примирительный наказание освобожденный соглашение
По официальной информации ФСИН России, по состоянию на 1 октября 2010 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы по всей стране содержалось 891,4 тыс. человек, в том числе в 758 исправительных колониях - 737,4 тыс., 216 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов - 144,7 тыс. человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 9,1 тыс. человек. Из названного количество осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях ежегодно освобождается по различным основаниям (отбытие всего срока наказания, условно-досрочное освобождение и т.д.) 220-250 тыс. человек, в их числе 15-20 тыс. женщин и 7-10 тыс. несовершеннолетних. 2 Закономерно возникает вопрос, как устраиваются в жизни все эти освобожденные после выхода из исправительного учреждения?
Такой вопрос возникает в связи с тем, что проблемы социальной адаптации лиц, осужденных за совершение преступлений и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания, в настоящее время являются одними из важнейших в сфере профилактики преступности, так как негативное влияние на состояние и тенденции преступности в России и Челябинской области оказывают именно лица, ранее судимые за совершение преступлений.
Например, анализ статистических данных за последние несколько лет об уровне преступности в нашей области показывает, что ежегодно среди лиц, совершивших преступления, около 30% составляют лица, ранее совершавшие преступления. Такие лица составляют значительную часть в общей структуре лиц, совершающих убийства (более 40%), причинение тяжкого вреда здоровью (более 36%), изнасилования (более 35%), грабежи и разбои (более 36%), кражи (более 32%).
|
Вместе с тем, как показывают отдельные криминологические исследования (к примеру, проводимые в Тюменской области), освобождаемые из исправительных учреждений и, прежде всего, из мест лишения свободы представляют особую социально-демографическую группу населения, состоящую преимущественно из мужчин трудоспособного возраста. Основную часть, 88% освобождающихся, составляют лица в трудоспособном возрасте от 18 до 60 лет. При этом 47% освобождающихся находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте - от 25 до 45 лет, в возрасте для продолжения образования и труда, от 18 до 25 лет, - 28% освобождающихся.
Показанные цифры вполне убедительно доказывают, что после освобождения из исправительных учреждений далеко не все осужденные успешно адаптируются в обществе, несмотря на предпринимаемые усилия сотрудниками Федеральной службы исполнения наказания по содействию осужденным в восстановлении и укреплении социально полезных связей, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением и в целом оказания им помощи в социальной адаптации после освобождения. Такая работа проводится с осужденными, находящимися в учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Но после освобождения из этих учреждений осужденные фактически остаются предоставлены сами себе. Зачастую не имея жилья, средств к существованию и встречая значительные трудности с устройством на работу, многие из освобожденных встают на путь решения этих и других личных проблем противоправными способами.
|
В числе основных факторов, влияющих на сложившуюся ситуацию, являются недостатки в правовом обеспечении механизма социальной адаптации лиц, отбывших уголовные наказания, и освобожденных из учреждений их исполняющих, так как существующая сегодня система правового регулирования и сложившаяся практика трудового и бытового устройства лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания, в полной мере не обеспечивает достижение одной из основных целей уголовного наказания - предупреждения совершения новых преступлений.
В результате чего вероятность совершения повторных (рецидивных) преступлений лицами, освобожденными из учреждений, исполняющих уголовные наказания, в самой прямой зависимости находится от успешности включения освобожденного в общественную жизнь, от восстановления утраченных или ослабленных социальных связей.
В этой связи в различных субъектах Российской Федерации (Республика Калмыкия, Пензенская область, Тюменская область и другие) для решения проблем социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания, принимаются и действуют различные программы и подпрограммы. В Республике Башкортостан закон «О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания» был принят более десяти лет назад - в 1997 году.
Все это вызывает необходимость разработки и принятия в Челябинской области специального закона, регулирующего отношения, связанные с социальной адаптацией в лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания. Данный закон должен предусматривать понятие социальной адаптации, ее цели и основания осуществления, лица, в отношении которых осуществляется социальная адаптация, а также механизм осуществления социальной адаптации.
|
В рамках этого механизма должны быть указаны субъекты социальной адаптации и закреплены их обязанности. Отдельные положения закона должны быть посвящены созданию на территории Челябинской области центров социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания, как основных субъектов данной деятельности. Кроме того, эти центры должны стать координаторами деятельности иных субъектов социальной адаптации, обязанности которых в законе также должны быть закреплены. Подобные центры несколько лет назад были созданы в других субъектах Российской Федерации (например, в г. Санкт-Петербурге и Красноярском крае).
Заключение
Учитывая важность аспектов, которые должно содержать примирительное соглашение, а так же необходимость наличия письменного документа для составления постановления о прекращении уголовного дела, можно сделать вывод о том, что заключение примирительного соглашения является не только возможным, но и крайне необходимым.
Принятие в Челябинской области закона о социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания позволит создать систему эффективной и скоординированной работы всех ведомств и организаций, связанных с проблемами социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания, их успешной интеграции в общество с учетом опыта и специфики нашего региона, в том числе создать определенные правовые гарантии своевременного трудового и бытового устройства названных лиц, что будет способствовать, в конечном счете, профилактике преступности.
Список литературы
1. Официальный сайт ФСИН России (https://www.fsin.su).
2. Законодательное обеспечение социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Материалы «круглого стола» 17 мая 2007 года / Под общ. ред. А.И. Гурова. М., 2007.
. Областная целевая программа «Социальная реабилитация граждан, освободившихся из учреждений УИН Минюста РФ по Тюменской области, на 2004-2005 годы» // Тюменские известия. №19-20. 31 января 2004 года.
. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. 2-е изд., доп. М.: Статут, 2006.
. Петрухин И.Л. Восстановительное правосудие: процессуальные аспекты. Научно-практическая конференция «Правовое обеспечение практики восстановительного правосудия: мировые тенденции и перспективы в России» // Государство и право. 2009. №9.
. Фалилеев В., Гармаев Ю. Пределы полномочий защитника по собиранию доказательств (взгляд с позиции стороны обвинения) // Уголовное право. 2009. №1.
. Белкин А.Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. М.: Норма, 2005.
8. Давлетов А. Право защитника собирать доказательства. Российская юстиция. 2008. №7. Кореневский Ю.В., Падва Г.П. Участие защитника в доказывании по новому уголовно-процессуальному законодательству: Практ. Пособие. М.: Юрист, 2009.