Потом будут зачитаны рецензия и отзыв.




Выступление

Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему

«Развитие познавательных способностей младших школьников при изучении устных приемов вычислений».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении показана актуальность раскрываемой темы, сформулированы объект, предмет, цель исследования, выделены задачи и используемые методы.

Объектом исследования является процесс обучения младших школьников устным приемам вычеслений, в качестве предмета исследования выступает процесс развития познавательных способностей младших школьников при изучении устных приемов вычислений.

В главе, раскрывающей теоретические возрастные аспекты развития познавательной деятельности и познавательных способностей исследовали такие отечественные ученые, как Л.С.Выготский, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др. Психолого-педагогические особенности развития познавательных процессов младших школьников проанализированы Р.С.Немовым, Н.Н.Поддьяковым и др. Условия деятельности, способствующие развитию познавательных процессов младших школьников рассмотрели В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.

Главной особенностью развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов на более высокий уровень, что выражается в произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятия, внимания, памяти и так далее), в формировании абстрактно-логических форм мышления.

В главе «Изучение устных приемов вычисления как средство развития познавательных способностей младших школьников» рассмотрена методика изучения приемов устных и письменных вычислений в начальном курсе математики; описана экспериментальная работа, проведенная с целью выявления уровня

Формирования вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Экспериментальная работа была проведена в 1 классах школы № 41 г. Саранска и включала три этапа.

1 этап – констатирующий. Цель констатирующего этапа экспериментального исследования: выявить исходный уровень сформированности познавательных способностей у младших школьников. Содержание –На данном этапе эксперемента были задействованы обе группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Были проведены четыре диагностические методике для выявления уровня развития памяти, внимания, мышления и воображения младших школьников. Результаты диагностики показали. Контрольная подгруппа: На высокий уровень написали работу 3 человека, что составило 25 %; на средний уровень– 7 человек (58,4 %); на низкий уровень – 2 человека (16,6) Эксперементальная подгруппа:: На высокий уровень написал работу 1 человек, что составило 8,3 %; на средний уровень– 5 человек (41,7 %); на низкий уровень – 6 человек (50%)

2 этап – формирующий. Цель формирующего этапа экспериментального исследования: Было развитие познавательных способностей младших школьников посредством изучения устных приемов вычесления. Содержание – На этом этапе были заняты испытуемые эксперементальной группы в количестве 12 человек. Были поставлены следующие задачи на данном этапе работы: разработать и реализовать на практике методику развития познавательных способностей младших школьников при изучении устных приемов вычисления; провести ряд занятий по развитию познавательных способностей младших школьников посредством изучения устных приемов вычисления; повысить уровень сформированности внимания, памяти, мышления и воображения младших школьников; активизировать познавательный интерес к устным приемам вычисления; формировать представления о приемах устного вычисления, находить наиболее оптимальные и удобные формы; формировать вычислительные навыки у детей; повышать интерес к урокам математики, к выполнению устных упражнений; воспитывать личностные качества школьников; развивать познавательные способности; создать предметно-развивающую среду. В ходе проведения ряда уроков математики с целью развития познавательных способностей младших школьников был широко использован потенциал устных приемов вычислений.

3 этап – контрольный. Цель контрольного этапа экспериментального исследования: Проверить эффективность изучения устных приемов вычислений как средства развития познавательных способностей младших школьников. После проведения формирующего этапа эксперимента. Содержание – На данном этапе эксперемента были охвачены 24 учащихся –контрольная и эксперементальная группа. Были использованы те же критерии и уровни сформированности познавательных способнотей младших школьников, а так же диагностические методики, что и на констатирующем этапе эксперемента, без изменений. Результаты контрольного обследования следующие: Контрольная подгруппа: на высокий уровень написали работу 3 человека, что составило 25 %; на средний уровень – 7 человека (58,4 %); на низкий уровень – 2 человека (16,6 %). Эксперементальная подгруппа:: на высокий уровень написали работу 3 человека, что составило 25 %; на средний уровень – 5 человек (41,7 %); на низкий уровень – 4 человека (33,3 %).

 

Сопоставительные данные результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показывают, что на 16,7 % снизился низкий и повысился высокий уровни сформированности познавательных способностей у младших школьников.

Динамика и эффективность развития познавательных способностей младших школьников обусловлена внесением в данный процесс устных приемов вычислений. Эти приемы учащиеся усваивали и закрепляли в ходе проведенных уроков математики.

В экспериментальной группе испытуемых произошла положительная динамика, повысился уровень познавательных способностей:

– младшие школьники стали осуществлять постоянный поиск решения интеллектуальных задач, активизировали свою позицию ученика;

– дети стали проявлять высокий познавательный интерес;

– стали способны к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным – творчеству и абстрагированию;

– развитие мышление школьников – активизировалось;

– у детей начало преобладать образно-логическое мышление, они научились обобщать предметы, явления;

– дети стали высказывать суждения более логично и доказательно, научились делать самостоятельные умозаключения и выводы;

– у младших школьников развились умения устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

– познавательные способности, которые получили более высокий уровень, давали школьникам возможность успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности;

– у младших школьников получили заметное развитие все свойства внимания;

– наиболее заметно развитие произвольности;

– дети стали удерживать внимание на нужных предметах;

– начали складываться внутренние средства саморегуляции учебной деятельности младших школьников;

– произвольное внимание здесь стало выступать элементом самоконтроля;

– дети научились организовывать свое внимание, проводить самоконтроль;

– стали развиваться мнемические способности школьников;

– повысилась продуктивность памяти за счет постоянной тренировки в ходе устных вычислений, и от усвоения соответствующих приемов и способов запоминания, воспроизведения;

– младшие школьники осваивали приемы осмысленного запоминания, выделения опорных слов, расчленения текста на смысловые единицы, устного счета и так далее);

– повысился уровень сформированности произвольной памяти младших школьников, продуктивность и непроизвольность запоминания;

– получило развитие воображение младших школьников;

– школьники приобрели умения представлять, воссоздавать предъявляемые образы действительности;

– младшие школьники научились воссоздавать более точные и детальные образы, представлять события предыдущие и последующие во времени;

– получило развитие творческое воображение;

– младшие школьники научились создавать и реализовать собственные замыслы и конструкции;

– младшие школьники повысили интерес к решению математических задач и упражнений с применением устных приемов вычислений;

– активизация развития воображения стала обеспечивать усвоение детьми учебного материала, выступала формой личностной активности школьников.

Таким образом, изучение устных приемов вычисления является эффективным средством развития познавательных способностей младших школьников.

Спасибо за внимание!

Затем последуют вопросы по тексту дипломной работы (читай текст).

Потом будут зачитаны рецензия и отзыв.

Заключительное слово

Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии! Мы благодарим за внимание, оказанное к нашему дипломному исследованию, за заданные вопросы. Попытаемся учесть высказанные замечания в дальнейшей работе. Спасибо!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: