломоносов о строении молекул

Молекулы различных тел различаются по количеству и виду атомов, которые входят в их состав. Ломоносов писал, что молекула может быть однородной и разнородной. Если в состав молекулы входят одинаковые атомы, молекула однородная, если в состав молекулы входят разные атомы, молекула разнородная. Если в состав какого-либо тела входят однородные молекулы, то такое тело надо считать простым; наоборот, если в состав какого-либо тела входят разнородные молекулы, то такое тело надо считать смешанным.

Слова и словосочетания: содержать что, включать в себя что, состоять из чего, иметь в своем составе что, подразделяться на что.

 

ЗАДАНИЕ 8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: