Предметная область ПО.О3. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ




ПО.О3.УП.01.

ПЛЕНЭР

Третий год обучения

Тема 1. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа. Интересное композиционное решение. Использование различных приемов работы акварелью и карандашом. Тропинки, аллеи, крутые склоны, деревья, кустарники. Материал. Карандаш, акварель, фломастер.

Самостоятельная работа. Просмотр учебной литературы и учебных работ из методического фонда.

Тема 2. Кратковременные этюды и зарисовки пейзажа на большие отношения. Целостность восприятия натуры и цельность ее изображения. Изучение характера освещения. Этюды и зарисовки на различные состояния с разными композиционными задачами. Материал. Карандаш, акварель, соус.

Самостоятельная работа. Просмотр учебной литературы и учебных работ из методического фонда.

Тема 3. Архитектурные мотивы. Передача пропорций архитектурных частей здания. Деталировка отдельных фрагментов. Выявление характерных тоновых и цветовых контрастов. Рисунок и этюд фрагментов храма (колокольни, барабанов с луковицами, оконных проемов с решетками и т.д.) Материал. Карандаш, акварель, гелевая ручка.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки ближайших архитектурных сооружений.

Тема 4. Натюрморт на пленэре. Совершенствование навыков работы с акварелью в условиях пленэрного освещения. Разнообразие рефлексов. Умение находить гармоничные цветовые и тоновые отношения. Зарисовки и этюды букета цветов в вазе на солнце и в тени. Материал. Карандаш, акварель, фломастер.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки различных цветов.

Тема 5. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека. Совершенствование навыков передачи характера движений и поз домашних и диких животных. Пластика фигуры человека. Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, тушь.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки своих близких и знакомых.

Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства. Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Развитие навыков работы с различными материалами. Рисунок лодок, катеров в различных ракурсах. Этюды мостков на реке, причалов для лодок. Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.

Самостоятельная работа. Этюды и наброски транспорта

Тема 7. Световоздушная перспектива. Передача плановости в пейзаже. Цельность восприятия. Выделение композиционного центра. Этюд и зарисовка холмистого или разнопланового пейзажа с постройками Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки характерных пейзажей по памяти.

 

Четвертый год обучения

Тема 1. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа. Самостоятельный подход к выбору интересного сюжета. Использование подходящих технических возможностей для создания определенного образа. Кустарники и заросли на берегу реки. Крупные сучья деревьев с частью ствола. Различные постройки. Материал. Карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель, соус.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки группы деревьев в городском парке.

Тема 2. Этюды и зарисовки пейзажей. Решение композиционного центра. Грамотное построение пространства. Плановость. Закрепление навыков работы различными художественными материалами. Пейзаж городских окраин. Материал. Карандаш, акварель, тушь, соус.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки панорамных пейзажей.

Тема 3. Архитектурные мотивы. Выявление эстетических качеств архитектурного мотива. Образное решение здания. Грамотная последовательность в работе. Зарисовки и этюды пейзажных мотивов с храмом или другим крупным сооружением. Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелевая ручка

Самостоятельная работа. Этюды и наброски церквей.

Тема 4. Натюрморт на пленэре. Передача цветовых и тональных отношений. Образное решение натюрморта. Передача материальности и фактуры предметов. Рисунок натюрморта из предметов дачного быта. Этюд натюрморта из подобных предметов. Материал. Карандаш, акварель, гелевая ручка, уголь, сангина.

Самостоятельная работа. Тематический натюрморт по представлению.

Тема 5. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека. Связь со станковой композицией. Поиск живописно-пластического решения. Закрепление технических приемов работы с различными материалами. Этюды сюжетов в зоопарке, в городском саду, на рынке. Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, тушь.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки своих друзей или автопортрет.

Тема 6. Линейная перспектива. Творческий подход в выборе приемов и средств композиции. Выразительность линейного рисунка. Цельность колористического решения. Подробная детализация переднего плана. Этюды и зарисовки натюрморта в пейзаже. Натюрморт походного быта. Материал. Карандаш, акварель, соус, гелевая ручка.

Самостоятельная работа. Посещение музеев.

Тема 7. Световоздушная перспектива. Плановость в пейзаже. Изменение цвета в зависимости от расстояния. Совершенствование методов работы с акварелью и другими материалами. Зарисовка и этюды озера, реки или иного водоема со стеной леса или с городскими постройками на дальнем берегу. Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.

Самостоятельная работа. Наброски и зарисовки подобных пейзажей по памяти.

Пятый год обучения

Тема 1. Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми. Понятие общего тона и тонально-цветовых отношений в пленэрной живописи. Интересное композиционное решение. Передача различного состояния погоды, времени дня, освещения. Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелиевая ручка.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки фрагментов пейзажа с людьми на детских площадках и в скверах.

Тема 2. Длительные этюды и зарисовки пейзажа. Образ в пейзаже. Индивидуальное отношение к изображаемому. Последовательное ведение работы, завершенность в рисунках. Этюды и зарисовки пейзажа с открытым пространством, постройками и деревьями на среднем плане. Материал. Карандаш, акварель, фломастеры, уголь, сангина.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки пейзажей городских парков.

Тема 3. Архитектурные мотивы. Образ архитектурного сооружения. Выразительность ритмов. Грамотное построение с перспективным сокращением. Рисунок и этюд улицы с разнотипными по форме постройками на сложном рельефе местности. Материал. Карандаш, акварель, фломастер, маркеры.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки памятников скульптуры и архитектуры.

Тема 4. Натюрморт на пленэре. Выразительное пластическое решение. Цветовые и тоновые контрасты. Передача материальности и фактуры предметов. Тематический натюрморт. Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.

Самостоятельная работа. Творческий натюрморт.

Тема 5. Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже (в парке, на стройке, в порту). Связь со станковой композицией. Характерные живописно-пластические особенности фигур людей разных профессий. Совершенствование технических приемов работы с различными материалами. Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, гелевая ручка.

Самостоятельная работа. Наброски и зарисовки фигуры человека на рынке, на вокзале, на улице.

Тема 6. Линейная и световоздушная перспектива. Передача большого пространства и объектов современной техники с соблюдением масштаба величин и перспективы планов. Творческий подход в рисунках. Зарисовка индустриального пейзажа. Этюд пейзажа с мостом через реку. Материал. Карандаш, акварель, фломастер, тушь.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки стройки.

Тема 7. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра. Умение находить выразительное пластическое решение, работать с подготовительным натурным материалом. Использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения. Сюжетная фигурная композиция. Самостоятельный выбор техники исполнения и художественных материалов

Самостоятельная работа. Работа с подготовительным материалом.

 

Шестой год обучения

Тема 1. Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми и животными. Правильные тонально-цветовые отношения в пленэрной живописи. Оригинальное композиционное решение. Группирование фигур, расстановка их на плоскости с учетом перспективы. Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелиевая ручка.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки фрагментов городского пейзажа с людьми на разных планах.

Тема 2. Длительные этюды и зарисовки многопланового пейзажа. Классическое построение пейзажа. Использование различных приемов работы акварелью и карандашом. Этюды и зарисовки пейзажа с постройками и деревьями на разных планах. Материал. Карандаш, акварель, фломастеры, уголь, сангина

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки пейзажей скверов и парков.

Тема 3. Архитектурные мотивы. Передача ритмов освещенных и затемненных планов. Правильное построение с перспективным сокращением. Рисунки и этюды старинной улицы с различными постройками. Материал. Карандаш, акварель, фломастер, маркеры.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки памятников архитектуры.

Тема 4. Натюрморт на пленэре. Выразительное пластическое решение. Многообразие цветовых нюансов. Передача материальности и фактуры предметов. Натюрморт с ягодами, фруктами, цветами. Материал. Карандаш, акварель, соус, уголь, сангина.

Самостоятельная работа. Творческий натюрморт.

Тема 5. Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже. Связь со станковой композицией. Совершенствование технических приемов работы с различными материалами. Этюды и зарисовки портрета человека на пленэре. Передача характерных особенностей. Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, гелиевая ручка.

Самостоятельная работа. Наброски и этюды группы людей, занятых совместной деятельностью.

Тема 6. Линейная и световоздушная перспектива. Передача глубокого пространства. Правильное построение перспективы. Творческий подход в рисунках. Детализация переднего плана. Этюд набережной реки. Материал. Карандаш, акварель, фломастер, гелиевая ручка, тушь.

Самостоятельная работа. Наброски и этюды по памяти и представлению на основе выполненных рисунков.

Тема 7. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра. Совершенствование методов работы с акварелью и другими материалами. Умение работать с подготовительным материалом. Многофигурная сюжетная композиция «Мой край», «Моё село» и т.п. Самостоятельный выбор техники исполнения и художественных материалов.

Самостоятельная работа. Работа с подготовительным материалом.

 

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

- умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;

- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

- навыки передачи световоздушной перспективы;

- навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

 

4. Формы и методы контроля, система оценок

Программа предусматривает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости подразумевает выставление оценок за каждое задание («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров учебных работ учащихся в конце пленэра с выставлением оценок. Просмотры проводятся за счет аудиторного времени.

Критерии оценок

Оценка 5 («отлично») предполагает:

- грамотную компоновку в листе;

- точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок (при работе с цветом);

- соблюдение правильной последовательности ведения работы;

- свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета;

- свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом световоздушной среды;

- грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве;

- грамотное использование выразительных особенностей применяемых материалов и техник;

- цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу;

- самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе.

Оценка 4 («хорошо») предполагает:

- небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке;

- неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно исправлять ошибки при указании на них;

- незначительные недочеты в тональном и цветовом решении;

- недостаточная моделировка объемной формы;

- незначительные ошибки в передаче пространственных планов.

Оценка 3 («удовлетворительно») предполагает:

- существенные ошибки, допущенные при компоновке;

- грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка;

- грубые ошибки в тональных отношениях;

- серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;

- небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до завершенности;

- неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.

5. Методическое обеспечение учебного процесса

Предложенные в настоящей программе темы заданий следует рассматривать как рекомендательные. Педагог должен исходить из конкретных условий работы с натуры. В ходе планирования учебных задач обязательным моментом является четкое определение целей задания. Педагог в словесной форме объясняет детям, как достичь данной цели. Предлагается следующая схема этапов выполнения заданий:

1. Анализ решения подобных тем и сюжетов в произведениях художников-классиков и в работах учащихся (из методического фонда).

2. Выбор точки зрения.

3. Выбор формата изображения.

4. Определение пропорций, движения и характера пространственных планов.

5. Проработка деталей композиционного центра.

6. Передача больших тоновых и цветовых отношений.

7. Обобщенная моделировка объемной формы, выявление градаций светотени с учетом воздушной перспективы.

8. Подчинение всех частей изображения целому.

Преподавателю рекомендуется как можно чаще проводить «мастер- классы» для учащихся. Для успешного изучения нового учебного материала желательно в конце занятий проводить обсуждение успехов и неудач в группе.

Средства обучения материальные: индивидуальные художественные принадлежности, натюрмортный фонд;

- наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся, иллюстрации;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,

демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

Список рекомендуемой литературы

Методическая литература

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. - М., 1981

2. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985

3. Кузин В.С. Наброски и зарисовки.- М.,1981

4. Кузин В.С.Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. - М.Просвещение, 1992

5. Маслов Н.Я. Пленэр. - М.: Просвещение, 1984

6. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М: Просвещение, 1973

7. Смирнов Г.Б., Унковский А. А. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. - М., 1981

8. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. - М.: Академический Проект, 2012

9. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970.

10. Игнатьев С.Е. Наброски акварелью. // Юный художник: № 8, 1981

11. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992

12. Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986

Учебная литература

1. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008

2. Луковенко Б. А. Рисунок пером. - М.: Просвещение, 2000

3. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, - 1996

4. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - Обнинск: Титул, - 1998

5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, - 1996

6. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. - М: Просвещение, 1980



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: