Основных способностей, лежащих в основе скорости чтения
От чего зависит скорость чтения?
Скорость чтения зависит от уровня сформированных способностей:
(а не от методики, по которой ребёнка учили читать)
1. Способность быстро и последовательно называть буквы в тексте в течение 1 мин.
2. Способность быстро и последовательно называть звуки в тексте в течение 1 мин.
3. Способность быстро "печатать" пишущим средством простые предложения.
4. Способность к разовому зрительному схватыванию обобщенной группы букв.
5. Способность к оперативной работе восприятия, внимания и памяти с обобщенными группами букв.
6. Способность к последовательному удержанию в зрительной памяти нескольких обобщенных групп букв.
7. Способность к последовательному удержанию в слуховой памяти нескольких обобщенных групп звуков.
8. Способность к последовательному и совмещённому удержанию в зрительно-слуховой памяти нескольких обобщенных групп букв-звуков.
9. Способность к комбинированию нескольких обобщенных групп букв в единый звуковой комплекс.
10. Пропускная способность интеллекта на обобщенные звуко-буквенные ряды во время считывания.
11. Способность использовать оперативную информацию из памяти при ускоренном чтении.
12. Способность быстро читать бессмысленный по содержанию текст.
13. Способность быстро читать доступный по содержанию текст.
14. Способность продемонстрировать освоенный способ при проверке.
15. Способность распределять единицы внимания при письме на обобщенные группы букв-звуков.
Виды деятельности детей, формирующие скорость чтения
1.Последовательное называние букв в тексте в течение 1 мин.
|
2.Последовательное называние звуков в тексте в течение 1 мин.
3.Печатание простых предложений.
4.Разовое считывание обобщенных буквенных знаков.
5.Быстрое считывание обобщенных буквенных знаков.
6.Последовательное удержание в зрительной памяти единиц внимания при чтении.
7.Последовательное удержание в слуховой памяти единиц внимания при
чтении.
8.Последовательное и совмещенное удержание в зрительно-слуховой памяти единиц внимания при чтении.
9.Комбинирование групп буквенных знаков в " осмысленные " единицы речи.
10.Быстрое называние специально подобранных слогов.
11.Использование оперативной информации из памяти во время ускоренного чтения.
12.Чтение бессмысленного по содержанию текста.
13.Чтение осмысленного по содержанию доступного текста.
14.Использование способа чтения в контрольных условиях.
15.Распределение внимания при письме.
Как увеличить скорость чтения?
Упражняться в чтении не связанных между собой слов, группируя их по схожести слоговой структуры:
· читать сначала слова, состоящие из трех букв - из закрытого слога (ЛУК, ЖУК, РАК, ЛОБ, ТОМ, НОС, БОК...),
· затем слова, состоящие из двух открытых слогов (ЛИПА, РЕКА, НОГИ, ЛОСИ, ЧАСЫ...),
· затем слова, состоящие из пяти букв (РЕЧКА, ПАРТА, ПОЛКА, ЛАМПА, ПЕЧКА, КОШКА...),
· далее слова из трех открытых слогов (ДОРОГА, МОРОЗЫ, ТЕЛЕГА, СОБАКА, ЛОПАТА, ПИРОГИ...).
При этом эффективно многократное прочтение одних и тех же слов, как бы по памяти. Если при выполнении этого упражнения каждый раз отмечать количество слов, прочитанных ребенком за определенный отрезок времени (одна минута, например), то каждое новое прочтение этой группы слов, обязательно будет увеличивать количественные показатели, при этом результат упражнения становится видимым. Укажите на этот положительный результат ребенку. Может быть, это станет началом понимания, что, если тренироваться в скорости чтения, успех обеспечен.
|
Попробуйте проанализировать, как вы читаете книги. Каждое ли слово вы прочитываете? Нет! Часто по смыслу контекста вы догадываетесь о следующем слове. Умеют ли это делать дети? Да, иногда дети стараются догадаться о последующем за читаемым в настоящее время словом, но не всегда это им удается. Взрослые обычно требуют в таком случае полного прочтения слов и запрещают ребенку додумывать слова. Но это менее целесообразный способ в обучении осмысленному чтению, чем специальные упражнения в отгадывании последующего слова. Попробуйте открывать читаемый ребенком текст по одному слову (закрывайте "лишнее" пространство, можно вырезать "окошко" для читаемого слова в большом листе бумаги), периодически предлагайте ребенку отгадать следующее слово. Такое упражнение приучит ребенка внимательнее вникать в контекст читаемого и снизит количество случаев ошибочного "додумывания" текста.
3
Так же как и при чтении групп слов, при чтении текста полезно многократно его прочитывать (установив заранее время чтения), отмечая каждый раз, на каком слове закончилось чтение, увеличивая каждый раз количество прочитанных слов. Еще Л. Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заранее заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит написанные буквы с живыми звуками, увеличивая, таким образом, скорость чтения. При этом ребенок будет получать удовольствие от своих видимых успехов в чтении, а значит, будет читать с желанием.
|
Обратите внимание и на чтение текстов, написанных разным шрифтом (по виду шрифта и по размеру). Нередко у ребенка затрудняется чтение при переходе на другой шрифт. Старайтесь упражняться в скорости чтения на разнообразных шрифтах.
Скорость чтения значительно могут снижать несколько факторов:
ü трудности произношения;
ü рассеянное внимание или повышенная утомляемость ребенка, в этом случае надо понять, что ребенок читать быстрее в настоящее время не сможет, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребенка;
ü нарушение зрения у ребенка - часто взрослые и не догадываются о такой возможности, проконсультируйтесь у окулиста, чтобы исключить этот фактор;
ü нежелание ребенка читать - тогда уже вам, взрослым, нужно задуматься, а все ли вы правильно делаете, занимаясь с ребенком?
Какова же оптимальная скорость чтения вслух?
Считается, что чтение со скоростью, приближенной к скорости разговорной речи (90-120 слов в минуту), наилучшим образом обеспечивает понимание прочитанного. Если скорость чтения повышена или понижена, понимание смысла ухудшается.
Итак, работая над скоростью чтения, помните:
ü темп увеличения скорости чтения и конечный результат тренировок зависит от индивидуальных особенностей ребенка;
ü трудности увеличения скорости чтения могут быть обусловлены и нарушением произношения, и нарушениями зрения, и незрелостью нервной системы, и неверно выбранными способами обучения;
ü чтобы ребенок хотел работать над скоростью чтения, результат должен быть "виден";
ü осмысленность чтения важнее скорости - если ребенок, увеличивая скорость чтения, теряет смысл прочитанного, прекратите упражнения и продолжайте работу над осмысленным чтением предложений и текстов.
Уважаемые взрослые!