РАЗГОВОР ЧЕЛОВЕКА С КОМПЬЮТЕРОМ




Практическое занятие № 4

Тема: Написание собственного текста

 

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как научиться писать собственные научные тексты.? Выполняя следующие задания, вы не только приобретете это умение, вы также научитесь составлять еще один вид плана – план-опорную схему.

Текст, с которым вы познакомитесь на практическом занятии, называется «Разговор человека с компьютером». Предварительно ответьте на следующие вопросы письменно:

1) Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь разговаривали с компьютером?

 

2) Как это происходило? Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом тексте?

 

3) Что вы знаете о разговаривающих компьютерах? В виде кратких записей зафиксируйте два-три факта. Начните ответ словами: «Я знаю, что 1)...».

 

4) Запишите шесть ключевых слов, которые вы предполагаете встретить в тексте[1].

 

5) Запишите столько ассоциативных сочетаний для каждого из этих слов (см. 4), сколько вы можете придумать, - ассоциативное поле.

 

6) Как вы понимаете выражение «языковой барьер»?

 

7) Прочитайте первый абзац текста. Напишите предложение, которое, по вашему мнению, будет выражать основной смысл текста. Напишите своими словами, о чем пойдет речь в тексте.

В научно-фантастических произведениях прошлых лет не раз описывался разговор людей с обитателями иных миров с помощью электронного переводчика. Но языковые барьеры мешали свободно общаться и жителям Земли, а потому уже давно делались попытки автоматизировать перевод устной речи. Сейчас же эта проблема близка к разрешению.

 

8) Текст называется «Разговор человека с компьютером». Если бы речь шла только о переводе, текст, возможно, назывался бы «Разговор человека (людей) с помощью компьютера». Согласны? О чем же еще может идти речь в тексте?

 

9) Запишите три-пять вопросов, ответы на которые вы хотели бы получить, прочитав текст.

 

10) в тексте вы встретите слово интерпретация. Как вы его понимаете?

 

11) Прочитайте текст. Обратите внимание, что абзацы текста пронумерованы.

РАЗГОВОР ЧЕЛОВЕКА С КОМПЬЮТЕРОМ

 

1) В научно-фантастических произведениях прошлых лет не раз описывался разговор людей с обитателями иных миров с помощью электронного переводчика. Но языковые барьеры мешают свободно общаться и жителям Земли, а потому уже давно делались попытки автоматизировать перевод устной речи. Сейчас же эта проблема близка к решению.

 

2) Так, летом прошлого года по улицам Гейдельберга ходил человек с рюкзаком и расспрашивал прохожих о том, как ему пройти в нужное место незнакомого города. В этом не было бы ничего удивительного, если б не одно обстоятельство: в рюкзаке туриста находился компьютер, который переводил его английскую речь на немецкий, а ответы прохожих – с немецкого на английский.

 

3) Компьютер, способный достаточно хорошо понимать разговорную речь и переводить ее на другой язык в режиме реального времени, создан в результате совместной работы ученых Германии, Франции, Японии, Италии и Южной Кореи. Это первый, но важный шаг в направлении создания универсального переводчика, который даст людям различных стран возможность свободно общаться.

 

4) Компьютерная программа, подобно туристу, работает с двуязычным разговорником, анализируя каждое произнесенное слово и вставляя на нужное место в предложении его эквивалент из другого языка. Подход грубый, но эффективный. А сейчас разрабатывается более уточненный метод, который заключается в переводе на основе внутреннего строения языка. То есть в превращении фраз в предложения, описывающие смысл сказанного. Такой подход требует от программистов огромного мастерства, так как это, скорее всего, интерпретация, а не механический подстрочный перевод.

 

5) Например, когда компьютер воспринимает фразу «Буду очень признателен, если Вы будете так добры, что забронируете мне комнату в Вашем прекрасном отеле», он анализирует примерно следующим образом: «забронировать» - что? – «комнату» - где? – «в отеле», а слова «будьте так добры» и им подобные определяет просто как вежливую форму обращения, и как только распознает смысл предложения, выберет нужную фразу на другом языке из своей базы данных.

 

6) Пока еще такой компьютер приходится носить в рюкзаке, но не за горами время, когда люди всего мира будут пользоваться мобильными компьютеризированными телефонами (или, если угодно, телефонизированными микрокомпьютерами), которые дадут им возможность практически беспрепятственно общаться друг с другом – на каком бы языке они ни говорили. Но прежде чем это произойдет, предстоит выполнить огромную работу. Существующие сегодня системы еще совершают огромное число ошибок, подчас весьма грубых, Проблема, в частности, заключается в том, что люди говорят «неправильно»: они повторяются, не заканчивают предложения, а иногда даже не полностью выговаривают слова. Поэтому ученые стремятся создать программное обеспечение, способное справляться с междометиями и отрывочными предложениями и выбирать из подчас бессвязной речи слова, имеющие осмысленное и правильное значение.

 

7) Большинство существующих речевых интерфейсов имеют еще ограниченный словарный запас, что сужает круг их применения до ограниченного числа бесед на специальные темы – подобно тому, как двуязычные разговорники содержат различные разделы (например, «В гостинице», «В ресторане», «На транспорте» и т.д.). Однако предполагается, что, в конечном счете, люди будут иметь возможность разговаривать не с одной, а с несколькими специализированными программами, каждая из которых станет передавать право ведения беседы другой, если распознает, что вышла за пределы своей базы данных. Например, по ходу разговора станет соединять вас со службой новостей, бюро прогнозов или с местным туристическим агентством, все время разговаривая одним и тем же голосом.

 

8) Чтобы сделать реальностью беседы с помощью компьютеров на свободные темы, необходимо не только расширить их словарный запас и усовершенствовать программное обеспечение, но и разработать новые методы распознавания речи. Ведь даже люди могут слышать одни и те же звуки, но понимать их по разному, в зависимости от своих ожиданий. Так, любимым примером исследователей служит фраза «How to wreck a nice beach?» («Как уничтожить чудесный пляж?»), которая по-английски звучит очень похоже на фразу с совершенно иным смыслом «how to recognize speech?» («Как распознать речь?») Поэтому существуют сомнения в том, что при наличии двусмысленности в человеческом языке когда-нибудь удастся создать совершенно безупречную компьютерную систему перевода устной речи.

 

9) Тем не менее, некоторые эксперты утверждают, что даже несколько ограниченные программы по распознаванию языка могут быть удивительно «умными». Например, когда на задаваемые вопросы компьютер выдает вполне уместные ответы, выбирая их из заранее записанного фразеологического словаря, у собеседника создается впечатление, будто он общается с реальным человеком. Проверьте сами: вы можете поучаствовать в искусственных интервью со спортсменами на Web-страничке www.grandillusionstudios.com.

 

10) Создана также компьютерная программа, которая обучает детей читать, используя некоторые психологические хитрости. Например, она следит за словами, которые произносит ребенок, и издает одобряющие звуки, чтобы создать у него впечатление, будто компьютер его внимательно слушает. Программа определяет, насколько бегло говорит ученик, не запинается ли он, а также все ли слова выговаривает правильно. По предварительным данным, дети, которые учились читать с помощью компьютера, за восемь месяцев приобретали такие же навыки чтения, какие при традиционном обучении требуют двух лет. И, возможно, следующее поколение детей будет расти, разговаривая с машинами так же естественно, как с людьми. Светлана КОЧЕНОВА. По материалам журнала «Diskover». (Техника молодежи. – 2000. - №1. – С.53).

 

12) Оказался ли предлагаемый вами смысл текста (вы его записали одним предложением, см.7) правильным? Если нет, напишите свое предложение, выражающее его.

 

13) Нашли ли вы ответ на записанные вами вопросы (см. 9)? Если да, выпишите эти ответы из текста.

 

14) Найдите в тексте пять – девять слов, которые вы считаете ключевыми. Сравните их с теми ключевыми словами, которые вы записали перед чтением текста (см. 4). Откорректируйте список.

 

15) Теперь вновь прочтите текст от начала и до конца.

 

16) Посмотрите на 1-, 3-, 4-, 7-, 9-, 10-й абзацы и найдите предложения или фразы, которые выражают основную мысль абзацев. Вспомните, в каких предложениях в большинстве случаев содержится главная мысль абзаца?

 

17) Теперь вновь прочтите главные предложения 1-, 3-, 4-, 7-, 9-, 10-го абзацев. Получился у нас связный текст?

 

18) Получившийся текст – тезисы или конспект?

 

19) Посмотрите на оставшиеся предложения в каждом абзаце: в каком отношении они находятся к основной мысли абзаца?

 

20) Посмотрите на 2-, 5- и 6-й абзацы. Какую роль они выполняют в тексте?

 

21) Чем конспект текста будет отличаться от тезисов?

 

22) Какой способ изложения использован в данном тексте? Есть ли здесь рассуждение, описание, повествование?

 

23) Нравится ли вам заголовок текста? Как еще можно было озаглавить текст?

 

24) Какие самостоятельные части (блоки) можно выделить в этом тексте?

 

25) Давайте нарисуем схему (в виде в виде денотатного графа) построения этого текста. Для этого необходимо ответить на вопросы (можете сверить ответы по ключу):

а) О чем идет речь в тексте?

б) Как компьютер помогает людям общаться?

в) О каких еще возможностях компьютера идет речь в тексте?

 

В результате этой работы у вас может получиться примерно такая опорная схема:

 

ЧЕЛОВЕК

переводчик

 

ЧЕЛОВЕК-------------------КОМПЬЮТЕР

 

учитель

КНИГА

26) Подберите синонимы к существительным, включенным в схему.

 

27) Найдите в тексте глаголы, с которыми сочетаются эти существительные. Включите их в схему. Подберите к ним синонимы.

 

28) Составьте опорную схему последовательного изложения текста.

 

29) Скажите, это текст научный или научно-популярный? Почему вы так думаете?

 

30) Можете ли вы сказать, для кого пишет автор?

 

31) Каково намерение автора: дать информацию? Убедить?

 

32) Какой вывод из текста делает автор?

 

33) А какой вывод сделаем из текста мы с вами? Подумайте:

а) будет ли у вас стимул (желание) изучать иностранные языки?

б) если учить читать ребенка станет компьютер, не вырастет ли из него человек-машина?

в) если компьютер все будет делать за человека, не приведет ли это к снижению умственных способностей последнего? И т.д.

 

Вы можете дополнить этот перечень вопросов.

 

61. Перед вами предложения с ошибками. Найдите ошибки, исправьте и постарайтесь их не допускать при выполнении домашнего задания.

а) В рассмотренном тексте речь идет о проблеме автоматического перевода устной речи с одного языка на другой.

б) Сейчас такой компьютер-переводчик иностранные туристы используют в своих поездках.

В)Эти машины очень удобны в обращении с людьми, разговаривающими на языке, вами не изучаемом.

Г) В настоящее время существует языковой барьер. Для его преодоления создаются специальные компьютеры и компьютерные программы. Но они далеки от совершенства.

Д) Люди в своем общении часто говорят невнятно, употребляя непонятные и незнакомые компьютеру слова.

Е) В ближайшем будущем эти программы обретут широкий спектр возможностей, что позволит им сравниться с переводчиком-человеком, но даже в этом случае машина не сможет передать человеческие чувства и эмоции.

Ж) Это позволит в дальнейшем ему самому заканчивать мысли человека, при этом не теряя нужного смысла.

З) Предполагается, что в дальнейшем электронные переводчики будут маленькими устройствами, похожими на мобильные телефоны.

И) Уже изобретен компьютер, который обучает детей чтению, сопровождая процесс звуковым сопровождением.

К) Не зная иностранного языка, человек не может разговаривать с людьми, которые не знают его языка, а значит, они друг друга не понимают.

Л) Компьютер открывает огромные возможности для взаимодействия людей между собой из разных стран мира.

Заключительное задание: Кратко в письменной форме изложите содержание данного текста, включив в него фрагменты повествования, описания, рассуждения и вывод.

 

NB! План-схему целесообразно строить также к любому тексту, где речь идет о классификации каких-либо признаков.

 

Прочитайте текст. Постройте к нему план-схему. Опираясь на план, расскажите об основных типах и характерных чертах монографий. Озаглавьте текст.

 

Жанр научной монографии предполагает большой диапазон охвата материала вширь или проникновения в глубь проблемы, обстоятельность и системную завершенность изложения. Здесь обычно предполагается историографическая часть и обстоятельный обзор современного состояния данной проблемы или проблематики, последовательная аргументация положений, выдвигаемых как новые. Монография может быть теоретической и описательной. Учебная монография (учебник, пособие) предполагает последовательно системное изложение предмета или учебной темы с предельным ограничением историографического и проблемно-постановочного аспектов, без предельного ограничения объективно неновой научной информации.

Научная монография, рассчитанная не только на круг специалистов, но и на более широкую массу образованных читателей, допускает в ограниченных рамках активность элементов популяризации. (По А.Н. Васильевой).


[1] Ключевые слова – слова, которые несут основную смысловую нагрузку, обозначая признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и местоимения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: