Кроме Корана, мусульмане имеют сборники биографических традиций (преданий), рассказывающих о жизни Мухаммеда. Этих традиций буквально десятки тысяч. Они содержатся в 1465 сборниках, из которых шесть признаются «правильными книгами». Эти книги называются хадисы. Благочестивый мусульманин верит, что самый лучший способ угодить Аллаху — это подражать Мухаммеду. Слово «подражание» по-арабски звучит «сунна» и переводится как «путь жизни». Исламский закон, требующий повиновения Корану и хадисам, называется шариат.
Большая часть мусульманского учения основана на Коране, а меньшая на хадисах.
Ислам, основанный Мухаммедом, полностью отверг политеизм. Коран признает существование добрых и злых ангелов и кроме них — джинов, которых мусульмане считают духами ниже ангелов. Джины могут быть и добрыми, и злыми. В соответствии с Кораном, мусульмане верят в существование сатаны как главы злых ангелов и противника Бога.
Коран одобрительно отзывается о Библии. Однако, когда дело доходит до серьезного обсуждения учения Библии, мусульмане говорят, что настоящая Библия не подлинна, потому что была извращена евреями и христианами. Поэтому для беседы с ними нужно знать, как подходить к этому вопросу. Мусульмане также считают, что Авраам был первым мусульманином и что обетование Божие относится не к Исааку, а к Измаилу.
Кроме сказанного выше, мусульмане стараются доказать, что в Библии есть пророчества о Мухаммеде. Например, они говорят, что ветхозаветное Божие обещание послать пророка «из среды братьев их» (Втор. 18:18), относится к Мухаммеду. Однако апостол Петр сказал, что оно относится ко Христу (Деян. 2:20—26). А что касается Нового Завета, мусульмане считают, что обещание Христа послать ученикам «другого Утешителя» (Ин. 14:16), тоже относится к Мухаммеду, несмотря на то, что Христос назвал Утешителя Духом истины (Ин. 14:17; 16:13) и что обещание исполнилось в день Пятидесятницы (Деян. 2:33). Вопрос пророчеств является только одним из примеров того, что происходит в разных религиях и культах, когда они берутся толковать Библию с целью доказать свою правоту. С одной стороны, они не считают ее достоверной, а с другой — толкуют ее стихи так, как им заблагорассудится.
|
На основе Корана и хадисов мусульмане верят в воскресение мертвых и в последний страшный суд. Его будет вершить Иисус с помощью весов, которые будет держать архангел Джебраил. Рай в Коране представляется садом, где напитки, плоды и птичье мясо подается правоверным мусульманам «вечно молодыми юношами» и «черноокими девушками». Ад в исламе существует, но о нем очень мало сказано. Некоторые мусульмане верят в чистилище. Самым большим грехом для них является «ширк», т. е. отступление от веры или идолопоклонство. Для очищения себя от всякого рода других осквернении мусульмане должны соблюдать обряды омовения водой.
Учение Корана о Христе
Для христиан, конечно, важно знать, как ислам понимает Христа. Мусульмане отвергают Его божественность как единородного сына Божия и не принимают учения о Святой Троице, основываясь на Коране, где написано, что «Аллах, вечный, не родил и не был рожден». Они также отвергают искупительную смерть Христа на кресте. Но, с другой стороны. Коран представляет Христа в более возвышенном свете, чем Мухаммеда. Вот что написано о Христе в Коране:
|
Он был рожден от Девы.
2. Он был Мессией. Коран не объясняет, что значит Мессия. Поэтому мы должны принять, что библейское значение слова приемлемо. Предсказания и принятая функция Мессии заключалась в том, что он был искупителем и спасителем.
Он был Духом от Бога.
4. Он был Словом Божиим. Это снова полностью согласуется с Библией (Ин. 1:1—14).
5. Он был непорочным (перевод Мармадука Пиктала) или святым (перевод Юсуфа Али). Это сказано по контрасту с любым другим человеком или даже пророком.
Адам согрешил.
Авраам согрешил.
Моисей согрешил.
Иона согрешил.
Мухаммед согрешил.
Он славен в этом и будущем мире.
Он был взят Богом на небо.
8. Он придет на землю опять совершить суд [5].
Кроме всего этого, Коран говорит, что Христос исцелял больных и воскрешал мертвых. Большинство мусульман не знают об этих сведениях о Христе в Коране. А ведь они могут заставить рядового мусульманина задуматься, кем же на самом деле является Христос, если даже Коран так удивительно говорит о Нем?!
Краткая история ислама
Получив откровения, Мухаммед начал проповедовать ислам. Первым обращенным была его жена Хадиджа. Затем последовал человек по имени Зид-ибн-Харит, а после него Али, зять Мухаммеда. Группа его единоверцев постепенно начала возрастать, и мусульмане стали подвергаться гонению со стороны племени, к которому принадлежал Мухаммед — курейш. По этой причине Мухаммед бежал из Мекки в город Медину в 622 г. Это событие мусульмане называют Хиджра. Оно является началом мусульманского летоисчисления.
|
В Медине Мухаммед имел большой успех в обращении к себе последователей. Так что через два года он мог отправиться в военный поход против Мекки и победить ее жителей в сражении Бадр. После того он воевал против других племен. Ко времени своей смерти в 632 г. Мухаммед смог объединить своей верой все племена Аравийского полуострова.
Так как у Мухаммеда не было сына, после его смерти руководителями мусульманского мира стали его товарищи, известные под названием халифов, т. е. наследников. Первым был Абу-Бекр, правивший с 623 по 634 г. Он начал расширение исламских территорий за пределы Аравии, вступив в войну с Персией. После его скорой смерти с 634 по 644 г. правил Омар. Этот халиф, завоевав Сирию и Палестину, начал строить известную иерусалимскую мечеть, известную под названием Купола Скалы. Во время его правления империя продолжала расширяться. В 641 г. он победил Персию, а также захватил город Александрию в Египте. Он был убит персом-рабом в 644 г.
После Омара халифом стал Осман, известный тем, что в его время был канонизирован Коран. Он был убит в Медине в 656 г. Наконец, халифом сделался зять Мухаммеда, Али. Однако и он был предательски убит в 660 г. После этих четырех халифов последовали династии: вначале Уммаядская (660—749), а за ней Аббасидская (750—1258). Во времена правлений династий распространение ислама продолжалось как мирным путем, так и военными завоеваниями. Мусульмане проникли на территорию Азербайджана еще в 639 г. С этого началась исламизация кавказских племен. Она закончилась в XIV в., когда Тамерлан подчинил себе Дагестан.
В Среднюю Азию ислам впервые проник в 649 г., когда Абдаллах-ибн-Амир, правитель Басры, завоевал города Мера и Сарах на территории современного Туркменистана. Двадцать лет спустя арабские завоеватели переправились через реку Амударью и победили правителя Бухары. Так началась исламизация земель на восток от Каспийского моря. Правители Золотой Орды приняли ислам в XIV в., что значительно укрепило положение этой религии в краях к югу от Руси.