Деления и секты в исламе




 

Мусульмане не были долго едиными после смерти Мухаммеда. Первый серьезный раскол произошел из-за борьбы за халифат, т. е. вскоре после убийства халифа Али и затем его сыновей, которые были внуками Мухаммеда. Следует помнить, что наследники были не только религиозными вождями, но и главами империи. Они пользовались большой светской и духовной властью. В результате раскола появилось два главных течения в мусульманстве: одно под названием суннитов, а другое шиитов. Остальные деления произошли путем отхода от этих главных течений.

Сунниты являются самой большой группой в исламе. Сунниты признают законность всех первых четырех халифов. К суннитской ветви ислама в бывших республиках СССР принадлежат узбеки, казахи, киргизы, таджики и туркмены. По сравнению с суннитами шииты составляют одну треть их числа. Они отделились от главного течения преимущественно потому, что считали, что халифами, или наследниками Мухаммеда, должны быть прямые его потомки. На этом основании они признают только последнего из четырех первых халифов — Али. Первых же трех считают захватчиками. Борьба за халифат привела к дальнейшим трагедиям. Сыновья Али, несмотря на то, что они были внуками Мухаммеда, тоже погибли, как и их отец. Хасан был отравлен, а Хусейн убит.

Для шиитов эти события имеют особое значение. Во время правления Аббасидов шииты развили теорию об особом мессианском превосходстве своих лидеров, называемых словом имам. Эти имамы были потомками Хасана и Хусейна. По этой теории, последний двенадцатый имам скрывается в пещере и будет жить до конца мира. Он называется «скрытым имамом» или Имам-ал-Махди (махди — спаситель). Его явление будет связано с воцарением праведности и мира на земле, перед тем как свершится последний страшный суд. Коренное население Азербайджана принадлежит к ветви шиитов.

Из других разных течений в исламе следует упомянуть суфистов и ваххабитов. Первое началось в Х в. и представляет монашеское и аскетическое движение, практикующее религиозный экстаз с помощью таких приемов, как музыка и пляски. Последователи суфийского учения — дервиши (странствующие монахи) — применяют в своих молебствиях экстатические пляски и другие, подобные способы общения с божеством. Второе движение было основано в XVIII в. реформатором по имени Ваххаба, который призывал мусульман к восстановлению ортодоксального ислама. Влияние ваххабитов до сих пор сильно в Аравии и в Северной Индии.

 

Народный ислам

 

Тот, кто будет читать только Коран и хадисы, не сможет понять, что происходит в религиозной жизни мусульман разных стран в наше время. Им присущи понятия и обычаи, которые часто далеко отстоят от коранского ислама. Иначе говоря, в большинстве люди практикуют так называемый народный ислам, который представляет смесь ортодоксального ислама с анимистическими и языческими традициями стран, где укоренилось мусульманство.

Например, в народном исламе сильно развито употребление амулетов, магии и узлов для защиты себя от злого ока (особенно от женского) и от злых духов. Во многих местах практикуются культы священных деревьев. В этой форме ислама отдается большая честь аскетам и подвижникам («вали», «пир») — как при их жизни, так и после их смерти. Люди обращаются к умершим святым и ходят молиться к их гробницам, для того чтобы получить помощь. Многие обращаются к гадателям, шаманам и волшебникам. Среди мусульман известен так называемый культ Зар, для совершения которого собираются по домам женщины и устраивают шумные церемонии. На этих церемониях они приносят птиц и животных в жертву демонам, которые находятся в женщинах, и дают пить кровь для изгнания этих демонов.

Если в ортодоксальном исламе Мухаммед считается пророком, то в народном — ходатаем и заступником, которому нужно молиться. Хотя ортодоксальный ислам учит, что судьба человека всецело зависит от воли Аллаха и не может быть изменена, народный ислам говорит, что всенощная молитва и чтение Корана в 27 день поста Рамазана открывают врата неба и меняют судьбы людей. Много способов предлагает народный ислам людям для защиты себя от опасностей и спасения души.

 

Заключение

 

Ислам учит, что Бог милосерд, однако не дает человеку уверенности в будущем спасении. Он предлагает смертному делать все, что с его стороны возможно, и надеяться на лучшее. Поэтому, кроме монотеистического исповедания, ислам — это религия заслуг, но без уверенности, что они окажутся достаточными для спасения. Библия, особенно Новый Завет, не согласна с таким положением. Как мы говорили в прежних главах, Христос и апостолы проповедовали уверенное спасение.

Кроме того, в начале своего существования ислам распространялся силою меча. Мухаммед завоевал, во-первых, Мекку, а потом Аравию. Его преемники пошли с армиями на запад, восток и на север и таким образом распространили свою религию. Однако, по справедливости, нужно сказать, что мусульмане относились сравнительно толерантно к людям других религий на завоеванных ими территориях.

По сравнению с исламом, раннее христианство (по примеру Христа и его апостолов) обращало к себе людей проповедью Благой вести, нравственной жизнью верующих и мученическим страданием его свидетелей. До 312 г. оно подвергалось гонениям со стороны государственных властей. Оно было принято религией империи, когда стало силой, которой императоры далее не могли пренебрегать. Лишь позднее, когда христианство стало официальной религией, его вожди начали использовать государство для борьбы с оппозиционными течениями. Однако это было не силой его, а слабостью. Крестовые походы и их трагические результаты лишь подтверждают это.

Что касается культов, мы обратим ваше внимание на два следующих движения, связанных с исламом. Во-первых, на культ бехаизма, основанный иранским шиитом Мирзой Али Мохаммедом (называвшийся также Бабом) во второй половине XIX столетия. Этот предводитель считал себя «скрытым имамом» или последним мессией, а также еще раз явившимся Христом и Утешителем, которого обещал послать Христос. Баб признавал достоверность всех религий, существующих в мире, ибо считал каждую из них предтечей, провозвестником его, Баба, «единственно обещанного», который явит собой людям последнее и важнейшее откровение от Бога. Культ бахаизма имеет около 2500 последователей в СНГ и продолжает расти.

Во-вторых, мы хотим обратить внимание на исламский культ под названием ахмадие, который основал в Пенджабской провинции Индии шиит по имени Гулам Ахмад. Этот предводитель провозгласил в 1989 г., что он является обещанным масих (мессией) и также махди (предтечей) мусульманского народа. Первое относится в мусульманстве к Иисусу, а второе — к тому, который, согласно мусульманству, должен прийти перед пришествием мессии и восстановить веру среди мусульман. Кроме того, Гулам Ахмад считал себя и за воплощение Кришны. За такие громкие притязания ортодоксальные муллы отлучили его от ислама. Однако это не помешало ему. Гулам Ахмад организовал свое движение, известное под названием ахмадие. Члены этого культа занимаются активной миссионерской работой в Пакистане и Африке.

 

Глава 15



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: