Предлагаю вам, ребята, поделиться на 2 команды и придумать названия.
Дети: 1 команда – «Супер-экологи», 2 команда – «Эколята».
Учитель: замечательно. Теперь выбудете работать в команде, каждая команда будет проходить различные задания, за которые будут присваиваться баллы. Всего можно набрать 36 баллов.
Критерии оценивания (Приложение 2).
В нашей сегодняшней игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, умеет правильно вести себя в природе,готовы её оберегать.
Учитель: упаковка «написала» несколько жалоб! Да, ребята, люди разбрасывают мусор везде, не задумываясь о том, что весной с подземными водами после таяния снегов, весь мусор и вредные вещества с ним переместятся в ваши огороды, участки.
Задание-разминка.
Давайте внимательно прочтём эти жалобы и попробуем отгадать автора каждой жалобы!
Ученики: стекло.
Ученики: бумага.
Ученики: пластиковая бутылка.
Учитель: совершенно верно! А сейчас предлагаю начать практическую часть и пройти первое онлайн-задание «Раздельный сбор мусора». Убирать за собой мусор - отлично, но ещё лучше сдавать его в переработку, чтобы помогать природе. Проверьте, готовы ли вы спасти планету! Данный тест состоит из 10 вопросов, нужно выбрать один вариант правильного, по Вашему мнению, ответа.За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, итого можно заработать 10 баллов. Желаю удачи! Присаживайтесь за ноутбуки, проходите по ссылке - https://onlinetestpad.com/og3oewvcdatpa. На прохождение данного задания 10 минут.
Учитель: мы с вами ходили на экскурсии в Верхнекетское лесничество, в походы, где насобирали много природного материала. Давайте проведем практическую работу: «Определи, что это?» (показываю гербарии листьев, собранные и правильно оформленные детьми двумя месяцами раньше – закрепление знаний и актуализация). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, итого можно заработать 10 баллов. Ответы записываем в 3 столбика, на задание 5 минут (правильные ответы в приложение 3).
|
ДЕРЕВЬЯ |
ТРАВЫ |
КУСТАРНИКИ |
Карточка №1: дуб, роза собачья, рябина, подорожник, акация белая, одуванчик, сосна.
Карточка №2: черёмуха, сирень, ромашка, мать и мачеха, ель, тополь, крапива.
Учитель: молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Третье задание называется «Правда ли, что…». Команды должны быстро ответить на вопросы «да» или «нет». За каждый верный ответ – 1 балл.
Правда ли, что...
1 команда:
1. … кузнечик слушает ногами, а поет крыльями? (Да)
2.... змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (Да)
3.... стрижи даже спят на лету? (Да)
4.... у насекомых 8 ножек? (Нет. 6 ног)
5.... зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка? (Да)
6.... мыши и совы – лучшие друзья? (Нет)
2 команда:
1.... человеческие и медвежьи следы похожи? (Да, между отпечатком медвежьей лапы и человеческой ступни есть достаточно большое сходство)
2.... бабочки живут всего один день? (Нет)
3. … одуванчики могут цвести осенью? (Да, если осень теплая)
4. … заслуженно ли дятла называют лесным доктором? (Да. Дятла называют
лесным доктором, потому что он уничтожает вредителей леса)
5. … лимонница – это птица? (Нет. Лимонница — это род дневных бабочек
из семейства белянок)
6. … лиственница относится к хвойным растениям? (Да. Лиственница - род
|
древесных растений семейства Сосновые, одна из наиболее
распространённых пород хвойных деревьев)
Учитель: ребята, не будем забывать о друзьях наших пернатых – птицах! Четвертым заданием будет «Кто в домике живёт?».
Каждая команда сейчас получит два набора карточек, один набор – названия и изображения птиц, второй – птичьи домики. Ваша задача – внимательно рассмотреть картинки и соединить изображение птицы с изображением её домика (приложение 4). На работу вам даётся 5 минут, за каждую птицу, правильно подселенную в свой домик, команда получает 1 балл (после выполнения задания я демонстрирую слайд с птицами и их домиками и комментирую его, объявляя баллы, заработанные командами).
Слайд 10 – Ответы: ласточка делает гнездо под крышей дома, это уютное гнёздышко вьёт соловей, куча веток в развилке деревьев – гнездо ворон, дупло в дереве – жилище дятла, скворечник – дом для скворца.
Слайд 11 - Учитель: пятым заданием будет «Мальчик или девочка?» -
Сможете ли вы отличить самку от самца? Каким образом?
Дети: у самца (мальчика) – яркое оперение и большой красивый хвост.
Учитель: правильно, ребята. Такое явление, когда по внешнему виду можно отличить самку от самца, называется половым диморфизмом. Слово сложное, но смысл у него очень простой.
Учитель: чаще всего самцы у птиц окрашены ярко и красиво, а самки – скромно и незаметно. Как вы думаете, почему?
Дети: потому что самец должен привлечь внимание самки, чтобы она сделала выбор в его пользу. А самке нужно будет высиживать птенцов – для этого ей лучше быть незаметной, чтобы не привлекать внимания хищников.
|
Учитель: совершенно верно! А теперь, зная это, давайте проведём наше задание. Каждой команде предлагается определить, кто из изображенных на слайде птиц самец, а кто самка, и объяснить, почему ваша команда так решила. За правильный ответ команда получает 1 балл, если команда ошибается, балл не присуждается никому.
На слайдах представлены изображения самцов и самок птиц, дети определяют, где самец, где самка, а я объявляю баллы и комментирую ответы.
Слайд 12 – Снегирь. У мальчика яркая красная грудка, у девочки – она окрашена более скромно.
Слайд 13 - Воробей домовый. Самец отличается яркой серой «банданой» на голове и ярким черным «галстуком», а самка скромно-пёстрая.
Слайд 14 - Большой пёстрый дятел. Самец отличается красной полоской на затылке.
Слайд 15 - Славка-черноголовка. У самки «шапочка» коричневая, а у самца чёрная.
Слайд 16 - Кряква. Сразу видно, где самец – у него очень яркая зелёная голова и шея.
Слайд 17 - Большая синица. У самца чёрная полоска – «галстук» на животике шире, чем у самки.
Учитель: молодцы, вы очень внимательны, и легко отличаете самцов, как самые настоящие орнитологи! Но посмотрите следующий слайд.
Слайд 18 - как вы думаете, почему на слайде с изображением Сороки всего одна картинка?
Дети: потому что у сороки по внешнему виду не отличить самца от самки.
Учитель: совершенно, верно, ребята. Такая же история, например, у вороны, грача, у голубя, сов. То есть не у всех птиц самцы и самки отличаются по внешнему виду. Говорят, что у таких птиц не выражен половой диморфизм. Так что не всё так просто в орнитологии!
Учитель: завершающаяигра называется «Художник-орнитолог».
А давайте проверим, насколько вы были внимательны, на слайдах вы видели фотографии птиц. Попробуйте вспомнить, как они были раскрашены! Давайте вместе с вами возьмём желтый карандаш или фломастер и раскрасим жёлтым нужные части оперения Большой синицы – на задание отводится 3 минуты. За правильно раскрашенную птицу команда получает 2 балла.
Дети берут жёлтые карандаши и по памяти раскрашивают синицу (приложение 5).
Слайд 20– Учитель: а теперь давайте посмотрим на этих птиц и проверим, правильно ли вы справились с заданием.
На слайде демонстрируется изображение синицы – жёлтый только животик, дети сравнивают свои работы с изображением на слайде и делают самопроверку, затем самооценку.У читель отмечает заработанные баллы.
Учитель. Молодцы ребята!
IV. Подведение итогов.
Теперьподведём итоги всей игры (приложение 2).
Критерии оценивания за урок:
Итого за все конкурсы – 36 баллов.
«5» - 36-32 баллов
«4» - 32-29 баллов
«3» - 29-25 баллов
«2» - менее 25 баллов
Награждение команды – победительницы.
Учитель. Сегодня на нас лежит огромная ответственность за здоровье и благополучие нынешнего и будущего поколений.Будем же беречь нашу Землю! Все мы очень хорошо понимаем, что без чистой воды и свежего воздуха – нам на Земле не прожить.Земля – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Чтобы сияло ярко солнце,
И не померк наш день во мгле,
Немало сделать нам придется
Во имя жизни на Земле - Слайд 21
Используемая литература
1. Владимирова, Л. Наш зеленый друг, волшебник и чародей по имени Лес, Л. Владимирова. – Либерия-Бибинформ, 2008 г. - № 6, с.42-50.
2. Бакулина Г.В., Это земля – твоя и моя. Экологическая игра. Читаем, учимся, играем, 2003, № 11.
3. Буканова М.С., Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды, 2004 год, № 8.
4. Данилова М.З., Занимательная экология. Воспитание школьника, 2005 год, № 5.
5. Желтова Е.Е., Моисеева С.В., «Земля – планета будущего» Школьный праздник. Биология в школе, 2003 год, № 5.
6. Сивоконь А.Ю., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха оздоровления детей», 2021 – 20 с.
Приложение 2
Экран результатов
Наименование задания | 1 команда | 2 команда |
«Раздельный сбор мусора» - 10 баллов | ||
«Определи, что это?» - 7 баллов | ||
«Правда ли, что…» - 6 баллов | ||
«Кто в домике живёт?» - 5 баллов | ||
«Мальчик или девочка?» - 6 баллов | ||
«Художник-орнитолог» - 2 балла | ||
Итого 36 баллов |
Приложение 3
Практическая работа: «Определи, что это?»
ДЕРЕВЬЯ |
ТРАВЫ |
КУСТАРНИКИ |
1 команда | ||
Дуб | Роза собачья | Подорожник |
Сосна | Акация белая | Одуванчик |
2 команда | ||
Черёмуха | Сирень | Ромашка |
Ель | Мать и мачеха | |
Тополь | Крапива |
Приложение 4