Время выполнения- 1 час
- Дидактическое и методическое обеспечение: стеклянная плоскопараллельная пластина, имеющая форму трапеции,
- металлический экран с щелью,
- лампочка,
- линейка.
Ход работы
1. Для проведения эксперимента выберите одну из стеклянных пластин.
2. Выберите угол падения светового пучка α. _______________
3. Поместите пластину так, что бы она преломляла световой пучок. грани
4. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из нее световых пучков отметьте по паре точек.
5. Верните пластину на место.
6. Построим окружность с центром в точке B.
7. Получим прямоугольные треугольники ABE и CBD.
8. Измерьте с помощью линейки длину отрезка АЕ. результаты измерения в таблицу.
9. Измерьте с помощью линейки длину отрезка DC. результаты измерения в таблицу.
10. В обоих случаях инструментальную погрешность можно считать равной 1 мм. Погрешность отсчета надо взять также равной 1 мм.
Введите в таблицу значения:
- Δ AE - максимальная абсолютная погрешность измерения отрезка АЕ,
- Δ DC - максимальная абсолютная погрешность измерения отрезка DC
15. Показатель преломления стекла относительно воздуха определяется по формуле:
или: п=
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерения показателя преломления.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Поясните, как связан показатель преломления вещества со скоростью распространения света в нем ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Укажите от каких параметров зависят показатель преломления вещества.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сформулируйте закон преломления света.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод по работе:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Суперзадание. Попробуйте, используя стеклянную пластинку, наблюдать явление полного отражения. Зарисуйте схему для наблюдения данного явления._______________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 10
«Изучение тонкой собирающей линзы»
Цель: определить фокусные расстояния и оптические силы линз.
Дидактическое и методическое обеспечение:
лабораторный комплект по оптике, линейка измерительная, источник тока, электрическая лампа, ключ, соединительные провода, экран.
Ход работы.
Для определения фокусного расстояния собирающей линзы установите на столе источник света, вставьте в его окно рамку с отверстием в виде стрелки. При включении источника света в сеть стрелка в окне прибора должна светиться.
1) Поставьте между окном источника света и экраном собирающую линзу. Перемещая линзу и экран, найдите такое их положение относительно окна в источнике света, при котором на экране получается четкое изображение стрелки.
2) Измерьте расстояние от окна прибора до линзы и от линзы до экрана. Вычислите фокусное расстояние линзы.
3) Измените расстояние от линзы до источника света. Передвигая экран получите резкое изображение стрелки на экране. Измерьте расстояние от линзы до экрана и от линзы до источника света. Вычислите фокусное расстояние линзы. F =
______________________________________________________________________
Таблица 7.1
№ опыта | d, м | ∆ d, м | f, м | ∆ f, м | F, м | D, м | ε |
Среднее значение |
4) Поверните линзу к окну и получите на экране изображение далеких предметов за окном. Измерьте расстояние от линзы до экрана и сравните его с полученными ранее значениями фокусного расстояния линзы.
5) Вычислите оптическую силу линзы:
D =
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Определите относительную погрешность измерений:
ε =
Вычислите абсолютную погрешность измерений:
ΔF = εF
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите значение фокусного расстояния линзы в виде:
F = (F + Δ) F, м
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. В каком случае линзу можно считать тонкой? Ответ обоснуйте.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как отличить собирающую линзу от рассеивающей?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запишите правило знаков для формулы тонкой линзы ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод по работе:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Суперзадание: Каким образом определялось расстояние до мнимого изображения при выполнении задания?