Патриотизм воин игра молодёжь




Введение

 

Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства. 3 февраля 2010года Правительство РФ издало распоряжение о «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года»

Актуальность: Страна, общество и армия возвращаются к ценностям, традициям, накопленным предшествующими поколениями российских граждан. В такой обстановке необходимо глубокое изучение и осмысление опыта использования отечественной истории в воспитании воинов. Это играет важную роль в восстановлении исторической памяти народа и справедливого отношения к прошлому Отечества.

Цель курсовой работы: исследование особенности воспитания патриотизма у современной молодёжи.

Объект исследования: Молодёжь призывного возраста

Предмет исследования: Особенности воспитания патриотизма юношей в возрасте от 18 до 23 лет

Задачи:

По главам содержания

. Рассмотреть патриотизм, как необходимую часть воспитания воина в РФ

. Изучить понятие и сущность патриотизма

. Определить уровень патриотического воспитания у современной молодёжи

 


I. Патриотизм как неотемлимая часть воспитания воина на Руси и в РФ

 

Воспитание воина на Руси через игру

 

Подготовка воина начиналась с детства, которое, надо заметить, В Древней Руси было гораздо короче cовpeмeннoгo. В пятнадцать-шестнадцать лет мужчина уже считался взрослым, женился и начинал самостоятельную жизнь. Юный землепашец мог обзавестись своим хозяйством, юный ремесленник - своей мастерской, боярский сын поступал в дружину, а юный князь получал первый свой город (небольшой, как правило, но все-таки).

До возраста совершеннолетия нужно было много успеть. Всем известно, что профессиональных спортсменов начинают готовить с самого раннего детства. Война - дело более серьезное. Поэтому в обществе, в котором каждый взрослый мужчина обязан был выходить на битву каждый год по нескольку раз против опаснейших противников - кочевников, литовцев, немцев, военная подготовка начиналась с самого раннего детства. В «Слове О полку Игореве» князь Всеволод Трубчевский, называемый в «Слове» Буй-Туром, говорит Игорю, характеризуя свою дружину, что ратному делу они были посвящены с самого раннего детства:

«А мои куряне сведомы кмети (бывалые воины...... Авт.): под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы».

Первым рубежом, который отмечал взросление мальчика и его переход из состояния младенца в состояние ребенка, наступал в два-три года. Этот возраст в княжеской среде был отмечен обычаем пострига.

Важность проводимого мероприятия подчеркивает стереотипная фраза о «радости» в городе, где проходит постриг. По мнению знаменитого этнографа и фольклориста Д.К. 3еленина, обычай пострига бытовал не только у князей, но и во всех социальных слоях, об этом косвенно свидетельствует существование его в XIX веке у орловских крестьян, которые через год после рождения мальчика совершали так называемые «застрижки». Иногда обряд пострига мог совпадать с другим, не менее важным обрядом - посажением на коня:

Можно предположить, что обычай посажения на коня мог быть распространен не только в роду Рюриковичей, но и во всей военной дружинной среде, поскольку тесная связь, существовавшая между вождем-князем и его боевыми товарищами, скорее всего распространялась и на бытовой уклад, включавший в себя обычный набор ритуалов взросления будущего воина. Сyгyбая важность символики восседания на коне юного князя видна из рассказа о походе княгини Ольги с сыном на древлян в 946 году.

Битва начинается с того, что сидящий на коне маленький Святослав «суну» в направлении вражеского войска копьем. Копье, брошенное слабой детской рукой, летит недалеко - пролетев сквозь конские уши, оно падает к ногам. Но даже этот не слишком удачный бросок был истолкован воеводами, которые, очевидно, и были настоящими руководителями битвы, как добрый знак и сигнал к началу сражения: «Князь оуже почалъ, потягнете, дружина, по князе!» При этом интересно, что среди неоднократных упоминаний о княжеских постригax сообщение о «посажении на коня» встречается только один раз.

Ритуальная стрижка волос и посажение на коня могли быть реликтами древнего обычая инициации, ко времени Киевской Руси уже утратившими первоначальный смысл. Если в среде европейского рыцарства стрижка и передача оружия стали символом достижения воином зрелого состояния (а значит, первоначальный смысл этого действа был сохранен в большей степени), то на Руси обряд стал знаменовать только начало становления воина. Он проводился как некий «аванс», как напоминание, что маленький князь все-таки тоже князь и воин. Этот обычай был очень важен, поскольку создавал у юного славянина соответствующий настрой и ценностную ориентацию. Ведь если настойчиво воспитывать сына музыкантом, шанс вырастить именно музыканта возрастает многократно, если воспитывать хоккеиста, почти наверняка вырастет хоккеист. Воинское искусство - не исключение. С раннего детства мальчишки привыкали к оружию. Среди археологических материалов часты находки детских деревянных мечей. Например, в Старой Ладоге найден деревянный меч длиной около 60 см и шириной рукояти около 5- 6 см, что соответствует ширине ладони ребенка в возрасте 6-10 лет.

Думается, широкое распространение меча, как детской игрушки, может служить косвенным доказательством распространенности и настоящих мечей среди широких масс свободных общинников в Древней Руси. Играя, мальчик набирался опыта владения оружием, который обязательно пригождался ему во взрослой жизни. Нужно обратить внимание читателя на принципиальную разницу игры с современным игрушечным пластмассовым автоматом и деревянным мечом. От первого пользы почти нет, пригодного в современном бою. Hавыка с ним не обретешь. С настоящим он схож лишь по форме, но не функционально. Деревянным же мечом можно биться как настоящим. Он необходим для безопасного обучения приемам, для развития физической силы (ведь клинок, сделанный из дуба, по весу сравним с настоящим - древесина не такая плотная, как металл, но деревянный меч гораздо толще стального) и ловкости. Помимо мечей в набор игрyшечного вооружения будущего воина входили деревянные копья, кинжалы, лук со стрелами и лошадка, сделанная из палки с концом в виде головы коня, во рту которого, отверстия для поводьев. Были также маленькие лошадки-каталки на колесиках, лодочки из коры или дерева и пр. Кроме игрушек, сделанных как уменьшенные копии «взрослых» предметов, были игрушки, предназначенные не для ролевых игр, а для развлечения, в котором, однако, развивались ловкость и координация движений. К таким относились волчки-кубари, которые полагалось вращать, поддерживая кнутиком, вертушки, разных размеров мячи, санки и пр. Дети знати с caмoгo раннего детства получали настоящее оружие.

Деревянные мечи служили для игры и тренировки, в обыденной жизни на боку князя с самого детства висел настоящий меч.

Юным князьям оружие вручалось в том возрасте, когда они едва начинали себя осознавать. А осознав, тут же приучались ощущать тяжесть настоящего оружия на поясе и обнажать eгo в случае необходимости. Создатель славяно-горицкой борьбы А.К. Белов пишет:

«В народной игре тогда я искал ответ на вопрос, тяготивший меня после нескольких экспедиций. Все отчетливее проявлялась идея отсутствия в отечественных традициях системности подготовки бойцов. Почему при почти поголовном вовлечении мужского населения (разумеется, низших социальных слоев) дореволюционной России в ту или иную форму народного состязания полностью отсутствует такое звено, как специальное обучение, то есть школа? Вероятно, особую, тренировочную роль в подготовке будущих борцов и мастеров кулачного схода играла детская забава - народная игра. Чтобы уклониться от летящего в вас «чингалища булатного», нужно все свое детство побегать от закатанных товарищами снежков да покачаться, стоя ногами на качелях, учась распределять движение от пяток до плеч, да поездить, не падая, с горы на ногах по ледяной дорожке, да побегать в валенках по льду, когда разъезжаются ноги, да набегаться в «салки пятнашки», уклоняясь от пытающегося тебя достать товарища, да... Впрочем, разве все перечислишь? Дворовая игра и спорт, по cyти, одно и то же. Технике же самого боя научиться дело несложное.

Особенно если состязания мастеров проходят с детства у тебя на глазах. А уж все ocтальное - практика».

Удивительно, как крепки в русском народе eгo традиции! Причем совсем не только в сфере боевого обучения, а в сфере обучения вообще. Нам доводилось уже писать об этом. Возможно, это главное отличие русской культуры от западноевропейской - отсyтствие специально организованных, институализированных, говоря по научному, школ, академий или университетов. Первый университет появился в России только в XVIII веке, но и до этого и книги писали, и города строили, и с врaгaми успешно воевали. Уровень грамотности на Руси в XI-XIII веках был заметно выше европейского. Да вот именно так, как это писано у Белова, - через игру, через практику и через учителя-наставника. Учитель-наставник -ключевая фигypа для древнерусской культуры. Только через учителя шло ее развитие. Отношения учителя и ученика были вторыми по важности после родства. Через ученическое участие в труде учителя постигалась премудрость. Древнерусское ученичество - явление особого рода. Чтобы стать зодчим, древнерусский человек не поступал в архитектурную академию, а становился учеником мастера-зодчегo, чтобы стать книжником мастера-книжника, кузнецом - кузнеца, кожевником - кожевника, гончаром - гончара, а воином - воина. Начинающий зодчий сразу включался в работу «на подхвате», перенимая у учителя знания и приемы прямо в ходе настоящего дела, книжник учился, ведя с учителем беседы, читая и комментируя Священное Писание, гончар месил глину, присматриваясь к тому, как учитель выводит на кpyгe горшки и миски, ученик кузнеца бил тяжелым молотом туда, куда маленьким молоточком укажет учитель. Воин, пройдя стадию детских игр в снежки, в догонялки, в ножички, пройдя стадию игровых поединков деревянными мечами, с самого начала включался в настоящие боевые операции. Благо случаи поучаствовать в настоящей войне предоставлялись каждый день: набеги кочевников или литовцев, междоусобные войны, судебные поединки. Необходимости в создании искусственных тренировочных ситуаций просто не возникало - полно было реальных. Здесь нужно заметить, что в современной войне, ведущейся с применением огнестрельного скорострельного оружия, оружия массового поражения, такой способ обучения может уже и не сработать. Пуля может настичь неподготовленного солдата в первом же бою, даже если опытные бойцы закроют eгo своими плечами. Что ни говори, средневековая война была все таки менее опасной. Во всяком случае, полную меру опасности неопытный воин получал не сразу, держась до времени в тени старших бойцов. Молодой, начинающий боец мог сойтись в поединке не с безвестным снайпером, а с таким же молодым и начинающим бойцом лицом к лицу. Молодой, видя, что перед ним опытный боец, имел возможность уклониться от столкновения, выбрать противника попроще. Воин, почувствовавший, что поединок клонится не в eгo пользу, мог отступить и, сохранив себе жизнь, в следующий раз поступить умнее. Понятно, что обучение настоящей практикой брало свою неизбежную дань жертвами, погибшими в первом бою. Но зато остальные, уцелевшие, а их было большинство, учились быстро и накрепко. Так, как ни в одной «школе» не выучат.

Тринадцатилетний князь Владимир Мономах (ребенок по нынешним временам) путешествует сквозь опасные, не вполне покоренные и благонадежные территории через земли своенравного славянского племени вятичей, управляет городом, заключает мир с поляками. Отец сразу бросает eгo в гyщy настоящей жизни, сразу подвергает опасностям, сразу поручает серьезные дела. Юного князя порой сопровождает боярин - Ставк. Точно так же когда-то с раннего детства проводил жизнь в походах eгo прапрадед Святослав. Впрочем, была одна сфера деятельности, которую в Древней Руси считали хорошей закалкой для бойца - это охота. Все тот же Владимир Мономах в своем «Поучении» с одинаковой гордостью (и вперемешку) вспоминает о своих боевых и охотничьих подвигах.

Сейчас мало кому придет в голову поставить войну и охоту на один уровень. Охота - развлечение, война - это серьезно. Но тyт опять же нужно вспомнить, что средневековый охотник находился совсем в других условиях. Сейчас зверь не может ответить человеку ничем равным по силе. У человека карабин, а у медведя, как и тысячу лет назад, все те же когти и зубы. Вот если бы медведь тоже отстреливался или человек выходил на него с одним лишь охотничьим копьем «poгaтиной», тогда понятно. Действительно, нешутейная тренировка.

Истоки патриотизма русских воинов

 

Исторические и географические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения русских людей к военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю.

Это воспитывало у русских воинов качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя. Дух патриотизма - универсальный нравственный идеал. Он лежит в основе всякой национальной военной системы, в противном случае она не имеет никакой ценности. Проявление патриотизма русского воина уникально, ибо имеет глубокие исторические и социальные корни.

Многовековая история нашего народа, его славные боевые традиции, рожденные в жестоких боях с многочисленными иноземными захватчиками, являются неиссякаемым источником формирования патриотических чувств, идей и действий для многих поколений россиян.

Яркое представление о патриотизме как источнике служения общенациональным интересам русского народа дает литературное произведение «Слово о полку Игореве». В нем все это было отражено в виде союзных отношений всех русских князей. Таким образом, уже в древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира, человечества и его истории, сочетавшееся с высоким патриотическим чувством.

Благодаря православной вере и патриотизму были одержаны многие победы русского оружия. Именно православный патриотизм и национальное единство во многом обусловили победу русских воинов на Куликовом поле в 1380 году. На борьбу с Мамаем князя Дмитрия Донского благословил преподобный Сергий Радонежский. Рязанский князь Олег, который должен был идти против Дмитрия Донского, узнав о благословении Сергия Радонежского, отказался от планов воевать против московских полков.

Положили начало возникновению этих славных традиций славянские племена, с оружием в руках отстаивающие свою свободу и независимость. «Племена славян и антов, - писал древнегреческий историк Маврикий Стратег, - сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе: их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению... Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище».

Эти качества были характерны и для древнерусского войска - княжеских дружин. Дружинники отличались хорошей организованностью, дисциплиной, мужеством и храбростью, духом высокого патриотизма. Стоять насмерть за брата и отца, за Отечество - являлось неписаным правилом для них.

Обязательным считались и соблюдение присяги, верность князю, его знамени. В Древней Руси стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до последнего человека.

Несгибаемую силу русского народа, его непреодолимое стремление к свободе и независимости продемонстрировали победы русского оружия над многочисленными кочевниками, рыцарями-крестоносцами, монголо-татарскими ордами.

На Руси упоминание о патриотизме как явлении общественной жизни встречается еще в военно-исторических документах и летописях IX-XII веков. Эта эпоха связана с зарождением государственности, поэтому патриотизм носил тогда своеобразный, подданический характер - с принятием православия выражался в верности святой православной Руси.

Патриотический идеал получил общенациональное значение. По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки российского патриотизма.

Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I, с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе.

Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готовность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, стала традицией русского воинства.

«Смутным временем» назвали русские люди период конца XVI - начала XVII вв. Перед Российским государством встал вопрос - быть ли русскому народу свободным или попасть под иноземное владычество. На борьбу с захватчиками поднялись все. Во главе земского ополчения стали избранные народом и облеченные его доверием Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Призывая русский люд в сплочение для борьбы с интервентами, князь Пожарский говорил: «Чтобы нам против врагов и разорителей веры христианских, польских и литовских людей, за Московское государство стояти всем единомысленно...». Преимущество ополченцев было в высоком воинском духе ратных людей. Они сражались за родную землю, за освобождение Российского государства, своей столицы. В присяге русских воинов было сказано: «Стояти под Москвою и страдати всем... и битись до смерти».

Могущество, достигнутое Россией к концу XVIII в., не было щедрым даром провидения.

Основным носителем патриотической идеи всегда была и остается Российская армия. Именно она сохранила в своей среде патриотические традиции, символы, ритуалы, сумела оградить сознание воинов от сомнительных политических идей.

Трудно выделить героев, когда вся страна в едином патриотическом порыве встала на защиту своей независимости. Героизм в годы Великой Отечественной войны был массовым. Целые воинские части, роты и батальоны покрывали себя неувядаемой славой. Патриотизм был одним из истоков массового героизма советских людей в трудные годы Великой Отечественной войны.

Когда наша Родина оказалась на краю гибели, советский воин достойно проявил свои лучшие качества верного сына Отчизны. Уже в первые дни Великой Отечественной войны начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер отмечал упорный характер боев с русскими. «Экипажи танков противника, - писал он в своем дневнике, - в большинстве случаев запираются в танках и предпочитают себя сжечь вместе с машинами»

Весь мир зимой 1943 г. следил за Сталинградским сражением. Наш солдат в неимоверно тяжелых боях выстоял, разгромил отборные части врага, перешел в наступление, окружил двадцать две дивизии, пленил их, похоронив тем самым миф о непобедимости германской армии и обозначив закат немецкого фашизма.

История Великой Отечественной войны знает целые подразделения воинов-героев. Именно благодаря патриотизму воины Красной армии сумели преодолеть тяжелейшие испытания и разгромить жестокого, сильного врага.

«Уже после войны, размышляя о величии нашей победы, о том, как советские люди победили мощнейшую армию того времени, Г.К. Жуков писал: «Обо что же споткнулись фашистские войска, сделав свой первый шаг на территории нашей страны? Что же, прежде всего, помешало им продвигаться вперед привычными темпами? Можно твердо сказать - главным образом массовый героизм наших войск, их ожесточенное сопротивление, упорство, величайший патриотизм армии и народа»[4].

Работа по воспитанию чувства патриотизма у русских воинов имела свои плоды. Героизм русских воинов общеизвестен, ему отдавали должное даже противники. Так, Фридрих II после Семилетней войны (1756-1763 гг.) вынужден был признать, «что ни один солдат в мире не сравнится с русским гренадером». А Наполеон о русском солдате так высказался: «Русский солдат создан для побед, умей только его водить. Если бы под мою команду дали русских солдат, я с моими маршалами давно бы завоевал Индию»[10].

Каковы же особенности российского патриотизма, и в чем они проявляются? Прежде всего, в искренней любви русских людей к родной природе, которая особенно проявляется у россиян, оказавшихся в силу различных причин за рубежом. Им трудно забыть обширные просторы России, ее поля, луга, леса и реки. А белая береза стала символом России и всегда ассоциируется с любовью к родным краям.

В способности к быстрой мобилизации всех своих физических и духовных сил в случае угрозы Отечеству. Россияне неоднократно доказывали, что в критические моменты для страны они готовы сделать все - переносить неслыханные жизненные тяготы, терпеть невзгоды, передавать на нужды страны личные сбережения и ценности, вступать добровольцами в народное ополчение и в армейский строй, лишь бы спасти от серьезной опасности свою страну, ее народ.

Патриотизм россиян интернационален. В многонациональной стране, где многие народы имеют относительную самостоятельность, в случае опасности все выступают единым фронтом против завоевателей, а в мирное время - против стихийных бедствий и природных катаклизмов. Об этом свидетельствуют исторический опыт нашей страны, проведение контртеррористической операции в Чечне в настоящее время и взаимопомощь различных регионов при решении народнохозяйственных задач. И среди награжденных за героизм, проявленный как в военное, так и в мирное время, можно встретить представителей самых разных народов.

Патриотизм россиян сочетается с их гордостью и достоинством. Это обусловлено авторитетом страны на международной арене, ее геополитическим положением, достижениями в науке, культуре, образовании и в военной области. Хотя Россия переживает сейчас далеко не лучшие времена, но ее потенциальные возможности, а главное настрой и высокая ответственность граждан за судьбы Родины позволят им преодолеть временные трудности и вывести страну на передовые рубежи мирового прогресса.

В наши дни, когда мы задались целью построить новое демократическое общество, были пересмотрены имевшиеся догмы и постулаты. В какой-то степени были задеты и корни российского патриотизма, уязвлены патриотические чувства миллионов россиян. Патриотизм необходим сегодня нашей стране для того, чтобы сохранить свое национальное достоинство и занять весомое положение в сообществе цивилизованных государств мира. Он должен быть державным, исторически преемственным, просвещенным и духовно наполненным.

Державность российского патриотизма отражает тот исторический факт, что почти половину тысячелетия Россия является великой державой - одним из тех государств, которые в силу величины и мощи несли и несут особую ответственность за поддержание стабильности в международных отношениях.

Историческая преемственность российского патриотизма означает общность исторической памяти, исторического сознания непрерывности исторического государства. Попытки предать забвению определенные периоды нашей истории просто бессмысленны, к тому же наносят большой ущерб воспитанию граждан России.

Таким образом, традиции русского воинства формировались с самого начала создания вооруженных отрядов, призванных защищать родную землю от иноземных захватчиков. Исторический опыт свидетельствует, что патриотизм является мощной духовной силой, позволяющей России и её защитникам на крутых поворотах истории мобилизовать свои ресурсы и добиваться значительных успехов в возрождении страны и армии.


1.3 Правовые основы патриотического воспитания военнослужащих

 

Патриотическое воспитание военнослужащих должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности. Поэтому одной из главных задач государственного и военного управления необходимо полагать создание законодательной основы определения социально-правового статуса патриотического воспитания как одного из важнейших направлений социально значимой деятельности государства по формированию патриотизма. Это направление включает в себя:

· определение роли, места, социально-правового статуса, задач, функций каждого органа, организации, ведомства как составных элементов единой системы формирования патриотизма с учетом их специфики, а также изменений, происшедших в стране за прошедшие годы и происходящих в настоящее время;

· создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания;

· разработка нормативно-правового механизма взаимодействия субъектов формирования патриотизма в общей системе этой деятельности и др.

Государственно-патриотическое воспитание в Вооруженных Силах Российской Федерации организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются:

В настоящее время объективные условия складываются таким образом, что над многими духовными ценностями, составляющими основу жизнедеятельности общества, армии и флота, нависла реальная угроза их утраты. Это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться уровень интеллектуального и культурного развития россиян, а с другой - расширился круг нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир. Как известно, во все времена ослабление внимания к сохранению духовных ценностей, утрата интереса к духовным проблемам всегда приводили к деградации нации.

Современный переходный период развития российского общества требует дальнейшего глубокого и критического осмысления основных направлений совершенствования отечественной духовности, этапов ее развития, воссоздания эффективно функционирующей духовно-нравственной общественной атмосферы, где нет места невежеству, насилию и стяжательству. Нельзя забывать, что подлинная демократия основывается на духовности, сознательности, осмыслении происходящих процессов.

Исторический опыт нашей страны свидетельствует, что во все времена одной из важнейших задач органов государственной власти было воспитание чувства патриотизма, преданности Отечеству и самоотверженного выполнения долга.

Формирование и развитие у военнослужащих патриотизма и верности воинскому долгу - основная задача воспитательной работы. Патриотизм является духовно-нравственной основой личности, которая характеризует высший уровень ее развития и проявляется в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Именно поэтому патриотическое воспитание военнослужащих является одним из способов решения проблемы духовно-нравственной безопасности России.

 

Пути формирования у военнослужащих патриотизма, преданности Отечеству и верности воинскому долгу

 

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

В более широком понимании патриотизм представляет собой существенную часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении своего государства, народа, истории, окружающего мира.

Патриотизм является ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа.

Чувство патриотизма не является врожденным. Оно зарождается во время воспитания в семье, школе, на производстве, в армии, в обществе, что определяет его характер и глубину.

Патриотическое воспитание военнослужащих - это систематическая и целенаправленная деятельность органов военного управления, должностных лиц по формированию у военнослужащих высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению воинского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Чувство патриотизма формируется, прежде всего, под влиянием объективных условий социально-экономической и духовной жизни общества. А поскольку сущность общества меняется, характер, природа патриотизма находятся также в постоянном развитии. Следовательно, как не существует абстрактных отечеств, так невозможен и абстрактный патриотизм. Любовь можно питать к конкретной Родине, к конкретному Отечеству. И об этом должны всегда помнить армейские воспитатели.

Использование плановых занятий, особенно по общественно-государственной подготовке

· Изучение отечественной военной истории

· Проведение воинских ритуалов

· Разъяснение требований уставов и приказов министра обороны

Российской Федерации

На формирование патриотических чувств у российских воинов большое влияние оказывают служба в Вооруженных Силах, тот внутренний войсковой порядок и боевая учеба, которые организуются командирами в каждой части. Значительную роль в формировании патриотизма у личного состава играет целенаправленная воспитательная работа офицеров и прапорщиков.

В современных условиях значение умелой организации патриотического воспитания военнослужащих возрастает. Это обусловлено сложностью решаемых задач в ходе придания Вооруженным Силам нового облика, нерешенностью многих материально-технических и социально-бытовых проблем в некоторых воинских частях, необходимостью повышения эффективности работы всех звеньев воинского организма, более ответственного выполнения воинского долга каждым военнослужащим и другими факторами.

Основу работы по воспитанию воинов-патриотов составляют формирование у них патриотического сознания, разъяснение положений военной присяги, воинских уставов, а также требований приказов министра обороны по вопросам боевой учебы, выполнения служебных обязанностей. Важно, чтобы каждый военнослужащий глубоко осознал, что реальным выражением его патриотических устремлений являются отличная боевая выучка и сознательная дисциплинированность.

В этих целях широко используются плановые занятия в системе боевой учебы, особенно по общественно-государственной подготовке, культурно-досуговые мероприятия и другие формы массовой работы.

Широкие возможности для воспитания патриотизма у военнослужащих представляют занятия, лекции и беседы, тематические вечера и викторины по отечественной военной истории. Все это позволяет офицерам, прапорщикам, всему личному составу широко ознакомиться с военно-историческими событиями нашего Отечества, глубоко и основательно изучить боевые традиции Российских Вооруженных Сил. Яркие примеры героизма наших предков не оставляют равнодушными воинов, вызывают у них потребность подражать подвигам в боевых условиях, совершать мужественные поступки. В некоторых частях подобные занятия проводятся в комнатах и музеях боевой славы, в местных краеведческих музеях.

Огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на воинов оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие военной присяги, вынос боевого знамени, принятие в воинский строй молодого пополнения и проводы воинов в запас. Вручение боевого оружия и передача военной техники новичкам оставляют заметный след в душах воинов, формируют у них чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к прославленным частям.

«Важное значение в патриотическом воспитании воинов имеет изучение лучших произведений литературы и искусства народов России, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест.» [7]

К основным путям формирования патриотизма и верности воинскому долгу у личного состава в современных условиях относятся:

· воспитание историей;

· воспитание на воинских традициях и ритуалах;

· воспитание на ценностях морали и нравственности.

Воспитание историей - это сохранение и приумножение героического прошлого и настоящего нашего народа и его Вооруженных Сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю с ее героическим прошлым, тем точнее осмыслишь настоящее и осознаешь свое место в нем. К этой группе относят формы учебно-воспитательной работы, применяемые в ходе проведения учебно-боевых занятий.

Воспитание на воинских традициях и ритуалах. В некоторых частях хорошо организована пропаганда боевых традиций, в частности, регулярно проводятся уроки мужества. Они посвящаются героическим подвигам однополчан, знаменательным событиям части, рода войск. В местах боевых сражений многие воины участвуют в Вахтах памяти, в проведении поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений и обелисков.

Воинские традиции являются частью национально-государственных.

Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.

К боевым традициям Российской армии относятся: мужество и массовый героизм; верность Присяге; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение к командиру и защита его в бою; гуманное отношение к поверженному врагу, пленным и др.

Воспитание на ценностях морали и нравственности. К этой группе форм патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения у воинов относятся формы, связанные с участием военнослужащих в создании музеев и комнат боевой славы, уходе и сбережении мемориальных памятников, монументов на местах знаменательных событий и битв, приведением в порядок воинских захоронений и другие.

Воспитание патриотизма военнослужащих на ценностях морали и нравственности предусматривает следующие положения:

· никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

· гуманистическое отношение к человеку любой национальности, уважение его национальных особенностей, традиций, ценностей культуры;

· терпимое, тактичное отношение к межнациональным различиям, расхождениям в интересах, взглядах, суждениях;

· категорическое неприятие национальной несправедливости, дискриминации, угнетения.

Рекомендации:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: