Ю Р И Д И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
Учебники - если хочется.
+ м.б. "Прикладная ЮП". Столяренко
Психология - наука о закон-тях, механизмах, усл-ях функционирования психики.
Психология - от греч. - "наука о душе".
Псих-я делится на отрасли:
◊ общая (псих-я лич-ти)
◊ зоопсих-я (сравнительн. псих-я)
◊ социальн. псих-я
◊ псих-я труда (инженерн. псих-я)
◊ педагогическ. псих-я
◊ этнопсих-я
◊ гендерн. псих-я
◊ псих-я управления
◊ псих-я рекламы
◊ псих-я торговли
◊ псих-я спорта
◊ парапсих-я (изучение паранормальн. явлений)
◊ патопсих-я (изучение отклонений)
◊ военн. псих-я
◊ юридическ. псих-я
◊ возрастная псих-я
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХ-Я (ЮП) - научно-практическая дисциплина (одна из отраслей псих-ии), к-ая изучает закон-ти системы "человек-право" (психологическ. закон-ти) и разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.
В центре внимания - психол. проблемы согласования человека и права, как элементов одной системы.
Предмет ЮП - психол. закон-ти в сфере отн-й между людьми, регулируемх нормами права.
ЮП изучает проявления и использования психол. знаний и закон-тей в сфере правового регулир-я и юридич. деят-ти.
Первоначально ЮП была судебной. В 60-е годы была переформулирована в ЮП.
Задачи:
1. осуществить синтез псих-х и юрид-х знаний
2. раскрыть психолого-юридич-ю сущность базовых правовых категорий (# аффект, личн-ть прест-ка, мотивация...)
3. раскрыть особ-ти психол-й деят-ти различных S-тов пр/отн-й (# судь, адвоката...)
4. выработать практические рекомендации по усовершенств-ю прав-го регулир-я в жизни общ-ва
5. "вооружить" гр-н психолого-юридич-ми знаниями
6. способствовать профессиональному психол-му развитию лич-ти юриста
СИСТЕМА ЮП
I) Методологический раздел
предмет, методы, задачи, история - общие принципы построения знания
II) Правовая псих-я
правосозн-, прав. культура лич-ти, общ-ва, прав. социализ-я, псих-я пр/творч-ва, псих-я правоисполнительного повед-я
III)Криминальная псих-я
лич-ть прест-ка, псих-я преступного повед-я, псих-я виктимного повед-я, псих-я преступных групп, псих-я вины и ответ-ти
IV) Судебная псих-я (по угол. делам)
а) предварительного следствия
следователя, следств. деят-ти, судебно-психологич. экспертиза (СПЭ)
б) судебного разбират-ва
судебного следствия, суд. прений, принятия суд. реш-й
V) Псих-я гражданско-прав-го регулир-я
гражданских пр/отн-й, гражд. судопроизв-ва, СПЭ
VI) Пенитенциарн. псих-я (исправительная)
адарптация, исправит. деят-ти, ресоциализ-я, псих-я кары и раскаяния
+ м.б. VII) Превентивн. псих-я
природа и генезис отклоняющегося поведения
IX) психол. технологии правоохранит. деят-ти
X) экстримально-юридическ. псих-я
XI) псих-я управления в пр/охр-х органах
МЕТОДОЛОГИЯ ЮП
МЕТОДОЛОГИЯ - учение о принципах построения, формах и способах познания.
Каждая наука имеет свою метод-ю.
ЮП базируется на общенаучных принципах, принципах науки псих-ии и на специальных методол-х принципах.
I. Общенаучные и психол-ие принципы ЮП
◦ объективность
требует строить си-му научного знания только в соответствии с объективной реальностью.
◦ детерминизм
причинная обусловленность явлений
◦ взаимосвязи и взаимодействия
изучаемые явления существуют в окружении других, находятся во влиянии и воздействии друг на друга, ни одно явление нашей психики нельзя рассматривать изолированно
◦ системность
все явления - не простая сумма элементов, а д.б. рассмотрены в системе
◦ развития
выражает присущий психике принцип развития (динамизм) и требует учитывать, что психика - это характерные изменения с определёнными тенденциями. # сензетивные (чувствительные) периоды психики чел-ка
◦ единство сознания и деят-ти
деят-ть - рез-т сознания, а сознание - внутренний план активности лич-ти. принцип отечественной псих-ии
II. Специальные принципы ЮП
● психологической специфичности
требует "вскрывать" в юридич-х феноменах психологическую составляющую
● юридическая специфичность
"вскрывается" юридич-ая сущность психологического
● психологическая целостность
● гуманность и законность
● конструктивность
использование знаний на практике
МЕТОДЫЮП
МЕТОД - путь исследования, способ познания.
По своей структуре научный метод - совок-ть приёмов и операций, направленных на изучение психологических явлений.
Методы подразделяются:
♠ организационные
- сравнительный
(сопоставление различных групп людей. # по образов-ю, деят-ти и т.д.)
- лангетюдный
(многократное исследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени)
- комплексный
(междисциплинарное исследование, позволяющее установить зависимости разного рода. # физиология + псих-я)
♠ имперические (опытные)
● наблюдение
систематическое целенаправленное восприятие О-та. выделяют наблюдение
- за другими/за собой (самонаблюдение)
- включённое/невключённое
- скрытое/открытой
● эксперимент
исследование испытуемого в специально-созданных определённых контролируемых усл-ях
- лабораторные/естественные
- формирующий/констатирующий
● тесты
м.б. в форме вопрос-ответ или в форме проективной методики
● анкетный (опрос)
ответы на вопросы
● беседа/допрос/интервью
● изучение документов и продуктов деят-ти испытуемого (# стихи)
необходим для составления психологического портрета лич-ти
● биографический
● независимых характеристик
опрос коллег, руководителей, к-ые знают обследуемого, составление характеристик на обследуемого в определённой форме
● анализ материалов гражд-х, админ-х, угол-х дел
в целях изучения документов, к-ые находятся в этих делах, т.к. могут многое сказать об испыт-м
● экспертная оценка
мнение эксперта об испытуемом
♠ Обработка данных
- количественные
- качественные (группы, варианты, типа)
♠ Интерпретационные
объяснение, почему так
- генетический (# развитие психики)
- структурный (установление связей)
ПСИХИКА -
свойство головного мозга, позволяющее животному и человеку отражать объективный мир (воспринимать и....).
СТРУКТУРА ПСИХИКИ
состоит из 4х классов физических явлений
☺ Психические процессы
♦ познавательные
- ощущения
- восприятие
- память
- внимание
- речь
- воображение
- мышление
♦ эмоционально-волевые
- эмоции
- чувства
- воля
☺ Психические состояния
- депрессия
- стресс
- предстартовое волнение
- фрустрация
- монотония
- утомление
- синдром эмоционального выгорания (СЭВ)
☺ Психические свойства личности
√ темперамент
√ способности
√ направленность (интересы, убеждения, склонности, идеалы)
☺ Психические образования
всё то, что получено в рез-те личного опыта чел-ка, образования, воспитания...
- знания
- умения
- навыки
ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
По уровню отражения
сознательные / бессознательные (# оговорки, очитки, инстинкты)
По S-там
индивидуальные / групповые
По детерминантам
личностные /социально-психологические / собственно-психологические (# память, эмоции) / психо-физиологические (# ощущения, темперамент)
По содержательным особенностям
мотивационные / познавательные / эмоциональные / волевые / психомоторные (# двигательные навыки)
По сущности
факты (поверхностные) / психологические закон-ти (причинно-следств. связи) / психологические механизмы (психол. "превращения". # как нормы права переходят в ценности)
1. условия развития психики
условия обучения, условия воспитания, деятельность, общение
2. закон-ти и связи между элементами психики
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Признаки:
1) отклонение от наиболее важных социальных норм
2) приносит вред обществу и/или лич-ти
3) осуждается общественным мнением
4) устойчивость
5) сочетание с общей направленностью лич-ти
6) рассматривается в пределах медицинской нормы
7) сопровождается социальной дезадаптацией
Оценивать ребёнка в отношении девиантности можно с 9 л.
Виды девиантного поведения:
♦ антисоциальное (деликвентное) повед-е - нарушение норм права
♦ асоциальное повед-е - нарушение норм морали (# злословие, проституция, агрессия)
♦ аутодеструктивное (саморазрушительно) повед-е (# суициды, алкоголизм, аддикции, экстремальные виды спорта, "религиозный" фанатизм, аутизм, виктимное повед-е)
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ -
поведение, направленное на лишение себя жизни.
В основе - ощущение чувства безвыходности.
Внутренние формы - мысли, замыслы.
Внешние формы
- высказывания на тему смерти
- символические прощания
- действия, показывающие как бы способ...
- интерес к суицидам
- кардинальные изменения поведения
Виды суицидального поведения
а) демонстративно-шантажное
б) истинный суицид
в) аффективный (застрелил 30 человек, застрелился сам)
г) скрытый (ездить быстро, прыгать высоко...)
"Это, конечно, твой выбор. Но давай вместе решим эту проблему".
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
ВНИМАНИЕ - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном О-те деят-ти или переживании.
Свойства внимания
1) сосредоточенность (концентрация)
2) устойчивость
3) избирательность
4) распределение (возможность выполнять деят-ть наряду с иными #водить машину)
5) отвлекаемость (неосознный перенос с одного О-та на другой)
6) объём (возможность удерживать несколько О-тов одновременно. дано от природы)
7) рассеянность (невозможность сосредоточить внимание)
- подлинная (из-за утомления)
- мнимая ("профессорская рассеянность")
концентрируют внимание мята, лимон, душица.
Виды внимания:
◦ произвольное (активное, волевое) - сознательная цель
◦ непроизвольное - вызвано действием сильного раздражителя
◦ послепроизвольное - на интересе устойчиво в течение длительного времени
ОЩУЩЕНИЕ - отражение в сознании чел-ка отдельных несущественных свойств предметов и явлений объективного мира.
Все предметы и явления, действующие на нас - раздражители.
Анализатор - то, что даёт ощущение, его физиологическая основа.
Состав анализатора:
◊ рецептор
◊ проводящие нервные пути
◊ соответствующие участки коры головного мозга
Свойства ощущений
1-качество
2-интенсивность
3-длительность
4-адаптация (изменение чувствительности анализатора в результате действия раздражителя)
5-последовательные образы (запущенный механизм медленно тормозит)
6-пороги ощущений (чувствительности)
- верхний (за ним - только боль)
- нижний (ощущение возникло)
- разностный (разница между ощущениями раздражителей)
Виды ощущений
● экстерорецептивные - из внешнего мира. вкусовые, зрительные, температурные...
● интерорецептивные - из организма - боль, жар, потеря ощущения равновесия
● проприоцептивные - мышечно-двигательные. рецептор - сухожилия
ВОСПРИЯТИЕ - отражение в сознании чел-ка предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.
Свойства
а) предметность
б) осмысленность
в) избирательность
г) целостность
д) константность (постоянство). помогает воспринимать предметы как относительно постоянные вне зависимости от нашего восприятия
е)апперцепция - зависимость восприятия от особенностей личн-ти
Виды восприятия
◊ по целям
- преднамеренное (наблюдение)
- непреднамеренное (вызвано особенностями О-та)
◊ по преобладанию анализаторов
- зрительные
- слуховые
- обонятельные
- осязательные
- комплексное
◊ по форме существования материи
- пространства
- времени
- движения - изменение положения в пространстве
ПАМЯТЬ - процессы запечатления, сохранения, узнавания, воспроизведения и забывания информации.
В основе памяти лежат ассоциации.
Виды памяти
♦ по характеру психической активности
- двигательная (мышечная)
- образная
- эмоциональная
- словесно-логическая (память на логику и смысл изложения)
♦ по целям
- произвольная (есть цель, специально)
- непроизвольная (нет цели)
♦ по продолжительности сохранения инф-ции
- мгновенная (отпечаток чувствительно сенсорной инф-ции)
- кратковременная - небольшая по кол-ву инф-ция на короткое время
- долговременная - память после многократного оперативного повторения
- оперативная - на время для решения определённой задачи
Характеристика
√ объём
√ быстрота
√ точность
√ длительность. зависит от установок
Процессы
♠ запоминание - преднамеренное/непреднамеренное. повторение - одно из условий запоминания, д.б. разнообразно, не д.б. концентрированно.
♠ сохранение
♠ узнавание
по определённым признакам
♠ воспроизведение
♠ забывание
стирание связей в коре головного мозга
- угасательное торможение / хранительное торможение (можно вернуть)
МЫШЛЕНИЕ - психический познавательный процесс обощённого и опосредованного отражения действительности.
Операции мышления
1) анализ (разложение)
2) синтез
3) сопоставление
Формы мышления
а) понятие - суть явления
б) суждение - отрицание или утверждение чего-либо
в) умозаключение
г) аналогия - на основе видимого сходства
Способы мышления
☺ индукция
☺ дедукция
Виды мышления
♦ по степени развёрнутости
-дискурсивное
-интуитивное
♦ по новизне решаемых задач
- творческое
- репродуктивное
♦ по характеру решаемых задач
-теоретическое
-практическое
♦ по содержанию решаемых задач
- предметно-действенное мышление (действие с предметом)
- наглядно-образное
- словесно-логическое (на основе абстрактных понятий)
Качества ума:
√ широта
√ конкретность (не упустить существенные моменты)
√ глубина
√ самостоятельность
√ критичность
√ гибкость
√ последовательность ("логика д.б. железной")
√ быстрота
Растройства мышления
1) ментизм - непрерывно повторяющиеся мысли
2) обстоятельственность - при расказе постоянный акцент на деталях
3) паралогическое - противоречивость
4) разорванное - без связи и логики
5) регидное - зацикленность на представлениях, идеях, мыслях...
6) бред - идеи, не соответствующие действительности
РЕЧЬ - процесс использования языка в целях общения с другими людьми.
Функции речи:
1. обозначение
2. выражение
3. сообщение
4. воздействие
Свойства речи
а) понятность
б) содержательность
в) выразительность
г) воздейственность
Виды речи
● внутренняя - бурчание сам с собой, свои мысли
● внешняя - слышимая и произносимая
◊ устная: монолог/диалог
◊ письменная
ВООБРАЖЕНИЕ - психический процесс создания образа предмета или ситуации путём перестройки уже имеющихся представлений.
Формы синтеза представлений воображения
♠ аглютинация - соединение несоединимого в реальности
♠ заострение - подчёркивание каких-либо признаков предмета
♠ схематизация - сглаживание различий
♠ гиперболизация - преуменьшение/преувеличение
♠ типизация
Виды воображения
= активное - меня заставляют
= пассивное - сам собой воображаю
= творческое
= воссоздающее данное
Фантазия - вид воображения, дающий мало соответствующий реальности образы.
Грёзы - фантазии, связанные с будущим.
Мечта - более реальна по сравнению с грёзами.
Галлюцинация - болезненное воображение.
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Эмоции украшают нашу жизнь.
Контроль - сменить установки на жизнь
# все люди замечательные.
Не всё в этом мире можно проконтролировать.
Никто меня не должен любить, если любят - всё равно.
Всегда учиться у людей, а не осуждать.
Ели совсем невозможно сдержаться - не ругать себя.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ (Э/П)- различные виды субъективного отношения чел-ка к дейтвит-ти, переживания им того, что на него воздействует.
Эмоция (Э.) - простейшее эмоциональное переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением органических потреб-тей чел-ка. Это внешнее выражение чувств.
Чувства (Ч.) - культурно-обусловленные переживания.
Э. носят ситуативный хар-р.
Ч. постоянны, устойчивы. На фоне Ч. возникают Э.
Одни и те же Э. и Ч. м.б. выражены одним словом (# страх).
Функции э/п
1) подкрепляющая
2) коммуникативная (можно прочитать инф-цию)
3) побудительная
4) отражательная
Особенности Ч. и Э.
◊ связь с жизнедеят-ю организма
◊ Ч. исторически обусловлены
◊ протекание в динамике: возникновение-нарастание-пик-спад
◊ связь с поведением
◊ интегративный хар-р
◊ полярность Э. и Ч. (есть свои противоположности: радость/грусть)
◊ сигнал успешного выполнения общ-ва
Виды э/п
= по продолжительности
кратковременные / длительные
= по интенсивности
интенсивные/бурнопротекающие/слабо проявляющиеся
= по действию на организм
стенические (активизируют организм) / астенические (снижают деят-ть организма)
= вызывают
напряжение/успокоение
= по субъектам переживания
отрицательные/положительные
= по форме протекания
- аффект - стремительный и бурно-протекающий э/п взрывного хар-ра, к-ый даёт неподчинённую контролю разрядку действий
- настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени всё поведение чел-ка
- страть - сильное устойчивое э/п
= особая группа - Высшие чувства
- нравственные (# патриотизм, ответственность)
- интеллектуальные (# восторг от полученных знаний)
- эстетические
ВОЛЯ -
способность чел-ка контролировать и управлять своими эмоциями.
Абулия - безволие.
1) выбор главных мотивов цели поведения
2)регуляция поведения при неедостаточной или избыточной мотивации
3)орг-ция психических процессов в дествие
4)мобилизация психо-физиологических спос-тей организма на достижение цели
Волевые действия
- простые
- сложные
Волевые сферы лич-ти
- сила воли
- целеустремлённость
- инициативность
- самостоятельность
- выдержка
- энергичность - концентрация сил на достижение поставленной цели
- настойчивость - длительность
- решительность - умение переходить от намеченного к действиям
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ (п\с)
целостная хар-ка психической деят-ти за определённый п-д времени, показывающая своеобразие протекания физических процессов в завис-ти от отражаемых предметов и явлений действит-ти, предшествующего состояния и психических свойств.
Детерминанты
- потебности, желания, стремления чел-ка
- спос-ти, возмож-ти
- условия среды
П/с имеют выражения на:
1) физиологическ. уровень
2) психофизиологическ.
3) психологическ.
4) социально-психологическ.
Свойства п/с
√ целостность
√ подвижность
√ устойчивость
√ полярность
Виды п/с
♦ по роли ситуации или личн-ти в их возникновении
ситуативные/личностные
♦ по влиянию на чел-ка
стенические/астенические
♦ по времени протекания
кратковременные/затяжные/длительные
♦ по глубине
глубокие/поверхностные
♦ по степени осознанности
осознаваемый/неосознан.
СТРЕСС - состояние эмоционального и поведенческого расстройства, к-ое связано с неспособностью чел-ка целесообразно действовать в нестандартных для него ситуациях.
Стадии
1) реакция тревоги
2) фаза сопротивления (адаптация)
3) истощение
ФРУСТРАЦИЯ - п/с, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно-непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникшими на пути достижения особо значимых целей.
Виды фрустрационного поведения
= депрессия
= агрессия (внутренняя/внешняя)
= двигательное возбуждение
= регрессия ("как дети")
= деструкция (разрушение привычных алгоритмов жизни)
Фрустрация м.б. типичной для чел-ка / нетипичной - как начало формирования новых черт характера / эпизодическ.
Противоположное состояние фрустрации - толерантность, то есть выносливость к трудностям.
УТОМЛЕНИЕ - состояние организма, возникающее при длительном воздействии физических и умственных нагрузок, характеризующееся снижением работоспособности.
Признаки:
√ нарушение терморегуляции
√ неадекватное изменение кровообращения
√ измен-е в чувствит-ти анализаторов
√ снижение ночного видения
√ уменьшение мышечной массы
√ уменьшение длины шага
√ ухудшение координации
√ уменьшение скорости простой реакции и точности сложной
Степени утомления
1. чуть больше поработали
2. помогает воля
3. воля уже не помогает
4. утром дошёл до туалета и устал
Расстройства сна
1 - не могу уснуть (> 2 ч.)
2 - просыпаться через каждый час
НЕВРОЗЫ - расстройства нервной системы без срыва деят-ти головного мозга.
Нет гендерн., национ., возрастн. различий.
Виды
♠ неврастения ("нервная слабость")
♠ истерия
♠ фобический (фобии)
♠ ипохондрический
♠ детский/школьный
ТРЕВОЖНОСТЬ - п/с, вызванное ожиданием неблагоприятных действий деят-ти.
Виды
◊ ситуативная
◊ личностная
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)
"профессиональный стресс менеджера" - т.е.он присущ работникам, чьи О-ты деят-ти - люди.
Проявление
● психические процессы
● эмоциональн. (преобладание негативных эмоций по поводу деят-ти)
● поведенческ. (прогулы работы, больничн., запои)
Возникает приблизительно спустя 9 л. после начала работы.
МОНОТОНИЯ - состояние, противоположное стрессу. (# однообразность)
АФФЕКТ
по проявлениям
= физиологический
= паталогический (болезненное психотическое состояние)
по степени проявления (?)
> острый (вызван острой психотравмирующей ситуацией)
> куммулятивный (накопительный)
Фазы протекания
I. Подготовка
Личностная переработка психогении (# обида, гнев, оскорбление...) и возникновение аффективного напряжения.
Неожиданный сильный раздражитель требует ответных действий. У чел-ка нет программы этих дествий=>восприятие ситуации как безвыходной=>заблокированность рациональных способов разрешения ситуации=>неправомерные действия.
При протрагированных (накопительных) психогениях острая аффективная реакция возникает рез-те аккумуляции аффективных переживаний + соматическое истощение, переутомление.
при физиологическом:
II. Взрыв
интенсивные двигательные возбуждения, резкие измен-я психической деят-ти, фрагментарность восприятия, сужение внимания на психотравмирующем О-те. Измен-я внешнего вида, биохимические и физиологические сдвиги в организме, импульсивность, резкое снижение интел-го и волевого контроля за поведением. Нехарактерные действия для чел-ка.
IV. Истощение
Снижение функционального уровня, вялость, апатия, астения, частичная амнезия на свои действия, обстановку пр/нар-я. Не наруш-ся коммуникативная функция речи + м.б. жалость, самообвинение, истерические проявления.
при паталогическом
II. Взрыв
болезненные переживания, дезориентация в пространстве, двигательные стереотепии, особая жестокость, агрессия, нарушение коммуникативной функции речи, нарушение схемы тела, острый страх и растерянность, резкий переход из II. в III., болезненная прострация (оглушение)
III. Истощение
истощаемость, астения, расслабленность, амнезия (иллюзорные восприятия).
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА
ЛИЧНОСТЬ - совокупность социальных св-в и качеств чел-ка.
В психологии термин "лич-ть" использ-ся
1 - для того, чтобы объяснить тот факт, что люди отличаются друг от друга (индивидуальные различия)
2 - постоянство поведения людей
3 - механизм саморегуляции поведения чел-ка
4 - Личность - источник активности чел-ка (мотивы, цели...)
5 - объясняют отличие чел-ка от животного
СТРУКТУРА (СВ-ВА) ЛИЧ-ТИ)
♦ Темп ерамент - совокупность психо-динамических св-в лич-ти.
Даётся от рождения по наследству. Не зависит от содержания деят-ти. Устойчивое св-во. Чистых типов не бывают. В основе темп-та лежит тип нервной системы чел-ка - особенности возбуждения/торможения.
5 в. до н.э. - Гиппократ - в чел-ке 4 жидкости: кровь, чёрная желчь, жёлтая желчь, флегма (лимфа)
2 в. до н.э. - Клавдий Галлий - назвал эти типы - холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик
Сангвиник (С):
сильная нервная система (выдерживает нагрузки), уравновешенность, подвижность, лёгкость к приспособлению
Холерик (Х):
сильная нервная система, неуравновешенная,
Флегматик (Ф):
сильная нервная система, уравновешенность, склонен к коммулятивному аффекту, инертная, очень ригидные (трудно адаптируемые к жизни)
Меланхолик (М):
слабая нервная система - преобладает над всеми другими св-ми,
Св-ва темперамента:
◊ активность - степень взаимодействия с окружающим миром: высокая/низкая
◊ реактивность - реакция на стимулы: обидный тон, замечание, критика... высокая реакция Х, С, М. низкая - Ф.
◊ чувствительность (синзетивность) - тонкость восприятия внешнего мира. высокая - М. низкая - все остальные.
◊ пластичность-ригидность - лёгкая приспособляемость. минус - не доводит начатое дело до конца. ригидность - постоянство, консерватизм
◊ экстраверсия-интраверсия. экстра - С, Х. интра - Ф. М - скорее интраверт
◊ темп реакции - быстрота переключения внимания, богатство мимики, скорость движений, скорость протекания физических реакций, сообразительность
♦ Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей лич-и, складывающаяся и проявляющаяся в деят-ти и общении, обуславливая типичные индивидуальные особ-ти поведения.
Характер - отношение чел-ка к:
- себе (требовательны, самокритичны, самовлюблённы)
- окружающим (добрые, злые, безразличные, уважительные)
- деятельности (трудолюбивые, ленивые)
- вещам, соб-ти (бережливые, скупые, аккуратные)
Св-ва хар-ра
√ Самооценка
Внешность, интеллект, положение в общ-ве
адекватная / неадекватная (завышенная / заниженная)
√ Самоуважение (успех)/ (уровень притязаний) (соотношение планов и реализации)
√ Акцентуация хар-ра -
преувеличенное развитие тех или иных черт хар-ра в ущерб другим. Норма хар-ра. Как правило, формир-ся в подростковом возрасте.
Типы акцентуации хар-ра Леангарда
1. гипертимный
Плюсы - оптимизм, жажда деят-ти, стремление к общению
Минусы - бесцельность, участие в сомнительных мероприятиях, "ветер в голове"
2. дистимичный
Сосредоточенность на серьёзных вещах. Мрачный взгляд на жизнь. Ответственность, серьёзность.
3. циклоидный (циклатимный)
резкие смены настроения: хорошее - гипертимный, плохое - дистимичный, к-ое преобладает
4. демонстративный
в центре внимания, цель любой ценой, рабочая обстановка безответ-ть, душа компании.
5. эмоциональный (эмативный)
высокая чувст-ть, люди добры, мягкосердечны, жалостливы, страдают депрессией, провоцируют грубость.
6. педантичный
чрезмерная навязчивая аккуратность, выраженная занудливость, измучают окружающих, педантичность
7. возбудимый
"Живи и бойся" неконтролируемое побуждение, хочу-не хочу, вне приступов гнева: хороший семьянин, работник...
8. застревающий
на мыслях, переживаниях, сводят счёты, списочек друзей и врагов, страдают от мнимого плохого отношения к себе, принципиальны, настойчивы
9. тревожный
боязнь неблаговидной оценки, пониженный фон настроения, могут совершать ритуальные действия (выключен ли утюг), покорность
10. экзальтированный
"жизнь на грани". бурное протекание любых эмоций, нет "серединок".
♦ Компетентность - подготовленность
профессиональная / социальная
профес. знания, умения, навыки умение взаимодействовать с другими людьми, EQ, общаться...
♦ Способность - особен-ть лич-ть, дающая ей преимущество при овладении той или иной деят-ти.
Формир-ся на основе задатков (анатомо-физиологические особ-ти). Развив-ся в деят-ти.
общие (# говорить, думать) / специальные (# литературн.)
Уровни развития способностей: одарённость / талант - высочайший уровень развития специальной спос-ти / гениальность (за всю историю - 400 чел.)
♦ Я-концепция - образ "Я".
Всё о себе любимом. сумма всех представлений чел-ка о себе.
я-настоящее / я-прошлое / я-будущее
я-идеальное
Компоненты
1. Познавательный - сумма всех знаний о себе
2. Оценочный - эмоциональный. все оценки про себя.
3. Мотивационно-поведенческий. поведение, к-ое на основе 1. и 2.
♦ Направленность - упорядоченная структура взглядов, ценностей чел-ка, его потребностей и целей, подкреплённая принципами и убеждениями.
Формируется родителями, м.б. изменена.
МЕХАНИЗМ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА (ЛП)
Методология выделения понятия "лич-ть прест-ка":
!!! НИКАКИЕ ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕ МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ПРИЧИНАМИ ПРОТИВОПРАВНОГО ДЕЯНИЯ, ЕСЛИ ОНИ НЕ ПОЛОЖЕНЫНА ДЕТЕРМИНАНТЫЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ!!!
Подходы к объяснению понятия лич-ти:
♠ вместо понятия "лич-ть прест-ка" использовать понятие "криминогенной лич-ти" - определённый социальный тип, дающий большую в сравнении с другими типами вероятность преступного поведения в соответствующих усл-ях.
♠ Кудрявцев: в структуру ЛП включал св-ва, значимые для совершения преступления, в част-ти: антиобщественная установка, особ-ти правосознания, демографические данные, комплекс личностных св-в
♠ ЛП состоит из неспецифических (общих с непреступными) и специфических особ-тей, к-ые опред-ся составом прест-я и рецидива.
♠ ЛП проявляется в специфике правосознания и установки, к-ая д.б. антиобщественной (отрицание тех или иных общепринятых цен-тей), также антиобщественная мотивация цели поведения. + негативные черты личного опыта, повышенная агрессивность, возбудимость, примитивность желаний-влечений. Специфическая реакция реагирования на трудности, быстрота/замедленность в оценке обстановки принятия реш-й
♠ ЛП проявляется в отн-ях чел-ка:
- в социуме # к учёбе, труду, материальной и духовной жизни
- межличностные отн-я
- самоотн-е (Я-концепция)
♠ в ценре ЛП - искажённая потребность, определяющая мотив прест-я
♠ Ратинов: анализ ЛП через систему ценностей, в т.ч. мировоззрение: миросозерцание, миропонимание, миросозидание.
ОТДЕЛЬНЫЕ ТИПЫПРЕСТУПНИКОВ
1. Олигофрены
Нарушение генетики. лёгкая внушаемость, мышление конкретно (отсутствие абстракции, т.е. не думают), очень плохо усваивают социальные нормы и односторонне их трактуют, память очень не развита, не строят поведение на основании прошлого опыта, скудный запас знаний, дефекты речи, специфическая манера поведения, формируется аутизм.
Типы олигофренов
◊ дисфорический
резкие смены настроения, ничем не мотивированы, преобладает злобно-тоскливое, возбудимость, непереносимость раздражителей, недостаточно ясное восприятие окружающего мира, расторможенность (отсутствие волевого контроля)
◊ психопато-подобный тип
= эстеровозбудимый - грубость, резкость, обидчивость, демонстративные угрозы,примитивная мимика, чувство безнаказанности
= астенодистимичный - робость, смущение, тоска, подавленность, общая заторможенность, м.б. аффективные бурные вспышки
2. С сексуальными аномалиями
- гиперлибидомания
- синдром Клайфентинга (????) - лишняя Х-хромосома
3. Психопаты
Выраженность паталогических черт до степени, нарушающие адаптацию; тотальность; стабильность и необратимость.
ПСИХОПАТИЯ - болезненное уродство характера;
- паталогический вариант хар-ра;
- паталогическое состояние лич-ти, характеризующееся её дисгармоничностью, и связано, прежде всего, с нарущением эмоционально-волевой сферы при сохранности интеллекта
- рез-т неспос-ти усвоить определённое поведение, необходимое для нормальной жизни
Типы психопатов (по рез-там исследования преступников)
● возбуздимого круга
вспылчивость, раздражительность, гнев, расстройство настроения, склонность к накоплению отрицательных переживаний, интеллект различный, мышление зависит от аффекта, аффективная логика, решение часто принимают импульсивный хар-р, взрывной хар-р реагирования на препятствия.
Прест-я против лич-ти, корыстные, против общественного порядка
● истерические
театральность, эгоентризм, демонстративность, жажда признания, лживость, склонность к фаназированию, красочность речи, экстравагантность мыслей, достаточно высокий уровень интелекта
Против собственности
● тормозимого круга
= астенические - сниженная активность, нервная слабость, неуверенность, чувствительность
= шизоидные - мимозоподобность, аутизм, отгороженность от внешнего мира, замкнутость, глубокие внутренние переживания, внешняя холодность и отчуждённость, неожиданные парадоксальнос
= психостенические - робость, застенчивость, длительные мыслительные процессы перед принятием реш-я
Против общественного порядка, личности,
● неустойчивость
не терпят регламентации внешней жизни, нет цели жизни, ситуативный хар-р жизни, бездельники
Против общественного порядка, корыстные, против лич-ти
● паранойяльная
сутяжничество, застревание аффекта, как будто весь мир против них, завышенная самооценка, узость интересов, увлечений, сверхценные и бредовые идеи. Самый высокий уровень интеллекта.
Против общест-го хар-ра, лич-ти
● мозаичная (микс)
паранойя+возбудимые, возбудимые+истерическ...
ЮРИДИЧЕСКИ-ЗНАЧИМЫЕ СВОЙСТВА Л