СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)




Ю Р И Д И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я

 

Учебники - если хочется.

+ м.б. "Прикладная ЮП". Столяренко

 

Психология - наука о закон-тях, механизмах, усл-ях функционирования психики.

Психология - от греч. - "наука о душе".

 

Псих-я делится на отрасли:

◊ общая (псих-я лич-ти)

◊ зоопсих-я (сравнительн. псих-я)

◊ социальн. псих-я

◊ псих-я труда (инженерн. псих-я)

◊ педагогическ. псих-я

◊ этнопсих-я

◊ гендерн. псих-я

◊ псих-я управления

◊ псих-я рекламы

◊ псих-я торговли

◊ псих-я спорта

◊ парапсих-я (изучение паранормальн. явлений)

◊ патопсих-я (изучение отклонений)

◊ военн. псих-я

◊ юридическ. псих-я

◊ возрастная псих-я

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХ-Я (ЮП) - научно-практическая дисциплина (одна из отраслей псих-ии), к-ая изучает закон-ти системы "человек-право" (психологическ. закон-ти) и разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

В центре внимания - психол. проблемы согласования человека и права, как элементов одной системы.

Предмет ЮП - психол. закон-ти в сфере отн-й между людьми, регулируемх нормами права.

ЮП изучает проявления и использования психол. знаний и закон-тей в сфере правового регулир-я и юридич. деят-ти.

Первоначально ЮП была судебной. В 60-е годы была переформулирована в ЮП.

 

Задачи:

1. осуществить синтез псих-х и юрид-х знаний

2. раскрыть психолого-юридич-ю сущность базовых правовых категорий (# аффект, личн-ть прест-ка, мотивация...)

3. раскрыть особ-ти психол-й деят-ти различных S-тов пр/отн-й (# судь, адвоката...)

4. выработать практические рекомендации по усовершенств-ю прав-го регулир-я в жизни общ-ва

5. "вооружить" гр-н психолого-юридич-ми знаниями

6. способствовать профессиональному психол-му развитию лич-ти юриста

 

СИСТЕМА ЮП

I) Методологический раздел

предмет, методы, задачи, история - общие принципы построения знания

II) Правовая псих-я

правосозн-, прав. культура лич-ти, общ-ва, прав. социализ-я, псих-я пр/творч-ва, псих-я правоисполнительного повед-я

III)Криминальная псих-я

лич-ть прест-ка, псих-я преступного повед-я, псих-я виктимного повед-я, псих-я преступных групп, псих-я вины и ответ-ти

IV) Судебная псих-я (по угол. делам)

а) предварительного следствия

следователя, следств. деят-ти, судебно-психологич. экспертиза (СПЭ)

б) судебного разбират-ва

судебного следствия, суд. прений, принятия суд. реш-й

V) Псих-я гражданско-прав-го регулир-я

гражданских пр/отн-й, гражд. судопроизв-ва, СПЭ

VI) Пенитенциарн. псих-я (исправительная)

адарптация, исправит. деят-ти, ресоциализ-я, псих-я кары и раскаяния

+ м.б. VII) Превентивн. псих-я

природа и генезис отклоняющегося поведения

IX) психол. технологии правоохранит. деят-ти

X) экстримально-юридическ. псих-я

XI) псих-я управления в пр/охр-х органах

 

МЕТОДОЛОГИЯ ЮП

 

МЕТОДОЛОГИЯ - учение о принципах построения, формах и способах познания.

Каждая наука имеет свою метод-ю.

ЮП базируется на общенаучных принципах, принципах науки псих-ии и на специальных методол-х принципах.

I. Общенаучные и психол-ие принципы ЮП

◦ объективность

требует строить си-му научного знания только в соответствии с объективной реальностью.

◦ детерминизм

причинная обусловленность явлений

◦ взаимосвязи и взаимодействия

изучаемые явления существуют в окружении других, находятся во влиянии и воздействии друг на друга, ни одно явление нашей психики нельзя рассматривать изолированно

◦ системность

все явления - не простая сумма элементов, а д.б. рассмотрены в системе

◦ развития

выражает присущий психике принцип развития (динамизм) и требует учитывать, что психика - это характерные изменения с определёнными тенденциями. # сензетивные (чувствительные) периоды психики чел-ка

◦ единство сознания и деят-ти

деят-ть - рез-т сознания, а сознание - внутренний план активности лич-ти. принцип отечественной псих-ии

 

II. Специальные принципы ЮП

● психологической специфичности

требует "вскрывать" в юридич-х феноменах психологическую составляющую

● юридическая специфичность

"вскрывается" юридич-ая сущность психологического

● психологическая целостность

● гуманность и законность

● конструктивность

использование знаний на практике

 

МЕТОДЫЮП

МЕТОД - путь исследования, способ познания.

По своей структуре научный метод - совок-ть приёмов и операций, направленных на изучение психологических явлений.

Методы подразделяются:

 

♠ организационные

- сравнительный

(сопоставление различных групп людей. # по образов-ю, деят-ти и т.д.)

- лангетюдный

(многократное исследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени)

- комплексный

(междисциплинарное исследование, позволяющее установить зависимости разного рода. # физиология + псих-я)

 

♠ имперические (опытные)

● наблюдение

систематическое целенаправленное восприятие О-та. выделяют наблюдение

- за другими/за собой (самонаблюдение)

- включённое/невключённое

- скрытое/открытой

● эксперимент

исследование испытуемого в специально-созданных определённых контролируемых усл-ях

- лабораторные/естественные

- формирующий/констатирующий

● тесты

м.б. в форме вопрос-ответ или в форме проективной методики

● анкетный (опрос)

ответы на вопросы

● беседа/допрос/интервью

● изучение документов и продуктов деят-ти испытуемого (# стихи)

необходим для составления психологического портрета лич-ти

● биографический

● независимых характеристик

опрос коллег, руководителей, к-ые знают обследуемого, составление характеристик на обследуемого в определённой форме

● анализ материалов гражд-х, админ-х, угол-х дел

в целях изучения документов, к-ые находятся в этих делах, т.к. могут многое сказать об испыт-м

● экспертная оценка

мнение эксперта об испытуемом

 

♠ Обработка данных

- количественные

- качественные (группы, варианты, типа)

 

♠ Интерпретационные

объяснение, почему так

- генетический (# развитие психики)

- структурный (установление связей)

 

 

ПСИХИКА -

свойство головного мозга, позволяющее животному и человеку отражать объективный мир (воспринимать и....).

 

СТРУКТУРА ПСИХИКИ

состоит из 4х классов физических явлений

☺ Психические процессы

♦ познавательные

- ощущения

- восприятие

- память

- внимание

- речь

- воображение

- мышление

♦ эмоционально-волевые

- эмоции

- чувства

- воля

☺ Психические состояния

- депрессия

- стресс

- предстартовое волнение

- фрустрация

- монотония

- утомление

- синдром эмоционального выгорания (СЭВ)

☺ Психические свойства личности

√ темперамент

√ способности

√ направленность (интересы, убеждения, склонности, идеалы)

☺ Психические образования

всё то, что получено в рез-те личного опыта чел-ка, образования, воспитания...

- знания

- умения

- навыки

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

По уровню отражения

сознательные / бессознательные (# оговорки, очитки, инстинкты)

По S-там

индивидуальные / групповые

По детерминантам

личностные /социально-психологические / собственно-психологические (# память, эмоции) / психо-физиологические (# ощущения, темперамент)

По содержательным особенностям

мотивационные / познавательные / эмоциональные / волевые / психомоторные (# двигательные навыки)

По сущности

факты (поверхностные) / психологические закон-ти (причинно-следств. связи) / психологические механизмы (психол. "превращения". # как нормы права переходят в ценности)

 

1. условия развития психики

условия обучения, условия воспитания, деятельность, общение

2. закон-ти и связи между элементами психики

 

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Признаки:

1) отклонение от наиболее важных социальных норм

2) приносит вред обществу и/или лич-ти

3) осуждается общественным мнением

4) устойчивость

5) сочетание с общей направленностью лич-ти

6) рассматривается в пределах медицинской нормы

7) сопровождается социальной дезадаптацией

Оценивать ребёнка в отношении девиантности можно с 9 л.

Виды девиантного поведения:

♦ антисоциальное (деликвентное) повед-е - нарушение норм права

♦ асоциальное повед-е - нарушение норм морали (# злословие, проституция, агрессия)

♦ аутодеструктивное (саморазрушительно) повед-е (# суициды, алкоголизм, аддикции, экстремальные виды спорта, "религиозный" фанатизм, аутизм, виктимное повед-е)

 

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ -

поведение, направленное на лишение себя жизни.

В основе - ощущение чувства безвыходности.

Внутренние формы - мысли, замыслы.

Внешние формы

- высказывания на тему смерти

- символические прощания

- действия, показывающие как бы способ...

- интерес к суицидам

- кардинальные изменения поведения

 

Виды суицидального поведения

а) демонстративно-шантажное

б) истинный суицид

в) аффективный (застрелил 30 человек, застрелился сам)

г) скрытый (ездить быстро, прыгать высоко...)

 

"Это, конечно, твой выбор. Но давай вместе решим эту проблему".

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

 

ВНИМАНИЕ - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном О-те деят-ти или переживании.

Свойства внимания

1) сосредоточенность (концентрация)

2) устойчивость

3) избирательность

4) распределение (возможность выполнять деят-ть наряду с иными #водить машину)

5) отвлекаемость (неосознный перенос с одного О-та на другой)

6) объём (возможность удерживать несколько О-тов одновременно. дано от природы)

7) рассеянность (невозможность сосредоточить внимание)

- подлинная (из-за утомления)

- мнимая ("профессорская рассеянность")

концентрируют внимание мята, лимон, душица.

Виды внимания:

◦ произвольное (активное, волевое) - сознательная цель

◦ непроизвольное - вызвано действием сильного раздражителя

◦ послепроизвольное - на интересе устойчиво в течение длительного времени

 

ОЩУЩЕНИЕ - отражение в сознании чел-ка отдельных несущественных свойств предметов и явлений объективного мира.

Все предметы и явления, действующие на нас - раздражители.

Анализатор - то, что даёт ощущение, его физиологическая основа.

Состав анализатора:

◊ рецептор

◊ проводящие нервные пути

◊ соответствующие участки коры головного мозга

Свойства ощущений

1-качество

2-интенсивность

3-длительность

4-адаптация (изменение чувствительности анализатора в результате действия раздражителя)

5-последовательные образы (запущенный механизм медленно тормозит)

6-пороги ощущений (чувствительности)

- верхний (за ним - только боль)

- нижний (ощущение возникло)

- разностный (разница между ощущениями раздражителей)

Виды ощущений

● экстерорецептивные - из внешнего мира. вкусовые, зрительные, температурные...

● интерорецептивные - из организма - боль, жар, потеря ощущения равновесия

● проприоцептивные - мышечно-двигательные. рецептор - сухожилия

 

ВОСПРИЯТИЕ - отражение в сознании чел-ка предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.

Свойства

а) предметность

б) осмысленность

в) избирательность

г) целостность

д) константность (постоянство). помогает воспринимать предметы как относительно постоянные вне зависимости от нашего восприятия

е)апперцепция - зависимость восприятия от особенностей личн-ти

Виды восприятия

◊ по целям

- преднамеренное (наблюдение)

- непреднамеренное (вызвано особенностями О-та)

◊ по преобладанию анализаторов

- зрительные

- слуховые

- обонятельные

- осязательные

- комплексное

◊ по форме существования материи

- пространства

- времени

- движения - изменение положения в пространстве

 

ПАМЯТЬ - процессы запечатления, сохранения, узнавания, воспроизведения и забывания информации.

В основе памяти лежат ассоциации.

Виды памяти

♦ по характеру психической активности

- двигательная (мышечная)

- образная

- эмоциональная

- словесно-логическая (память на логику и смысл изложения)

♦ по целям

- произвольная (есть цель, специально)

- непроизвольная (нет цели)

♦ по продолжительности сохранения инф-ции

- мгновенная (отпечаток чувствительно сенсорной инф-ции)

- кратковременная - небольшая по кол-ву инф-ция на короткое время

- долговременная - память после многократного оперативного повторения

- оперативная - на время для решения определённой задачи

Характеристика

√ объём

√ быстрота

√ точность

√ длительность. зависит от установок

Процессы

♠ запоминание - преднамеренное/непреднамеренное. повторение - одно из условий запоминания, д.б. разнообразно, не д.б. концентрированно.

♠ сохранение

♠ узнавание

по определённым признакам

♠ воспроизведение

♠ забывание

стирание связей в коре головного мозга

- угасательное торможение / хранительное торможение (можно вернуть)

 

МЫШЛЕНИЕ - психический познавательный процесс обощённого и опосредованного отражения действительности.

Операции мышления

1) анализ (разложение)

2) синтез

3) сопоставление

Формы мышления

а) понятие - суть явления

б) суждение - отрицание или утверждение чего-либо

в) умозаключение

г) аналогия - на основе видимого сходства

Способы мышления

☺ индукция

☺ дедукция

Виды мышления

♦ по степени развёрнутости

-дискурсивное

-интуитивное

♦ по новизне решаемых задач

- творческое

- репродуктивное

♦ по характеру решаемых задач

-теоретическое

-практическое

♦ по содержанию решаемых задач

- предметно-действенное мышление (действие с предметом)

- наглядно-образное

- словесно-логическое (на основе абстрактных понятий)

Качества ума:

√ широта

√ конкретность (не упустить существенные моменты)

√ глубина

√ самостоятельность

√ критичность

√ гибкость

√ последовательность ("логика д.б. железной")

√ быстрота

Растройства мышления

1) ментизм - непрерывно повторяющиеся мысли

2) обстоятельственность - при расказе постоянный акцент на деталях

3) паралогическое - противоречивость

4) разорванное - без связи и логики

5) регидное - зацикленность на представлениях, идеях, мыслях...

6) бред - идеи, не соответствующие действительности

 

РЕЧЬ - процесс использования языка в целях общения с другими людьми.

Функции речи:

1. обозначение

2. выражение

3. сообщение

4. воздействие

Свойства речи

а) понятность

б) содержательность

в) выразительность

г) воздейственность

Виды речи

● внутренняя - бурчание сам с собой, свои мысли

● внешняя - слышимая и произносимая

◊ устная: монолог/диалог

◊ письменная

 

ВООБРАЖЕНИЕ - психический процесс создания образа предмета или ситуации путём перестройки уже имеющихся представлений.

Формы синтеза представлений воображения

♠ аглютинация - соединение несоединимого в реальности

♠ заострение - подчёркивание каких-либо признаков предмета

♠ схематизация - сглаживание различий

♠ гиперболизация - преуменьшение/преувеличение

♠ типизация

Виды воображения

= активное - меня заставляют

= пассивное - сам собой воображаю

= творческое

= воссоздающее данное

Фантазия - вид воображения, дающий мало соответствующий реальности образы.

Грёзы - фантазии, связанные с будущим.

Мечта - более реальна по сравнению с грёзами.

Галлюцинация - болезненное воображение.

 

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

 

Эмоции украшают нашу жизнь.

Контроль - сменить установки на жизнь

# все люди замечательные.

Не всё в этом мире можно проконтролировать.

Никто меня не должен любить, если любят - всё равно.

Всегда учиться у людей, а не осуждать.

Ели совсем невозможно сдержаться - не ругать себя.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ (Э/П)- различные виды субъективного отношения чел-ка к дейтвит-ти, переживания им того, что на него воздействует.

Эмоция (Э.) - простейшее эмоциональное переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением органических потреб-тей чел-ка. Это внешнее выражение чувств.

Чувства (Ч.) - культурно-обусловленные переживания.

Э. носят ситуативный хар-р.

Ч. постоянны, устойчивы. На фоне Ч. возникают Э.

Одни и те же Э. и Ч. м.б. выражены одним словом (# страх).

 

Функции э/п

1) подкрепляющая

2) коммуникативная (можно прочитать инф-цию)

3) побудительная

4) отражательная

 

Особенности Ч. и Э.

◊ связь с жизнедеят-ю организма

◊ Ч. исторически обусловлены

◊ протекание в динамике: возникновение-нарастание-пик-спад

◊ связь с поведением

◊ интегративный хар-р

◊ полярность Э. и Ч. (есть свои противоположности: радость/грусть)

◊ сигнал успешного выполнения общ-ва

 

Виды э/п

= по продолжительности

кратковременные / длительные

= по интенсивности

интенсивные/бурнопротекающие/слабо проявляющиеся

= по действию на организм

стенические (активизируют организм) / астенические (снижают деят-ть организма)

= вызывают

напряжение/успокоение

= по субъектам переживания

отрицательные/положительные

= по форме протекания

- аффект - стремительный и бурно-протекающий э/п взрывного хар-ра, к-ый даёт неподчинённую контролю разрядку действий

- настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени всё поведение чел-ка

- страть - сильное устойчивое э/п

= особая группа - Высшие чувства

- нравственные (# патриотизм, ответственность)

- интеллектуальные (# восторг от полученных знаний)

- эстетические

 

ВОЛЯ -

способность чел-ка контролировать и управлять своими эмоциями.

Абулия - безволие.

 

1) выбор главных мотивов цели поведения

2)регуляция поведения при неедостаточной или избыточной мотивации

3)орг-ция психических процессов в дествие

4)мобилизация психо-физиологических спос-тей организма на достижение цели

 

Волевые действия

- простые

- сложные

 

Волевые сферы лич-ти

- сила воли

- целеустремлённость

- инициативность

- самостоятельность

- выдержка

- энергичность - концентрация сил на достижение поставленной цели

- настойчивость - длительность

- решительность - умение переходить от намеченного к действиям

 

 

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ (п\с)

 

целостная хар-ка психической деят-ти за определённый п-д времени, показывающая своеобразие протекания физических процессов в завис-ти от отражаемых предметов и явлений действит-ти, предшествующего состояния и психических свойств.

 

Детерминанты

- потебности, желания, стремления чел-ка

- спос-ти, возмож-ти

- условия среды

 

П/с имеют выражения на:

1) физиологическ. уровень

2) психофизиологическ.

3) психологическ.

4) социально-психологическ.

 

 

Свойства п/с

√ целостность

√ подвижность

√ устойчивость

√ полярность

 

Виды п/с

♦ по роли ситуации или личн-ти в их возникновении

ситуативные/личностные

♦ по влиянию на чел-ка

стенические/астенические

♦ по времени протекания

кратковременные/затяжные/длительные

♦ по глубине

глубокие/поверхностные

♦ по степени осознанности

осознаваемый/неосознан.

 

СТРЕСС - состояние эмоционального и поведенческого расстройства, к-ое связано с неспособностью чел-ка целесообразно действовать в нестандартных для него ситуациях.

Стадии

1) реакция тревоги

2) фаза сопротивления (адаптация)

3) истощение

 

ФРУСТРАЦИЯ - п/с, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно-непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникшими на пути достижения особо значимых целей.

Виды фрустрационного поведения

= депрессия

= агрессия (внутренняя/внешняя)

= двигательное возбуждение

= регрессия ("как дети")

= деструкция (разрушение привычных алгоритмов жизни)

Фрустрация м.б. типичной для чел-ка / нетипичной - как начало формирования новых черт характера / эпизодическ.

Противоположное состояние фрустрации - толерантность, то есть выносливость к трудностям.

 

УТОМЛЕНИЕ - состояние организма, возникающее при длительном воздействии физических и умственных нагрузок, характеризующееся снижением работоспособности.

Признаки:

√ нарушение терморегуляции

√ неадекватное изменение кровообращения

√ измен-е в чувствит-ти анализаторов

√ снижение ночного видения

√ уменьшение мышечной массы

√ уменьшение длины шага

√ ухудшение координации

√ уменьшение скорости простой реакции и точности сложной

Степени утомления

1. чуть больше поработали

2. помогает воля

3. воля уже не помогает

4. утром дошёл до туалета и устал

Расстройства сна

1 - не могу уснуть (> 2 ч.)

2 - просыпаться через каждый час

 

НЕВРОЗЫ - расстройства нервной системы без срыва деят-ти головного мозга.

Нет гендерн., национ., возрастн. различий.

Виды

♠ неврастения ("нервная слабость")

♠ истерия

♠ фобический (фобии)

♠ ипохондрический

♠ детский/школьный

 

ТРЕВОЖНОСТЬ - п/с, вызванное ожиданием неблагоприятных действий деят-ти.

Виды

◊ ситуативная

◊ личностная

 

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)

"профессиональный стресс менеджера" - т.е.он присущ работникам, чьи О-ты деят-ти - люди.

Проявление

● психические процессы

● эмоциональн. (преобладание негативных эмоций по поводу деят-ти)

● поведенческ. (прогулы работы, больничн., запои)

Возникает приблизительно спустя 9 л. после начала работы.

 

МОНОТОНИЯ - состояние, противоположное стрессу. (# однообразность)

 

АФФЕКТ

по проявлениям

= физиологический

= паталогический (болезненное психотическое состояние)

по степени проявления (?)

> острый (вызван острой психотравмирующей ситуацией)

> куммулятивный (накопительный)

 

Фазы протекания

I. Подготовка

Личностная переработка психогении (# обида, гнев, оскорбление...) и возникновение аффективного напряжения.

Неожиданный сильный раздражитель требует ответных действий. У чел-ка нет программы этих дествий=>восприятие ситуации как безвыходной=>заблокированность рациональных способов разрешения ситуации=>неправомерные действия.

При протрагированных (накопительных) психогениях острая аффективная реакция возникает рез-те аккумуляции аффективных переживаний + соматическое истощение, переутомление.

 

при физиологическом:

II. Взрыв

интенсивные двигательные возбуждения, резкие измен-я психической деят-ти, фрагментарность восприятия, сужение внимания на психотравмирующем О-те. Измен-я внешнего вида, биохимические и физиологические сдвиги в организме, импульсивность, резкое снижение интел-го и волевого контроля за поведением. Нехарактерные действия для чел-ка.

IV. Истощение

Снижение функционального уровня, вялость, апатия, астения, частичная амнезия на свои действия, обстановку пр/нар-я. Не наруш-ся коммуникативная функция речи + м.б. жалость, самообвинение, истерические проявления.

 

при паталогическом

II. Взрыв

болезненные переживания, дезориентация в пространстве, двигательные стереотепии, особая жестокость, агрессия, нарушение коммуникативной функции речи, нарушение схемы тела, острый страх и растерянность, резкий переход из II. в III., болезненная прострация (оглушение)

III. Истощение

истощаемость, астения, расслабленность, амнезия (иллюзорные восприятия).

 

 

ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА

ЛИЧНОСТЬ - совокупность социальных св-в и качеств чел-ка.

В психологии термин "лич-ть" использ-ся

1 - для того, чтобы объяснить тот факт, что люди отличаются друг от друга (индивидуальные различия)

2 - постоянство поведения людей

3 - механизм саморегуляции поведения чел-ка

4 - Личность - источник активности чел-ка (мотивы, цели...)

5 - объясняют отличие чел-ка от животного

 

СТРУКТУРА (СВ-ВА) ЛИЧ-ТИ)

 

Темп ерамент - совокупность психо-динамических св-в лич-ти.

Даётся от рождения по наследству. Не зависит от содержания деят-ти. Устойчивое св-во. Чистых типов не бывают. В основе темп-та лежит тип нервной системы чел-ка - особенности возбуждения/торможения.

5 в. до н.э. - Гиппократ - в чел-ке 4 жидкости: кровь, чёрная желчь, жёлтая желчь, флегма (лимфа)

2 в. до н.э. - Клавдий Галлий - назвал эти типы - холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

 

Сангвиник (С):

сильная нервная система (выдерживает нагрузки), уравновешенность, подвижность, лёгкость к приспособлению

Холерик (Х):

сильная нервная система, неуравновешенная,

Флегматик (Ф):

сильная нервная система, уравновешенность, склонен к коммулятивному аффекту, инертная, очень ригидные (трудно адаптируемые к жизни)

Меланхолик (М):

слабая нервная система - преобладает над всеми другими св-ми,

 

Св-ва темперамента:

◊ активность - степень взаимодействия с окружающим миром: высокая/низкая

◊ реактивность - реакция на стимулы: обидный тон, замечание, критика... высокая реакция Х, С, М. низкая - Ф.

◊ чувствительность (синзетивность) - тонкость восприятия внешнего мира. высокая - М. низкая - все остальные.

◊ пластичность-ригидность - лёгкая приспособляемость. минус - не доводит начатое дело до конца. ригидность - постоянство, консерватизм

◊ экстраверсия-интраверсия. экстра - С, Х. интра - Ф. М - скорее интраверт

◊ темп реакции - быстрота переключения внимания, богатство мимики, скорость движений, скорость протекания физических реакций, сообразительность

 

♦ Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей лич-и, складывающаяся и проявляющаяся в деят-ти и общении, обуславливая типичные индивидуальные особ-ти поведения.

Характер - отношение чел-ка к:

- себе (требовательны, самокритичны, самовлюблённы)

- окружающим (добрые, злые, безразличные, уважительные)

- деятельности (трудолюбивые, ленивые)

- вещам, соб-ти (бережливые, скупые, аккуратные)

Св-ва хар-ра

√ Самооценка

Внешность, интеллект, положение в общ-ве

адекватная / неадекватная (завышенная / заниженная)

√ Самоуважение (успех)/ (уровень притязаний) (соотношение планов и реализации)

√ Акцентуация хар-ра -

преувеличенное развитие тех или иных черт хар-ра в ущерб другим. Норма хар-ра. Как правило, формир-ся в подростковом возрасте.

Типы акцентуации хар-ра Леангарда

1. гипертимный

Плюсы - оптимизм, жажда деят-ти, стремление к общению

Минусы - бесцельность, участие в сомнительных мероприятиях, "ветер в голове"

2. дистимичный

Сосредоточенность на серьёзных вещах. Мрачный взгляд на жизнь. Ответственность, серьёзность.

3. циклоидный (циклатимный)

резкие смены настроения: хорошее - гипертимный, плохое - дистимичный, к-ое преобладает

4. демонстративный

в центре внимания, цель любой ценой, рабочая обстановка безответ-ть, душа компании.

5. эмоциональный (эмативный)

высокая чувст-ть, люди добры, мягкосердечны, жалостливы, страдают депрессией, провоцируют грубость.

6. педантичный

чрезмерная навязчивая аккуратность, выраженная занудливость, измучают окружающих, педантичность

7. возбудимый

"Живи и бойся" неконтролируемое побуждение, хочу-не хочу, вне приступов гнева: хороший семьянин, работник...

8. застревающий

на мыслях, переживаниях, сводят счёты, списочек друзей и врагов, страдают от мнимого плохого отношения к себе, принципиальны, настойчивы

9. тревожный

боязнь неблаговидной оценки, пониженный фон настроения, могут совершать ритуальные действия (выключен ли утюг), покорность

10. экзальтированный

"жизнь на грани". бурное протекание любых эмоций, нет "серединок".

 

♦ Компетентность - подготовленность

профессиональная / социальная

профес. знания, умения, навыки умение взаимодействовать с другими людьми, EQ, общаться...

 

♦ Способность - особен-ть лич-ть, дающая ей преимущество при овладении той или иной деят-ти.

Формир-ся на основе задатков (анатомо-физиологические особ-ти). Развив-ся в деят-ти.

общие (# говорить, думать) / специальные (# литературн.)

Уровни развития способностей: одарённость / талант - высочайший уровень развития специальной спос-ти / гениальность (за всю историю - 400 чел.)

 

♦ Я-концепция - образ "Я".

Всё о себе любимом. сумма всех представлений чел-ка о себе.

я-настоящее / я-прошлое / я-будущее

я-идеальное

Компоненты

1. Познавательный - сумма всех знаний о себе

2. Оценочный - эмоциональный. все оценки про себя.

3. Мотивационно-поведенческий. поведение, к-ое на основе 1. и 2.

 

♦ Направленность - упорядоченная структура взглядов, ценностей чел-ка, его потребностей и целей, подкреплённая принципами и убеждениями.

Формируется родителями, м.б. изменена.

 

МЕХАНИЗМ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА (ЛП)

 

Методология выделения понятия "лич-ть прест-ка":

!!! НИКАКИЕ ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕ МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ПРИЧИНАМИ ПРОТИВОПРАВНОГО ДЕЯНИЯ, ЕСЛИ ОНИ НЕ ПОЛОЖЕНЫНА ДЕТЕРМИНАНТЫЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ!!!

Подходы к объяснению понятия лич-ти:

♠ вместо понятия "лич-ть прест-ка" использовать понятие "криминогенной лич-ти" - определённый социальный тип, дающий большую в сравнении с другими типами вероятность преступного поведения в соответствующих усл-ях.

♠ Кудрявцев: в структуру ЛП включал св-ва, значимые для совершения преступления, в част-ти: антиобщественная установка, особ-ти правосознания, демографические данные, комплекс личностных св-в

♠ ЛП состоит из неспецифических (общих с непреступными) и специфических особ-тей, к-ые опред-ся составом прест-я и рецидива.

♠ ЛП проявляется в специфике правосознания и установки, к-ая д.б. антиобщественной (отрицание тех или иных общепринятых цен-тей), также антиобщественная мотивация цели поведения. + негативные черты личного опыта, повышенная агрессивность, возбудимость, примитивность желаний-влечений. Специфическая реакция реагирования на трудности, быстрота/замедленность в оценке обстановки принятия реш-й

♠ ЛП проявляется в отн-ях чел-ка:

- в социуме # к учёбе, труду, материальной и духовной жизни

- межличностные отн-я

- самоотн-е (Я-концепция)

♠ в ценре ЛП - искажённая потребность, определяющая мотив прест-я

♠ Ратинов: анализ ЛП через систему ценностей, в т.ч. мировоззрение: миросозерцание, миропонимание, миросозидание.

 

ОТДЕЛЬНЫЕ ТИПЫПРЕСТУПНИКОВ

 

1. Олигофрены

Нарушение генетики. лёгкая внушаемость, мышление конкретно (отсутствие абстракции, т.е. не думают), очень плохо усваивают социальные нормы и односторонне их трактуют, память очень не развита, не строят поведение на основании прошлого опыта, скудный запас знаний, дефекты речи, специфическая манера поведения, формируется аутизм.

Типы олигофренов

◊ дисфорический

резкие смены настроения, ничем не мотивированы, преобладает злобно-тоскливое, возбудимость, непереносимость раздражителей, недостаточно ясное восприятие окружающего мира, расторможенность (отсутствие волевого контроля)

◊ психопато-подобный тип

= эстеровозбудимый - грубость, резкость, обидчивость, демонстративные угрозы,примитивная мимика, чувство безнаказанности

= астенодистимичный - робость, смущение, тоска, подавленность, общая заторможенность, м.б. аффективные бурные вспышки

 

2. С сексуальными аномалиями

- гиперлибидомания

- синдром Клайфентинга (????) - лишняя Х-хромосома

 

3. Психопаты

Выраженность паталогических черт до степени, нарушающие адаптацию; тотальность; стабильность и необратимость.

ПСИХОПАТИЯ - болезненное уродство характера;

- паталогический вариант хар-ра;

- паталогическое состояние лич-ти, характеризующееся её дисгармоничностью, и связано, прежде всего, с нарущением эмоционально-волевой сферы при сохранности интеллекта

- рез-т неспос-ти усвоить определённое поведение, необходимое для нормальной жизни

Типы психопатов (по рез-там исследования преступников)

● возбуздимого круга

вспылчивость, раздражительность, гнев, расстройство настроения, склонность к накоплению отрицательных переживаний, интеллект различный, мышление зависит от аффекта, аффективная логика, решение часто принимают импульсивный хар-р, взрывной хар-р реагирования на препятствия.

Прест-я против лич-ти, корыстные, против общественного порядка

● истерические

театральность, эгоентризм, демонстративность, жажда признания, лживость, склонность к фаназированию, красочность речи, экстравагантность мыслей, достаточно высокий уровень интелекта

Против собственности

● тормозимого круга

= астенические - сниженная активность, нервная слабость, неуверенность, чувствительность

= шизоидные - мимозоподобность, аутизм, отгороженность от внешнего мира, замкнутость, глубокие внутренние переживания, внешняя холодность и отчуждённость, неожиданные парадоксальнос

= психостенические - робость, застенчивость, длительные мыслительные процессы перед принятием реш-я

Против общественного порядка, личности,

● неустойчивость

не терпят регламентации внешней жизни, нет цели жизни, ситуативный хар-р жизни, бездельники

Против общественного порядка, корыстные, против лич-ти

● паранойяльная

сутяжничество, застревание аффекта, как будто весь мир против них, завышенная самооценка, узость интересов, увлечений, сверхценные и бредовые идеи. Самый высокий уровень интеллекта.

Против общест-го хар-ра, лич-ти

● мозаичная (микс)

паранойя+возбудимые, возбудимые+истерическ...

 

ЮРИДИЧЕСКИ-ЗНАЧИМЫЕ СВОЙСТВА Л



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: