Отчёт по педагогической практике
Исполнитель: студент ФИЯ
…
Место прохождения практики:
…
с углубленным изучением
отдельных предметов
Руководитель: доцент каф.психологии и
педагогики Бусыгина Т.А.
Оценка___________________
Самара 2017
Психолого-педагогическая характеристика 5 класса
I. Общие сведения о классе
В 9 классе МБОУ СОШ №67 26 учащихся, из них 12 мальчиков и 14 девочек.Класс общеобразовательный.
Параметры диагностики | Значение |
Всего учащихся | |
Мальчики | |
Девочки | |
Жилищно-бытовые условия | |
Благоустроенная квартира | |
Собственный дом | |
Коммунальная квартира, общежитие | |
Арендуемое жилье | |
Категория семьи | |
Полная | |
Неполная | |
Многодетная | |
Малообеспеченная | |
Неблагополучная | |
Образование родителей | |
(мать\отец) | |
Высшее | 44-48% |
Средне-специальное | 46-32% |
Среднее | 8-17% |
Неполное среднее | 2-3% |
Морально-психологическая | |
обстановка в семье | |
Благоприятная | |
Неблагоприятная | |
Состояние здоровья учащихся | |
I группа | |
11 группа | |
III группа | |
IV группа |
В целом класс оставляет благоприятное впечатление. Родители активно участвуют в делах класса и школы. Обеспокоенность родителей в период адаптации при переходе детей из начальной в основную школу активизировала их связь с классным руководителем и учителями- предметниками. Родители контролируют успеваемость и дисциплину своих детей, активно посещают родительские собрания. Большую поддержку классному руководителю оказывают инициативные творческие группы родителей (организация праздников, экскурсий; спонсорская помощь; транспортные услуги, ремонт и оборудование класса и др.).
|
II. Учебная мотивация
В классе с учащимися было организовано изучение уровня учебной мотивации
Высокий уровень развития, как видим из диаграммы, имеют 8 человек (31% девятиклассников). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 12 учащихся (46%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня (5 человек, что составляет 19%), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
|
Низкая школьная мотивация была выявлена у 1 ребят (4% девятиклассников). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал. Дети с низким уровнем по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Таким образом, 2\3 учащихся имеют внутреннюю мотивацию учения, проявляют увлеченное, заинтересованное отношение к предметам. Любимые предметы: литература, хореография, география, физическая культура. Отношение к требованиям учителей у большинства класса активно положительное. Дети ответственно и добросовестно относятся к выполнению своих учебных обязанностей. На уроках ученики активны, владеют навыками самостоятельного умственного труда, домашние задания выполняются
систематически и в полном объеме. Ответственность и добросовестность в учебе отражается на уровне обученности (100%) и качестве знаний в классе (42%): хорошистов и отличников - 10. С другой стороны необходимо обратить самое пристальное внимание на учащихся с низкой учебной мотивацией.
III. Познавательная сфера школьников
Учащиеся 9 класса обладают устойчивым вниманием. Легко переключают своё внимание. Внимание более устойчиво на таких предметах как математика, физика и география. На таких уроках как история, музыка, изобразительное искусство внимание у учащихся не устойчиво. У одной половины класса преобладает слуховая память, у другой зрительная. Особенно это заметно на уроках русского языка. У школьников очень хорошо развита эрудиция. Многие дети очень любят читать. Анализ библиотечных формуляров говорит о широком кругозоре и разносторонних интересах пятиклассников. Ребята умеют грамотно выражать свои мысли, грубых ошибок в речи не наблюдается. Наиболее яркая степень выраженности у учеников, которые занимаются творчеством. Дети занимаются в таких кружках как ДШИ, «Отчизна», НМУ ФОК, «Рапа» и др.
|
IV. Особенности личности школьников
Типы темпераментов
По психотипу в классе преобладают сангвиники, не смотря на это эмоциональные проявления зачастую сильно выражены, часто возникают конфликтные эмоциональные состояния. Дети очень бурно радуются успехам, победам; также активно реагируют на неудачи. Замечено, что дети флегматичного и меланхоличного темперамента поддаются общему эмоциональному настроению, вступают в споры и ссоры.
• Определение тревожности
Уровень тревожности в классе по результатам экспресс-диагностики в основном средний. Дети достаточно безболезненно адаптируются к условиям жизни и учебы в основной школе. Необходимо выяснить причину высокой тревожности у группы учащихся, принять меры по ее снижению.
V. Межличностные отношения
• Определение социально - психологического климата
Половина учащихся определяют социально-психологический климат в коллективе как благоприятный, который способствует полному раскрытию возможностей каждого из его членов, формированию позитивного лидерства, соблюдению общепринятых норм взаимоотношений. У 30% учащихся в коллективе возникают проблемы формирования
позитивного лидерства; они испытывают сложности в адаптации к коллективной жизнедеятельности.
Класс достаточно большой, внутри него образовались микрогруппы по интересам, которые общаются не только в школьное время, но и после уроков. По стилю общения преобладает сотрудничество. Во взаимоотношениях дети демонстрируют внимательность, чуткость, коллективизм. Однако, иногда проявляется излишняя эмоциональность, эгоизм, жестокость и даже агрессивность. Отношение детей к мнению коллектива серьезное, доброжелательное. Но конфликты у некоторых учащихся возникают часто именно по причине несогласия с мнением других.
VI. Общение школьников со взрослыми
Девятиклассники с каждым из педагогов выстраиваются свои, особенные отношения. Что касается отношений с классным руководителем, то дети уважают и слушают Татьяну Ивановну, активно идут на общение, посещают классные часы, с удовольствием участвуют в общешкольных конкурсах и мероприятиях. Родители остаются для детей беспрекословным авторитетом, дети отзываются о них уважительно, приглашают на свои классные мероприятия.
VII. Трудовая деятельность.
Учащиеся активно занимаются общественно-полезным трудом, участвуют в субботниках на прикрепленной школьной территории, занимаются благоустройством, работают на пришкольном учебно-опытном участке. Дети имеют сформированные трудовые навыки, поэтому часто берут на себя роль инициаторов и организаторов. Ребята добросовестно относятся к своей работе. При выполнении трудовых действий проявляют трудолюбие. У ребят привито бережное отношение к труду, понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели.
VIII. Формы досуга, увлечения
Ребята активны и во внеурочное время. Регулярно посещают кружки и различного рода секции.
IX. Выводы. Рекомендации
Необходимо отметить, что класс в целом сплочен, дружен, ориентирован на честность в контактах и общении, в основном преобладают коммуникативные и нравственные качества личности. Положительным моментом является и то, что класс имеет свои традиции («чаепития», походы в кино, экскурсии), что способствует более тесному взаимодействию членов классного коллектива, более полной интеграции класса в единое целое. Положительными являются и оценка 50% учеников психологического климата в классе как благоприятный (например то, что всем нравится собираться вместе; то, что все друг другу помогают). Позитивной стороной является внутренняя мотивация и положительное отношение ребят к учёбе и довольно хорошая общая успеваемость в классе. Не все дети чувствуют свою причастность к жизни класса. В его структуре выделяются микрогруппы по 2-4 человека, которые взаимодействуют, в основном, лишь друг с другом.
Рекомендации по развитию коллектива 9 класса:
а) классному руководителю
Необходимо комплексное и тщательное изучение коллектива класса, не стоит полагаться лишь на результаты наблюдений за жизнью класса, так как не все стороны в развитии коллектива можно заметить, используя лишь один этот метод исследования класса. Нужно использовать и такие научно обоснованные методы как тестирование, социометрия и пр., тогда не будет наблюдаться больших расхождений в оценке психологического климата учителем и учениками. Важно обратить внимание на взаимоотношения в классе, постараться интегрировать «отверженных» (аутсайдеров) в классный коллектив, используя при этом авторитет лидеров класса. Необходимо чаще поручать совместные дела лидерам и аутсайдерам одновременно, при этом наблюдать за их работой и взаимодействием. Это будет способствовать развитию сплочённости коллектива и вливанию бывших отверженными учеников в единое пространство коллектива класса. Классному руководителю необходимо способствовать развитию творческой личности учащихся на основе формирования творческих устремлений в индивидуальной и совместной деятельности;
б) членам актива:
Необходимо стремиться к тому, чтобы как можно больше одноклассников было включено в совместную деятельность, потому что именно совместные обязанности, совместное преодоление каких-либо трудностей делает класс дружнее. Следует руководить жизнью класса, а не самим выполнять все важные дела коллектива: нужно распределять обязанности и поручения между всеми членами класса. При этом неважно мелкое это будет поручение или большое - главное в том, чтобы каждый одноклассник, выполняя порученное ему дело, почувствовал себя частью дружного коллектива. Именно умение включить всех членов коллектива в общее дело и определяют качество успешного руководителя.
Протокол исследования