Дидактическое обеспечение, оборудование (материалы): источник тока, вольтметр, миллиамперметр, провода.
Вывод расчётных формул
Согласно закону Ома для полной цепи ЭДС ε источника тока, его внутреннее сопротивление r, сила тока I в цепи и сопротивление R внешнего участка цепи связаны соотношением ε = IR + Ir. С учётом того, что напряжение на внешнем участке цепи U = IR, получим ε = U + Ir. Если выполнить непосредственные измерения силы тока I1 и I2 и напряжения U1 и U2 при двух различных значениях сопротивления внешнего участка цепи, то получим систему, состоящую из двух уравнений:
ε = U1 + I1r
ε = U2 + I2r
Отсюда выразим r.
Ход работы
№ | U, В | I, А | r, Ом | <r>, Ом | ε, В | < ε >, В |
1. Установите движком на источнике тока выбранное напряжение.
2. Соберите электрическую цепь согласно следующей схеме:
Проверьте правильность соединения проводников. Проверьте работу цепи при разомкнутом и замкнутом выключателе.
3. Обдумайте, каким образом в данной цепи с помощью вольтметра можно измерить ЭДС источника тока, и приведите цепь в соответствующее состояние.
4. Занесите результаты измерения ЭДС источника тока ε с вольтметра в таблицу.
5. Приведите цепь в нормальное состояние для измерения внутреннего сопротивления r пр.
6. Выберите положение движка реостата для получения наибольшей точности измерения внутреннего сопротивления.
7. Снять показания амперметра I пр.
8. Снять показания вольтметра U пр.
9. Введите в таблицу значения:
По данным таблицы рассчитайте внутреннее сопротивление источника тока, используя формулу:
r = , где ε – ЭДС источника тока
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вычислите относительную погрешность измерения внутреннего сопротивления источника тока:
ε=
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопросы:
1.Объясните, почему для изготовления нагревательных элементов применяют проводники с большим удельным сопротивлением, а для проводящих проводников - с малым.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определениеЭДС источника тока
________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 5
«Изучение колебаний груза на нити»
Цель: изучение зависимости характеристик математического маятника от амплитуды колебаний, массы груза, длины нити.
Дидактическое обеспечение, оборудование (материалы):: два математических маятника с подвесами (шариками различной массы), штатив с зажимом, линейка, секундомер, весы, разновес.
Ход работы
1. Найдите массу шарика первого маятника путем взвешивания: m1=____г =________кг.
2. Измерьте длину маятника (от точки подвеса до центра шарика). Длина должна быть не менее 1м. l 1=____см =____м.
3. Изучите зависимость периода колебаний маятника от амплитуды его колебаний
4. По результатам измерений и вычислений сделайте вывод, зависит ли период малых колебаний маятника от амплитуды его колебаний.
Выводы: _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 1.
№ | l1, м | m1, кг | N | ![]() | ![]() | T, c | Tсредн, c |
5. Найдите массу шарика второго маятника путем взвешивания: m2=…г =…кг.
Таблица 2.
№ | l1, м | m2, кг | N | ![]() | ![]() | T, c | Tсредн, c |
6. Сравните полученное значение периода колебаний с полученным в таблице 1. По результатам измерений и вычислений сделайте вывод, зависит ли период малых колебаний маятника от массы шарика.
Выводы: _________________________________________________________
7. Измените длину маятника: сначала l2 =75см и затем l3 =50см. Повторите измерение периода колебаний, оставив неизменными массу m2 шарика и амплитуду его колебаний.
Таблица 3.
№ | l, м | m2, кг | N | ![]() | ![]() | T, c | Tсредн, c |
8. По результатам измерений и вычислений сделайте вывод, зависит ли период колебаний маятника от его длины.
Выводы: _________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1) Какую длину имеет математический маятник, период колебаний которого π
секунд?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Как изменится период колебаний маятника, если массу шарика уменьшить в 3 раза, а длину нити маятника увеличить в 3 раза?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Суперзадание. Изготовьте математический маятник длиной 1 м. Экспериментально определите период его колебаний. Результат проанализируйте и сделайте вывод.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 6
«Изучение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»
Цель: измерение ускорения свободного падения с использованием формулы Гюйгенса для расчета периода колебаний математического маятника.
Оборудование: математический маятник, штатив с зажимом, линейка, секундомер.
Ход работы
1. Измерьте длину маятника (от точки подвеса до центра шарика). Длина должна быть не менее 1м. l =____см =____м.
2. Отклоните маятник на 5-10см и отпустите его.
3. Измерьте не 5 раз время 50 полных колебаний маятника.
№ | ![]() | ![]() | ![]() | N | g, м/с2 | ![]() |
– | – | – | ||||
– | ||||||
– | ||||||
– | ||||||
– | ||||||
среднее |
Таблица 1.
|
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Вычислите среднее значение ускорения свободного падения:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|




____________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Контрольные вопросы:
1. Одинаково ли ускорение свободного падения на полюсе Земли и на ее экваторе? Ответ обоснуйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Можно ли измерить ускорение свободного падения с помощью математического маятника в условиях невесомости? Ответ обоснуйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 7
«Измерение жесткости пружины на основе закономерностей колебаний пружинного маятника»
Цель: измерение жесткости пружины с помощью груза.
Дидактическое обеспечение, оборудование (материалы):: набор грузов, пружина, штатив, линейка, секундомер, весы, разновес.
Ход работы
1. Определите массу груза с помощью весов.
2. Отклоните груз на пружине вниз приблизительно на 2 см и отпустите его.
3. Измерьте не менее пяти раз время 20-ти полных колебаний.
4. Вычислите период колебаний T.
№ | m, кг | N | ![]() | T, с | ![]() |
средн. |
Таблица 1.
5. Выведите формулу для нахождения жесткости пружины через формулу периода колебаний пружинного маятника:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Вычислите среднюю жесткость пружины :
Выводы:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. По какому закону происходят колебания тела, подвешенного на пружине?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Зависит ли частота колебаний пружинного маятника от амплитуды колебаний?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Каким бы был результат выполнения данной работы в условиях невесомости?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Суперзадание.
Как изменится период колебания груза на пружине, если две пружины соединить параллельно? Последовательно? Ответ обоснуйте теоретически и проверьте экспериментально.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 8
«Измерение длины световой волны с помощью дифракционной
решетки»
Цель: измерение периода дифракционной решетки при помощи лазера, измерение длины световой волны для красной и фиолетовой границ спектра при помощи дифракционной решетки.
Дидактическое обеспечение, оборудование (материалы): набор дифракционных решеток с различным периодом; лазер с известной длиной волны; лампочка; источник тока; экран с миллиметровыми делениями, собирающая линза, линейка.
Вывод расчетных формул:
где –длина волны излучения;
–период дифракционной решетки;
–порядок дифракционного максимума (
).
При малом значении угла , т.е. при первом максимуме (m=1),
. Тогда:
где – расстояние от нулевого до первого дифракционного максимума;
– расстояние от дифракционной решетки до экрана.
Период дифракционной решетки можно выразить через количество штрихов N на 1 мм длины:
Ход работы
Цвет света (Красный) | l,м | L,м | ![]() | λ,м | ε |
Среднее значение |
Цвет света (фиолетовый) | l,м | L,м | ![]() | λ,м | ε |
Среднее значение |
1. Направьте свет от лазера с длиной волны 655нм на первую дифракционную решетку. Примечание: в оправе на одном стекле находятся сразу четыре дифракционных решетки с различными периодами.
2. Установите экран на расстоянии 15-45 см от дифракционной решетки. Измерьте L(мм) линейкой. ____________________
3. Откорректируйте положение экрана так, чтобы центральный максимум находился по центру экрана со шкалой.
4. Измерьте расстояние (мм) от центрального максимума до первого максимума._________ Примечание: Чтобы не ошибиться измерьте это расстояние как справа, так и слева от центрального максимума (оно должно быть одинаковым).
5. Рассчитайте период дифракционной решетки №1 по формуле (3).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Вычислите длину волны , соответствующую красной границе воспринимаемого глазом спектра. Используйте формулу (4).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Вычислите длину волны для фиолетового края спектра. Используйте формулу (4).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. В каком порядке следуют цвета в дифракционном спектре от центрального максимума?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как зависит ширина дифракционного спектра от количества штрихов на 1мм длины (от периода дифракционной решетки)?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Суперзадание: Как изменится характер дифракционного спектра, если использовать решетку с периодом, в два раза большим, чем в вашем опыте? В два раза меньшим?
Лабораторная работа № 9
Измерение показателя преломления света