Введение
Организационные формы управления проектам можно классифицировать лишь условно в зависимости от того, кто является руководителем проекта, а также распределения функций между участниками проекта (строительство, финансирование, лицензионные мероприятия, монтаж, наладка, запуск и эксплуатация оборудования и т.п.). В любой из вариантов применение системы управления проектами допускает создание специальной группы, которая становится самостоятельным участником проекта (или структурно входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в пределах реализации проекта. Такая группа создается на период реализации проекта и после его завершения распускается.
Организационная структура является наиболее важным механизмом управления проектом. Она дает возможность реализовывать всю совокупность функций, процессов и операций, необходимых для достижения поставленных перед проектом целей.
Организационные формы управления проектами
Планирование обеспечивает руководству и участникам проекта:
-понимание целей проекта;
-описание работ, которые должны быть выполнены;
-основу для получения и назначения ресурсов;
-основу для распределения работ между участниками проекта.
Иначе говоря, план проекта обеспечивает структуру для организации работ по проекту. В этом параграфе обсуждаются цели организации управления, показывается отображение трех уровней планирования и контроля (концептуальный, стратегический, оперативный) в соответствующие уровни организации.
Цели организации управления проектом включают:
-обеспечение взаимодействия;
|
-разделение ролей и ответственностей;
-определение ответственности за принятие решений;
-обеспечение эффективного распределения информации;
-обеспечение гибкости использования ресурсов.
-обеспечение взаимодействия
Для обеспечения эффективного взаимодействия необходимо:
-обеспечить взаимодействие между менеджером проекта и функциональным руководством;
-установить правила формального взаимодействия между участниками проекта.
Линейные менеджеры должны обеспечивать проект ресурсами в соответствии с его жизненным циклом таким образом, что менеджер проекта может быть уверен в доступности необходимых ресурсов. Ответственность ключевых исполнителей за выполнение задач проекта должна быть согласована на основе матрицы ответственности.
В рамках проекта взаимодействуют различные организации и отдельные исполнители:
-Внутренние и внешние пользователи результатов проекта;
-Внутренние и внешние поставщики ресурсов;
-Внутренние функциональные отделы, например, бухгалтерия и т.д.
Для обеспечения эффективного взаимодействия должно быть четко определено:
-Кто должен принимать то или иное решение.
-Кто выполняет ту или иную работу.
-Кто несет ответственность за те или иные управленческие функции.
-Кто получает ту или иную информацию.
Уровни ответственности и власти должны быть четко определены не только для постоянных членов проекта, но также и для исполнителей или организаций, поддерживающих проект на отдельных стадиях.
Принципы построения организационных структур управления проектами
|
Принципы построения организационных структур управления проектами Эффективность управления проектом. Во многом зависит от используемой организационной структуры. Под организационной структурой понимается совокупность элементов организации и связей между ними. Связи между должностями и структурными подразделениями могут быть либо вертикальные, по которым протекают административные процессы принятия решений, либо горизонтальные, по которым протекают процессы выполнения работ. При этом выделять горизонтальные и вертикальные связи и процессы можно лишь на низком уровне декомпозиции деятельности по проекту, а на среднем и высоком уровне деятельность по реализации проекта складывается из «диагональных» процессов и связей. Выбор и дальнейшее проектирование, анализ и создание организационной структуры является сложной, междисциплинарной, слабо структурируемой и формализуемой деятельностью. Общие принципы построения организационных структур управления проектами: соответствие организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта; соответствие организационной структуры содержанию проекта; соответствие организационной структуры требованиям внешнего окружения.