СОЕДИНЕНИЯ; СИСТЕМА СОЕДИНЕНИЙ




АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Методические рекомендации к практическим занятиям

 

Семестр

 

 
 

 

 


Минск БГМУ 2009


УДК 611–013 (075.8)

ББК 28.106 я 73

А 64

 

 

Рекомендовано Научно-методическим советом университета в качестве
методических рекомендаций 23.12.2009 г., протокол № 4

 

 

Составители: С. Д. Денисов, П. И. Лобко, П. Г. Пивченко, В. В. Руденок, М. И. Богданова, Л. А. Давыдова, Г. П. Дорохович, Г. Е. Конопелько, Л. Д. Чайка,
С. П. Ярошевич, Ю. А. Гусева, Н. А. Трушель

 

 

Рецензент доц. В. А. Манулик

 

 

  А 64 Анатомия человека: метод. рекомендации к практ. зан. 1 семестр / сост. С. Д. Денисов [и др.]. – Минск: БГМУ, 2009. – 67 с.

ISBN 978–985–528–097–3.

Представлены материалы по изучению вопросов костной системы, системы соединений, мышечной системы.

Предназначены для самостоятельной работы студентов 1-го курса лечебного, военно-меди-цинского факультетов и медицинского факультета иностранных учащихся.

 

УДК 611–013 (075.8)

ББК 28.106 я 73

 

ISBN 978–985–528–097–3 © Оформление. Белорусский государственный

медицинский университет, 2009

 
 

1 семестр

 


Протяженность семестра: 18 недель.

Количество учебных часов в семестре: 60.

Периодичность занятий: 6 часов в 2 недели.

Изучаемые разделы: «Костная система», «Система соединений», «Мышечная система».

Итоговое занятие: 11 неделя — «Костная система», «Система соединений»; 17–18 недели — «Мышечная система».

 

 

КОСТИ; СИСТЕМА СКЕЛЕТА

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Предмет анатомии. Анатомическая терминология. Оси и плоскости, используемые в анатомии. Скелет и его части. Позвоночный столб. Строение грудного позвонка.

Цель занятия. Составить представление об анатомии человека как науке и учебной дисциплине и о порядке её изучения. Знать этические нормы обращения с анатомическими препаратами. Усвоить общие термины анатомической терминологии, уметь охарактеризовать оси и плоскости, принятые в анатомии. Сформировать представление о скелете, знать его части. Изучить строение грудного позвонка: понимать расположение
в организме человека, уметь называть и показывать на препаратах его структурные образования и характерные особенности.

Оснащение занятия: скелет, комплект позвонков, крестец, позвоночный столб, музейные препараты, таблицы, атлас, учебное пособие «Общие термины, оси и плоскости».

Методические указания. При изучении данной темы следует рассмотреть позвоночный столб на скелете, обратив внимание на его отделы, расположение тел и отростков позвонков, а также на присоединение ребер к позвонкам в грудном отделе. Чтобы определить положение позвонка относительно своего тела, следует ориентироваться на следующие признаки: тело позвонка направлено кпереди, остистый отросток — кзади. Обратить внимание на наличие рёберных ямок на теле и поперечных
отростках грудных позвонков, на положение остистого отростка, который направлен кзади и книзу, благодаря чему уменьшается подвижность
позвоночного столба в грудном отделе.

 
 


Контрольные вопросы

1. Что изучает анатомия человека? Основные методы изучения строения тела человека.

2. Какие нормы биомедицинской этики необходимо соблюдать при изучении анатомии человека?

3. Какие плоскости и оси приняты в анатомии?

4. Перечислите основные общие анатомические термины.

5. Какие анатомические образования составляют осевой скелет,
добавочный скелет?

6. Назовите отделы позвоночного столба и укажите количество
позвонков, составляющих каждый отдел.

7. Назовите части типичного позвонка.

8. Перечислите особенности грудных позвонков.

Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

на препаратах позвоночного столба и скелете: 1) отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый (крестец), копчик;

на препаратах грудных позвонков: 1) тело позвонка; 2) дугу
позвонка; 3) позвоночное отверстие; 4) остистый отросток; 5) поперечные отростки; 6) верхние и нижние суставные отростки; 7) верхние и нижние позвоночные вырезки; 8) верхние и нижние рёберные ямки; 9) реберные ямки поперечных отростков.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Привес, М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. СПб., 2009. С. 14–19, 49–51, 53–55, 82–84, 84–85.

2. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин. М., 2001. Т. 1. С. 5–10, 24–27, 97–99, 106, 109–110.

3. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека / Р. Д. Синельников. М.: Медицина, 1996. Т. 1. 343 с.

4. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека / Х. Фениш, В. Даубер; пер.
с англ. С. Л. Кабак, В. В. Руденок; пер. под ред. С. Д. Денисова. Минск: Выш. шк., 1996. 464 с.

5. Пивченко, П. Г. Анатомия опорно-двигательного аппарата: учеб.-метод. пособие / П. Г. Пивченко, Д. В. Ковалева. Минск: БГМУ, 2003. 138 с.

 

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Строение шейных и поясничных позвонков. Крестец, копчик. Ребра, грудина. Развитие осевого скелета. Аномалии развития.

Цель занятия. Изучить строение шейных и поясничных позвонков, крестца, копчика, ребер и грудины. Уметь различать позвонки различных отделов позвоночного столба, рассказывать их строение, называть и показывать на препаратах их анатомические образования. Научиться пальпировать остистый отросток VП шейного позвонка, ребра, части грудины, грудинный угол, яремную вырезку.

Оснащение занятия: скелет, комплект позвонков, крестец, позвоночный столб, набор рёбер, грудина, музейные препараты, учебник, атлас.

Методические указания. Изучить строение шейных позвонков
(типичного, I, II, VII). Основной отличительный признак шейных позвонков — наличие отверстия в его поперечных отростках. Чтобы определить положение типичного шейного позвонка относительно своего тела, следует ориентироваться на то, что тело позвонка направлено вперед, а остистый отросток — кзади. Обратить внимание на особую форму I и II позвонков, обусловленную участием этих позвонков в подвижном сочленении с черепом. 1 шейный позвонок (атлант) располагается таким образом, что его более короткая передняя дуга направлена кпереди; верхние суставные поверхности, имеющие овоидную форму и более углубленные, чем нижние, направлены кверху. П шейный позвонок (осевой) располагается таким образом, что его тело направленокпереди, а зуб — кверху.
Остистый отросток VII-го шейного позвонка длиннее и толще, соседних позвонков, хорошо прощупывается через кожу, поэтому его называют
выступающим позвонком. Поясничные позвонки характеризуются большими размерами тел. Крестец располагается более широкой частью — основанием — кверху, а вогнутой тазовой поверхностью — кпереди.
В области соединения основания крестца с V поясничным позвонком
вперед выдается закругленный угол — мыс. Копчик состоит из 3–5 рудиментарных копчиковых позвонков. При изучении рёбер следует иметь
в виду, что препараты представляют только костную часть ребра. Головка ребра располагается кзади, бороздка ребра проходит вдоль нижнего края внутренней поверхности его тела. 1-е ребро имеет верхнюю и нижнюю поверхности, латеральный и медиальный края. Верхняя поверхность
определяется по бугорку передней лестничной мышцы, спереди и сзади бугорка расположены борозды подключичных артерии и вены. Рукоятка грудины располагается кверху, угол грудины направлен кпереди.

Контрольные вопросы

1. Назовите основной отличительный признак шейных позвонков.

2. Опишите строение «типичного» шейного позвонка. В чем состоит особенность строения VII шейного позвонка?

3. Опишите строение I шейного позвонка.

4. Укажите особенность строения II шейного позвонка. Чем обусловлены особенности строения I и II шейных позвонков?

5. Назовите отличительные признаки строения поясничных позвонков.

6. Опишите строение крестца.

7. Опишите строение копчика.

8. На какие группы делятся ребра?

9. Из каких частей состоит ребро?

10. Назовите основные анатомические образования костной части ребра.

11. По какому краю ребра проходит борозда ребра и что в ней располагается?

12. Какие особенности строения имеет I ребро?

13. Назовите части и вырезки грудины. Сколько имеется реберных вырезок грудины?

14. Какими частями грудины образуется угол грудины? Какое ребро присоединяется в области угла грудины?

Перечень анатомических образований, которые студент должен уметь назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

на препаратах шейных позвонков: 1) тело позвонка; 2) дуга позвонка; 3) позвоночное отверстие; 4) остистый отросток; 5) поперечные отростки; 6) отверстие поперечного отростка; 7) верхние и нижние суставные отростки; 8) верхние позвоночные вырезки; 9) нижние позвоночные вырезки 10) латеральные массы атланта; 11) передняя дуга атланта; 12) передний бугорок атланта; 13) ямка зуба; 14) задняя дуга атланта;
15) борозда позвоночной артерии; 16) задний бугорок атланта; 17) зуб;
18) передняя и задняя суставные поверхности зуба; 19) выступающий
позвонок;

на препаратах поясничных позвонков: 1) тело позвонка; 2) дуга позвонка; 3) позвоночное отверстие; 4) остистый отросток; 5) поперечные отростки; 6) верхние и нижние суставные отростки; 7) верхняя и нижняя позвоночные вырезки;

на препарате крестца: 1) крестцовые позвонки; 2) основание крестца; 3) верхние суставные отростки; 4) мыс; 5) верхушка крестца;
6) ушковидная поверхность; 7) крестцовая бугристость; 8) тазовая поверхность крестца; 9) поперечные линии; 10) передние крестцовые отверстия; 11) срединный, промежуточный и латеральный крестцовые гребни; 12) задние крестцовые отверстия; 13) крестцовый канал;

на препаратах ребер: 1) головка ребра; 2) шейка ребра; 3) бугорок ребра; 4) суставная поверхность бугорка ребра; 5) угол ребра; 6) борозда ребра; 7) бугорок передней лестничной мышцы; 8) борозда подключичной артерии; 9) борозда подключичной вены;

на препарате грудины: 1) рукоятка грудины; 2) тело грудины;
3) мечевидный отросток; 4) яремная вырезка; 5) ключичная вырезка;
6) реберные вырезки; 7) угол грудины.

Практические навыки: уметь на себе пропальпировать рёбра, рукоятку, тело, мечевидный отросток грудины, угол грудины, яремную вырезку, остистый отросток VII шейного позвонка.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Привес, М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. СПб., 2009. С. 14–19, 49–51, 53–55, 82–84, 84–85.

2. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин. М., 2001. Т. 1. С. 107–109, 110–114, 114–117.

3. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека / Р. Д. Синельников. М.: Медицина, 1996. Т. 1. 343 с.

4. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека / Х. Фениш, В. Даубер; пер.
с англ. С. Л. Кабак, В. В. Руденок; пер. под ред. С. Д. Денисова. Минск: Выш. шк., 1996. 464 с.

5. Пивченко, П. Г. Анатомия опорно-двигательного аппарата: учеб.-метод. пособие / П. Г. Пивченко, Д. В. Ковалева. Минск: БГМУ, 2003. 138 с.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Тема. Скелет головы. Мозговой и лицевой череп. Кости мозгового отдела черепа: лобная, теменная и затылочная.

Цель занятия. Сформировать представление о мозговом и лицевом черепе. Уметь показать на черепе его мозговой и лицевой отделы, лобную, теменную и затылочную кости. Знать и уметь рассказать строение лобной, теменной и затылочной костей, называть и показывать присущие им анатомические образования. Уметь прощупать на себе лобные и теменные бугры, наружный затылочный выступ, надглазничный край, надпереносье.

Оснащение занятия: череп целый, сагиттальный и горизонтальный распилы, лобная кость, теменная кость, затылочная кость, музейные
препараты, учебник, атлас.

Методические указания. Определить границу между мозговым
и лицевым отделами черепа. Изучить положение лобной, теменной и затылочной костей на черепе. Препарат лобной кости располагается таким образом, чтобы глазничные и носовая части были обращены книзу, а чешуя — кверху. Обратить внимание на участие лобной кости в образовании височной ямки, полости носа, глазницы и передней черепной ямки. Теменная кость располагается клиновидным углом кпереди и книзу, при этом древовидно разветвленные артериальные бороздки на внутренней поверхности восходят кверху и кзади. Препарат затылочной кости располагается базилярной частью кпереди, чешуей кзади, а большое затылочное отверстие в центре. Изучить борозды венозных синусов лобной,
теменной и затылочной костей. Обратить внимание на наличие воздухоносной пазухи в лобной кости.

Контрольные вопросы

1. На какие отделы подразделяется череп?

2. Назовите части лобной кости.

3. Какие образования расположены на наружной поверхности лобной чешуи и на её надглазничном крае?

4. Какой костный выступ и какая борозда находятся на внутренней поверхности лобной чешуи?

5. Какие образования находятся на глазничной части лобной кости?

6. Что представляет собой лобная пазуха? Посредством, какого
отверстия она сообщается с полостью носа?

7. Назовите края и углы теменной кости.

8. Какие борозды венозных синусов проходят по внутренней поверхности теменной кости?

9. Назовите части затылочной кости и отверстие, ограниченное ими.

10. Как называются образования затылочной кости, которые служат для сочленения с атлантом?

11. Назовите канал, который проходит через затылочный мыщелок.

12. Назовите костные выступы на наружной поверхности чешуи
затылочной кости.

13. Какие костные возвышения имеются на внутренней поверхности затылочной кости?

14. Какие борозды венозных синусов находятся на внутренней
поверхности затылочной кости?

Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

на препаратах черепа: 1) лицевой и мозговой отделы черепа;
2) лобная, теменная и затылочная кости;

на препарате лобной кости: 1) части лобной кости: лобная
чешуя, носовая часть, глазничные части; 2) лобный бугор; 3) надбровная дуга; 4) глабелла (надпереносье); 5) надглазничный край; 6) надглазничная вырезка (отверстие); 7) лобная вырезка; 8) височная линия; 9) скуловой отросток; 10) борозда верхнего сагиттального синуса; 11) носовая ость; 12) апертура лобной пазухи; 13) решетчатая вырезка; 14) ямка слезной железы; 15) блоковая ямка;

на препарате теменной кости: 1) лобный, затылочный, сагиттальный и чешуйчатый края; 2) лобный, клиновидный, затылочный и сосцевидный углы; 3) теменной бугор; 4) верхняя/нижняя височная линия;
5) борозда верхнего сагиттального синуса; 6) борозда сигмовидного синуса; 7) ямочки грануляций; 8) теменное отверстие;

на препарате затылочной кости: 1) части затылочной кости:
базилярная часть, латеральные части, затылочная чешуя; 2) большое
затылочное отверстие; 3) скат; 4) глоточный бугорок; 5) борозда нижнего каменистого синуса; 6) затылочный мыщелок; 7) подъязычный канал;
8) мыщелковая ямка, мыщелковый канал; 9) яремная вырезка; 10) яремный отросток; 11) борозда сигмовидного синуса; 12) наружный затылочный выступ; 13) наружный затылочный гребень; 14) верхняя и нижняя выйные линии; 15) крестообразное возвышение; 16) внутренний затылочный выступ; 17) борозда поперечного синуса; 18) борозда сагиттального синуса; 19) внутренний затылочный гребень.

Практические навыки: уметь прощупать у себя лобные и теменные бугры, наружный затылочный выступ, надглазничный край, надпереносье.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Привес, М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. СПб., 2009. С. 102, 105–107, 113–115.

2. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин. М., 2001. Т. 1. С. 117, 120, 124–125.

3. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека / Р. Д. Синельников. М.: Медицина, 1996. Т. 1. 343 с.

4. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека / Х. Фениш, В. Даубер; пер.
с англ. С. Л. Кабак, В. В. Руденок; пер. под ред. С. Д. Денисова. Минск: Выш. шк., 1996. 464 с.

5. Пивченко, П. Г. Анатомия опорно-двигательного аппарата: учеб.-метод. пособие / П. Г. Пивченко, Д. В. Ковалева. Минск: БГМУ, 2003. 138 с.

 

ЗАНЯТИЕ 4

Тема. Решётчатая и клиновидная кости.

Цель занятия. Знать и уметь рассказать строение решётчатой и клиновидной костей, уметь называть и показывать их анатомические образования.

Оснащение занятия: череп, решётчатая и клиновидная кости,
музейные препараты, атлас, учебник.

Методические указания. На черепе определить положение решётчатой и клиновидной костей. Изучая топографию решётчатой кости, обратить внимание на её участие в образовании стенки глазницы (глазничная пластинка) и полости носа: перегородка (перпендикулярная пластинка), носовых ходов (верхняя и средняя носовые раковины), придаточных пазух носа (решетчатые ячейки), а также на участие решётчатой пластинки в образовании верхней стенки полости носа и передней черепной ямки. При изучении клиновидной кости обратить внимание на её участие в образовании полостей и ямок мозгового и лицевого отделов черепа, на отверстия, щели, каналы для прохождения сосудов и нервов, на наличие клиновидной пазухи и сообщение её с полостью носа.

Контрольные вопросы

1. Опишите расположение решётчатой кости в черепе.

2. Из каких частей состоит решётчатая кость?

3. Назовите части решётчатой кости, участвующие в формировании глазницы, носовой полости и передней черепной ямки.

4. Опишите расположение клиновидной кости в черепе.

5. Из каких частей состоит клиновидная кость?

6. Какие поверхности имеет тело клиновидной кости?

7. Назовите поверхности больших крыльев клиновидной кости.
В формировании каких образований черепа они участвуют?

8. Какие отверстия находятся на мозговой поверхности больших крыльев?

9. Назовите канал и щель, в образовании которых участвуют малые крылья.

10. Назовите пластинки крыловидных отростков, углубление между ними.

11. Назовите канал, проходящий в основании крыловидного отростка.

Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

на препарате черепа: 1) решётчатая пластинка; 2) петушиный гребень; 3) перпендикулярная пластинка; 4) решётчатый лабиринт; 5) решётчатые ячейки; 6) верхняя носовая раковина; 7) средняя носовая раковина; 7) глазничная пластинка;

на черепе и клиновидной кости: 1) части клиновидной кости:
тело, малые крылья, большие крылья, крыловидные отростки; 2) турецкое седло и гипофизарная ямка; 3) бугорок и спинка седла; 4) сонная борозда; 5) клиновидный гребень и клиновидный клюв; 6) апертура клиновидной пазухи; 7) зрительный канал; 8) предперекрестная борозда; 9) верхняя глазничная щель; 10) поверхности большого крыла клиновидной кости: мозговая, глазничная, верхнечелюстная, височная; 11) круглое, овальное
и остистое отверстия; 12) подвисочный гребень; 13) крыловидный отросток; 14) медиальная и латеральная пластинки крыловидного отростка;
15) крыловидная ямка; 16) крыловидная вырезка; 17) крыловидный крючок; 18) крыловидный канал.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Привес, М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. СПб., 2009. С. 107, 115.

2. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин. М., 2001. Т. 1. С. 45–49, 120, 125.

3. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека / Р. Д. Синельников. М.: Медицина, 1996. Т. 1. 343 с.

4. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека / Х. Фениш, В. Даубер; пер.
с англ. С. Л. Кабак, В. В. Руденок; пер. под ред. С. Д. Денисова. Минск: Выш. шк., 1996. 464 с.

5. Пивченко, П. Г. Анатомия опорно-двигательного аппарата: учеб.-метод. пособие / П. Г. Пивченко, Д. В. Ковалева. Минск: БГМУ, 2003. 138 с.

 

ЗАНЯТИЕ 5

 

Тема. Височная кость.

Цель занятия. Уметь располагать височную кость относительно собственного тела, определять ее принадлежность к правой или левой стороне, показывать её части и образования, уметь находить у живого
человека сосцевидный отросток.

Оснащение занятия: череп, височная кость, распил височной кости, муляжи, таблицы, музейные препараты, атлас, учебник.

Методические указания. На горизонтальном распиле черепа следует рассмотреть топографию височных костей. Для того чтобы определить положение височной кости, нужно расположить её таким образом, чтобы чешуйчатая часть находилась в сагиттальной плоскости, скуловой отросток направлен кпереди, сосцевидный — кзади, а верхушка каменистой части (пирамиды) должна быть направлена вперед и медиально. Обратить внимание, что чешуйчатая часть участвует в образовании стенок черепа, особо выделить нижнечелюстную ямку и суставной бугорок, препятствующий вывиху головки нижней челюсти вперед при открывании рта. В барабанной части необходимо отметить костную часть наружного слухового прохода, его форму, длину у взрослого и новорожденного. Подчеркнуть, что
в пирамиде височной кости располагается барабанная полость и внутреннее ухо (лабиринт). Обратить внимание на строение сосцевидного отростка, отметить, что его ячейки сообщаются с барабанной полостью. Показать каналы височной кости и отметить их практическое значение.

Контрольные вопросы

1. Опишите расположение височной кости в черепе.

2. Назовите части височной кости.

3. Опишите строение чешуйчатой части височной кости.

4. Опишите строение барабанной части височной кости.

5. Назовите поверхности, и края каменистой части височной кости.

6. Какие анатомические образования расположены на передней, задней и нижней поверхностях пирамиды?

7. Укажите расположение борозды верхнего и нижнего каменистого синусов, борозды сигмовидного синуса.

8. Опишите ход сонного канала, мышечно-трубного канала, канала лицевого нерва.

Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

1) части височной кости: чешуйчатая, барабанная, каменистая;
2) скуловой отросток; 3) нижнечелюстная ямка и суставной бугорок;
4) барабанно-чешуйчатая и каменисто-чешуйчатая щели; 5) наружное слуховое отверстие, наружный слуховой проход; 6) передняя, задняя
и нижняя поверхности пирамиды; 7) передний, верхний и задний края
пирамиды; 8) крыша барабанной полости; 9) дугообразное возвышение; 10) вдавление узла тройничного нерва; 11) борозды и щели большого
и малого каменистых нервов; 12) внутреннее слуховое отверстие и внутренний слуховой проход; 13) борозды верхнего, нижнего каменистого
синусов; 14) борозда сигмовидного синуса; 15) сосцевидный отросток;
16) сосцевидная вырезка; 17) борозда затылочной артерии; 18) шиловидный отросток; 19) шилососцевидное отверстие; 20) яремные ямка и отверстие; 21) наружное и внутреннее отверстия сонного канала; 22) канал сонной артерии; 23) канал лицевого нерва; 24) мышечно-трубный канал.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Привес, М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. СПб., 2009. С. 109.

2. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин. М., 2001. Т. 1. С. 50–53,
127–130.

3. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека / Р. Д. Синельников. М.: Медицина, 1996. Т. 1. 343 с.

4. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека / Х. Фениш, В. Даубер; пер.
с англ. С. Л. Кабак, В. В. Руденок; пер. под ред. С. Д. Денисова. Минск: Выш. шк., 1996. 464 с.

5. Пивченко, П. Г. Анатомия опорно-двигательного аппарата: учеб.-метод. пособие / П. Г. Пивченко, Д. В. Ковалева. Минск: БГМУ, 2003. 138 с.

 

ЗАНЯТИЕ 6

Тема. Кости лицевого отдела черепа: верхняя челюсть, нёбная кость, сошник, скуловая кость, нижняя носовая раковина, носовая кость, слёзная кость, нижняя челюсть, подъязычная кость.

Цель занятия. Научиться показывать на черепе верхнюю челюсть
и её части (тело, его поверхности и отростки), находить верхнечелюстную (гайморову) пазуху и её отверстие на боковой стенке полости носа. Уметь показать и описать мелкие кости лицевого черепа, знать их топографию
и участие в образовании стенок полостей носа, рта, глазницы и крыловидно-нёбной ямки. Уметь описать нижнюю челюсть и её части (тело, ветви), подъязычную кость и её части.

Оснащение занятия: череп, верхняя челюсть, нижняя челюсть, подъязычная кость, мелкие кости лицевого черепа, муляжи, таблицы,
музейные препараты, рентгенограммы, атлас, учебник.

Методические указания. Парная верхняя челюсть образует переднелатеральную часть лицевого черепа. Имеющиеся на теле четыре поверхности расположить таким образом, чтобы они участвовали в образовании латеральной стенки полости носа (носовая поверхность), нижней стенки глазницы (глазничная), передней поверхности лица (передняя)
и несущая на себе бугор верхней челюсти — подвисочная. Расположив правильно тело верхней челюсти, её отростки будут отходить: вверх — лобный, вниз — альвеолярный, латерально — скуловой, медиально — нёбный. Тело нижней челюсти изогнуто выпуклостью вперед, ветви отходят от тела вверх и сзади. Нёбная кость имеет две пластинки: горизонтальную и перпендикулярную. Горизонтальная пластинка соединяется
с нёбным отростком верхней челюсти, а перпендикулярная пластинка располагается между носовой поверхностью верхней челюсти и крыловидном отростком клиновидной кости. Сошник вместе с перпендикулярной пластинкой решётчатой кости образует костную перегородку носа и обеспечивает полное разделение хоан, которые являются задними отверстиями полости носа. Слёзная кость принимает участие в образовании медиальной стенки глазницы и носослезного канала. Она лежит между лобным отростком верхней челюсти и глазничной пластинкой решетчатой кости. Скуловая кость соединяется со скуловыми отростками лобной, височной и верхнечелюстной костей. Нижняя носовая раковина располагается на латеральной стенке полости носа, прикрепляется к раковинному гребню верхней челюсти и небной кости и отделяет средний носовой ход от нижнего носового хода. Носовая кость, соединяясь с такой же костью другой стороны, образует спинку носа. Подъязычная кость расположена на шее между нижней челюстью и гортанью, у основания языка.

Контрольные вопросы

1. Опишите расположение верхней челюсти в черепе.

2. Какие поверхности различают в теле верхней челюсти?

3. Перечислите анатомические образования, расположенные на передней, глазничной, подвисочной и носовой поверхностях верхней челюсти.

4. Назовите отростки верхней челюсти и анатомические структуры, расположенные на них.

5. Как называется пазуха, расположенная в теле верхней челюсти? Где располагается её расщелина?

6. Опишите строение нёбной кости.

7. Назовите части нижней челюсти. Перечислите анатомические
образования тела нижней челюсти.

8. Перечислите анатомические образования ветвей нижней челюсти.

9. Опишите строение скуловой кости.

10. Опишите строение подъязычной кости.

11. Опишите расположение носовой, слёзной костей, нижней носовой раковины, сошника и участие их в образовании полостей черепа

Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

1) тело верхней челюсти и его поверхности: передняя, глазничная, носовая, подвисочная; 2) клыковая ямка; 3) подглазничные край и отверстие; 4) бугор верхней челюсти; 5) слезная борозда; 6) носослезный канал; 7) верхнечелюстная расщелина; 8) отростки верхней челюсти: лобный, альвеолярный, скуловой, нёбный, резцовое отверстие и резцовый канал; 9) нёбная кость, её горизонтальная и перпендикулярная пластинки;
10) крыловидно-нёбное отверстие; 11) большое нёбное отверстие и канал; 12) сошник; 13) скуловая кость, её поверхности и отростки; 14) скуловая дуга; 15) нижняя носовая раковина; 16) носовая кость; 17) слезная кость; 18) слёзная борозда; 19) ямка слёзного мешка; 20) тело нижней челюсти; 21) ветви нижней челюсти; 22) крыловидная и жевательная бугристости; 23) альвеолярные возвышения; 24) подбородочное возвышение; 25) подбородочный бугорок; 26) подбородочное отверстие; 27) подбородочная ость; 28) челюстно-подъязычные линия и борозда; 29) отверстие и канал нижней челюсти; 30) язычок нижней челюсти; 31) венечный и мыщелковый отростки, вырезка нижней челюсти; 31) гребешок щёчной мышцы; 32) подъязычная кость: тело, большие и малые рога.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Привес, М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. СПб., 2009. С. 116–122.

2. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин. М.,2001. Т. 1. С. 133–140.

3. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека / Р. Д. Синельников. М.: Медицина, 1996. Т. 1. 343 с.

4. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека / Х. Фениш, В. Даубер; пер.
с англ. С. Л. Кабак, В. В. Руденок; пер. под ред. С. Д. Денисова. Минск: Выш. шк., 1996. 464 с.

5. Пивченко, П. Г. Анатомия опорно-двигательного аппарата: учеб.-метод. пособие / П. Г. Пивченко, Д. В. Ковалева. Минск: БГМУ, 2003. 138 с.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема. Череп в целом: мозговой и лицевой отделы черепа. Рентгеноанатомия черепа. Череп новорожденного. Возрастные и половые особенности черепа. Развитие черепа. Аномалии.

Цель занятия. Изучить строение мозгового и лицевого отделов черепа. Обратить внимание на особенности строения костей свода черепа, наружную и внутреннюю компактные пластинки, диплоическое вещество (диплоэ). Изучить стенки глазницы, стенки полости носа, носовые ходы; височную, подвисочную, крыловидно-небную ямки; наружное основание черепа, его отделы, внутреннюю поверхность черепа: переднюю, среднюю и заднюю черепные ямки, отверстия, каналы, щели. Изучить череп новорожденного, его особенности, топографию родничков; половые различия черепа. Знать особенности развития костей свода и основания
черепа. Уметь находить на живом человеке надглазничные края, надбровные дуги, надпереносье, скуловую дугу, лобные и теменные бугры. Уметь продемонстрировать на рентгенограммах пазухи костей черепа. Уметь показывать на черепе новорожденного роднички, знать их клиническое значение.

Оснащение занятия: череп целый, сагиттальный, горизонтальный
и фронтальный распилы, таблицы, муляжи, музейные препараты, рентгенограммы, атлас, учебник.

Методические указания. При рассмотрении лицевого черепа спереди (лицевая норма) обращают внимание на глазницу, ее стенки, связь со средней ямкой черепа, полостью носа, крыловидно-небной и подвисочной ямками. Особого внимания заслуживает изучение полости носа, её стенок, носовых ходов и образований, которые в них открываются (воздухоносные пазухи лобной, верхнечелюстной, клиновидной и ячейки решетчатой костей). При рассмотрении черепа сбоку (латеральная норма) изучают височную, подвисочную и крыловидно-небную ямки, их стенки, а также связи с другими образованиями черепа. При изучении наружного основания черепа выделяют передний отдел его: твердое небо, швы и отверстия на нём. Затем исследуют образования среднего и заднего отделов: хоаны, яремное, большое затылочное отверстия и др. На горизонтальном распиле черепа изучают внутреннюю поверхность основания черепа: переднюю, среднюю и заднюю черепные ямки с отверстиями, каналами, бороздками, щелями. При изучении черепа взрослого в рентгеновском изображении необходимо учитывать следующее: плотные кости черепа дают на рентгенограмме более интенсивные тени, воздухоносные полости выглядят как просветление.

 

При изучении черепа новорожденного обращают внимание на наличие переднего, заднего и парных боковых (клиновидного и сосцевидного) родничков, преобладание мозгового черепа над лицевым, отсутствием сформированных швов. При изучении развития черепа обратить внимание на особенности развития костей свода и основания черепа, аномалии.

Контрольные вопросы

1. Перечислите функции черепа.

2. Чем отличается строение костей свода черепа и его основания?

3. Какое значение имеет диплоэ?

4. Перечислите образования, расположенные на черепе спереди
(лицевая норма).

5. Назовите стенки глазницы и анатомические структуры, их образующие.

6. Перечислите каналы, щели, отверстия глазницы.

7. Какие отверстия (щели) соединяют глазницу со средней черепной ямкой, полостью носа, подвисочной, крыловидно-небной ямками?

8. Назовите стенки полости носа и анатомические структуры, их формирующие.

9. Перечислите носовые ходы, расположенные в полости носа.
Укажите анатомические структуры, ограничивающие каждый из них.

10. Назовите околоносовые пазухи. Где они располагаются и в какие носовые ходы открываются?

11. Что открывается в нижний носовой ход?

12. Чем ограничена височная ямка?

13. Какие анатомические образования являются стенками подвисочной ямки?

14. Назовите отверстия и щели подвисочной ямки.

15. Назовите кости, образующие стенки крыловидно-небной ямки.
С какими полостями черепа и через какие отверстия (каналы) эта ямка
сообщается с полостями черепа?

16. Назовите отверстия, каналы, борозды и отростки, находящиеся
на наружной поверхности основания черепа.

17. Какими анатомическими структурами образовано костное небо?

18. Чем ограничены хоаны? Какие полости сообщаются посредством хоан?

19. Чем объяснить значительную выраженность гребней, ямок, отростков на наружном основании черепа?

20. Перечислите борозды, отверстия и каналы, находящиеся на внутренней поверхности основания черепа.

21. Чем обусловлена сложность рельефа внутреннего основания
черепа?

22. Назовите возрастные особенности черепа.

23. Какие стадии проходят в своем развитии кости свода и основания черепа?

24. Перечислите роднички черепа новорожденного. Какое значение они имеют?

25. Перечислите половые особенности черепа.

26. Назовите аномалии и пороки развития черепа.

Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

1) граница между мозговым и лицевым черепом; 2) швы: венечный, сагиттальный, ламбдовидный, чешуйчатый; 3) клиновидно-затылочный синхондроз; 4) глазница; 5) нижняя глазничная щель; 6) верхняя глазничная щель; 7) зрительный канал; 8) переднее и заднее решетчатые отверстия; 9) носослезный канал; 10) височная и подвисочная ямки; 11) крыловидно-небная ямка; 12)клиновидно-небное отверстие; 13) круглое отверстие; 9) крыловидный канал; 10) большой небный канал; 11) наружное основание черепа; 12) костное небо; 13) хоаны; 14) костная перегородка носа; 15) яремное отверстие; 16) рваное отверстие; 17) мышечно-трубный канал; 18) наружное сонное отверстие; 19) шиловидно-сосцевидное
отверстие 20) большое затылочное отверстие; 22) канал подъязычного нерва; 23) мыщелковый канал или ямка; 24) внутренняя поверхность
основания черепа; 25) передняя, средняя и задняя черепные ямки; 26) петушиный гребень; 27) продырявленная пластинка решетчатой кости;
28) внутреннее слуховое отверстие; 29) внутренний слуховой проход;
30) борозды верхнего сагиттального, поперечного, затылочного, сигмовидного, верхнего и нижнего каменистых синусов; 31) полость носа;
32) верхний носовой ход; 33) средний носовой ход; 34) нижний носовой ход; 35) лобная, верхнечелюстная, клиновидная пазухи; 36) сосцевидный отросток; 37) роднички: пер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: