Особенности джаннистского учения




 

Совершенно очевидно, что Махавира не принимал некоторых постулатов индуизма, иначе он не стал бы создавать своего учения. Известно, по крайней мере, шесть положений индуизма времен Махавиры, которые тот отвергал.

1. Он не был согласен с неотвратимостью закона кармы, считая, что человек может с помощью самодисциплины и аскетизма избежать последствий кармы и уже при жизни достичь нирваны.

2. Он был несогласен с конечным исчезновением личности человека в брахмане и утверждал независимость и постоянство существования человеческой личности.

3. Он был против кастовой системы, подчеркивая ценность каждого человека, его право на равенство с себе подобными.

4. Он боролся против привилегий священников-брахманов, которые стремились к упрочению своего положения в обществе.

5. Он не соглашался с политеизмом (многобожием) в индуизме.

6. И наконец, ему был чужд обряд жертвоприношений животных, которое широко практиковалось в его дни. Он развил учение о неприменении насилия к животным.

Священные книги джайнизма называются Шветамбарами. Они были записаны в IV в. до Р. X. на основе устной традиции. Только спустя 800 лет, между 454 и 467 гг. по Р. X., они были составлены в той форме, в которой дошли до нас. Современные джайнисты отвергают существование Верховного Бога и Создателя вселенной, но с другой стороны признают более низких индуистских богов, называя их божествами и считая существами лишь немного сильнее людей. Эти божества они делят на четыре основные группы: домовых, посредников, светящихся и астральных. В их понятии Вселенная никем не создана и существует вечно. Она состоит из двух независимых вечных начал — живого и неживого. Живое — это душа, а неживое — материя. Джайнисты верят, что вода, земля, ветер, огонь и т. д. имеют живые души.

Они признают перевоплощение души и закон кармы. В отличие от индуистского абстрактного взгляда на карму в их понимании карма является материальной субстанцией. Она входит в нематериальную душу и держит ее в плену перевоплощений, препятствуя ее освобождению. «Спасение» происходит путем отделения живой души от неживой материи, что достигается самодисциплиной и аскетическим образом жизни.

Джайнизм зиждется на «трех драгоценных камнях»: правильное знание, правильная вера и правильное поведение. Правильное знание основано на джайнистской философии. Правильная вера черпается из джайнистских священных книг. И правильное поведение выражается в непричинении зла любому живому существу и исполнении его последнего требования. Джайнистские монахи подметают перед собой дорогу, чтобы случайно не наступить на насекомое, а чтобы его случайно не проглотить, процеживают воду и исследуют перед едой пищу. Старых и больных, отслуживших свой «срок», домашних животных джайнисты не убивают, а помещают в специальные постройки и лечат и кормят до их естественной смерти. Для джайнизма характерно бережное отношение к жизни.

 

Трудный путь дхайнизма

 

В основном последователь джайнизма может достичь состояния посвящения и удостоиться нирваны в течение одной жизни, но для этого он должен выбрать путь строжайшего аскетизма. По правилам монашеской аскетической жизни существуют пять отвержений:

Отвержение убиения живой твари,

Отвержение лжи,

Отвержение корыстолюбия,

Отвержение половых сношений

Отвержение мирских удовольствий.

Махавира учил монахов полностью избегать женщин, считая их причиной всякого зла. Хотя этот путь не столь долог, как путь, начертанный в религии индуизма, все же и он довольно труден. Рядовой джайнист, который имеет семью, занимается земными делами, часто нарушает религиозные правила и не может надеяться на освобождение в этой жизни. Чтобы пройти путь джайнизма, нужно стать монахом и в точности исполнять все предписания этого религиозного учения. Однако джайнист может подготовиться для достижения спасения в следующем воплощении, полностью посвятив себя достижению этой цели.

Но это все касается только мужчин. Женщина объявляется в этой религии «причиной злых дел», и многие джайнисты считают, что она не сможет достичь освобождения, даже если примет монашество. Чтобы встать на путь спасения, провозглашенный в джайнизме, женщина должна прежде родиться мужчиной.

 

Заключение

 

Нельзя сказать, что религия джайнизма легла в основу учения большого числа культов. Однако строгость ее требований нашла выражение в богословских доктринах ряда религиозных движений. По сравнению с индуизмом джайнизм предлагает людям очень короткий путь к достижению нирваны. Но путь этот столь труден, что фактически становится доступен лишь избранным. Аскетизму, какой требует эта религия, может следовать малое число особо посвященных людей. Большинство же, верящих в то, что этот путь правилен, обречены на ожидание, потому что они не могут выполнить предписаний этой религии.

Мы видим, что в основу джайнизма лег основной постулат индуизма: главная проблема человека заключается в материальном аспекте его существования. Джайнизм видит решение этой проблемы в том, чтобы встать на путь строгого аскетизма, самоограничения и самоотречения. В некоторых современных религиозных движениях и культах на первый план выдвигается именно эта древняя джайнистская идея, в которой главную роль играют не нравственные и духовные требования к личности, а отрицательный подход к материи.

Аскетизм практиковался среди христианского монашества, историю которого принято отсчитывать с IV века. Оно возникло в Египте как реакция против омирщения Церкви, и было подхвачено другими странами. Видя, как низко пала духовность в Церкви, ее служители уходили в пустыни для уединения и молитвы, таким образом стараясь достичь очищения и высшей духовности. Многие монахи десятки лет жили в пещерах, следуя самому крайнему аскетизму, важным условием которого было безбрачие. Есть основание полагать, что идеи монашеского аскетизма были заимствованы христианами из восточных религий.

Строгий образ жизни, который вели монахи-аскеты, способствовал росту их авторитета среди обыкновенных, рядовых христиан. Верующие были, скорее, согласны слушать советы и наставления подвижников, чем обыкновенных священнослужителей. Монашество продолжает существовать и в наши дни.

Однако, обратившись к Слову Божию, мы увидим, что ни пострижение в монахи, ни аскетизм не имеют ничего общего со спасением. Спасение дается по благодати Божией через веру во Христа (Еф. 2:8—9). Если человек, получивший спасение и новую жизнь, желает проводить больше времени в молитве, изучении Слова Божия и размышлении — это полезно. Обогатившись духовно, человек должен служить людям, молясь за них, возвещая Слово Божие и оказывая им практическую помощь. Сидеть же на столбе в течение нескольких лет, или уединяться на болоте, где комарам умышленно позволяется чуть ли ни съедать твое тело, или истязать себя тем, чтобы не спать по двадцать суток — все это может принести определенную популярность приверженцам той или иной религии. Однако в Библии нет для этого оправдания. Известный реформатор Мартин Лютер тоже был монахом, который надеялся через аскетический образ жизни получить уверенность в спасении. Но когда он понял, в чем заключается истинное спасение и обрел желанную уверенность, то перестал следовать требованиям аскетизма. Молитва, сопровождаемая постом, и вообще воздержание от излишеств полезны для тела и души, но без нравственной святости и любви они не принесут никакой духовной пользы. Об этом говорит Исаия в 58 главе своего пророчества.

 

Глава 8



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: