Перевод прямой речи в косвенную.




Прямая и косвенная речь. Расстановка знаков препинания при прямой речи (3 часа).

Задание №1: Прочитайте теоретический материал и выполните задания в тетради для дистанционной работы.

Чужая речь – это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, незаписанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть передана двумя способами: прямой речью и косвенной речью.

 

Прямая и косвенная речь

  1. Прямая речь – это речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:

Ваня сказал мне: «Я хочу поиграть с тобой».

«Какое красивое платье!» – подумала Маша.

 

Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи (П) и слов автора (А).

Прямая речь – это слова какого-либо лица,

слова автора – слова, сопровождающие прямую речь:

А П

Я сказал: «Идём со мной».

Слова автора могут указывать: кому принадлежит прямая речь, когда, как или при каких обстоятельствах она была произнесена.

«Осторожно!» – предупредил охотник, показывая на капкан.

Слова автора, сопровождающие прямую речь, обычно содержат глаголы, обозначающие процессы речи или мысли, а также глаголы, обозначающие действия, сопутствующие речи, мыслям, чувствам:

пробормотал, говорил, сказал, подумал, спросил, воскликнул, приказал, написал, вздохнул, обрадовался, улыбнулся, удивился и др.

  1. Косвенная речь – это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего. Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.

Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.

Предложения с косвенной речью – это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью.

 

 

Сравните: Прямая речь.Косвенная речь.

«Я уже дома», – сказала мама. Мама сказала, что она уже дома.

Папа сказал: «Я готовить не буду». Папа сказал, что он готовить не будет.

 

  1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:

 

а) Прямая речь перед словами автора

После прямой речи ставится запятая и тире (после кавычек): «П», – а.

«У меня сегодня пять уроков», – сказала Маша.

Если прямая речь содержит вопрос или произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак (внутри кавычек) и тире (после кавычек):

«П?» – а. «Сколько сегодня уроков?» – спросила Маша.

«П!»– а. «Вот это да!» - удивилась Маша.

б) Прямая речь после слов автора А: «П».

Перед прямой речью ставится двоеточие:

А: «П?» Маша спросила: «Сколько сегодня уроков?»

А: «П!» Маша удивилась: «Вот это да!»

в) Прямая речь внутри слов автора

А: «П», – а.

А: «П?» – а.

Понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» – молвил он, вышиб дно и вышел вон. (А.С. Пушкин)

А: «П!» – а.

А: «П...» – а.

г) Слова автора внутри прямой речи

Если слова автора идут в середине прямой речи, токавычки закрываются после окончания прямой речи – в конце всего предложения.

«П, – а, – п».

«П, – а. – П».

«П! – а, – п». «Разъедемся, пора! – сказали, – безвестной вверимся судьбе ». (А.С. Пушкин)

«П? – а. – П».

«П... – а. – П».

Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:

«Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу!»

(Н.А. Некрасов)

Знаки препинания в косвенной речи.

Косвенная речь не заключается в кавычки: Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.

  1. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.

Коля подумал, что опять заняли его место.

  1. Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.

Прямая речь: «Долго вам ещё ехать?» – спрашивает Маша.

Косвенная речь: Маша спрашивает: долго ли ещё ехать?

Перевод прямой речи в косвенную.

При замене предложения с прямой речью предложением с косвенной речью

слова автора становятся главным предложением и ставятся перед косвенной речью.

 

  1. Если прямая речь – повествовательное предложение, то при обращении её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом что.

Миша подумал: «Она очень красивая». ( Прямая речь)

Миша подумал, что она очень красивая. ( Косвенная речь)

  1. Если прямая речь выражает приказ или просьбу в форме повелительного наклонения, то она заменяется придаточным предложением с союзом чтобы. Обращение становится подлежащим придаточного предложения.

«Яна, отойди от собаки», – сказала мама. (Прямая речь)

Мама сказала, чтобы Яна отошла от собаки. ( Косвенная речь)

.

  1. Если прямая речь – вопросительное предложение, то в косвенной речи получается придаточное предложение с вопросительными словами кто, что, какой, где и т. п. или с частицей ли. Знак вопроса при этом не ставится.

прямая речькосвенная речь

«Как тебя зовут?» – спросил дядя. Дядя спросил, как меня зовут.

Я поинтересовался: «Эта книга интересная?» Я поинтересовался, интересная ли эта книга.

Задание №2.

Прочитайте предложения. Предложения с прямой речью переделайте в предложения с косвенной речью. Запишите оба варианта. Составьте схемы предложений с прямой речью.

1) Коновалов спросил меня: «Ты читать умеешь?» 2) «Едем!»— сказал Гаврила, опуская вёсла в воду. 3) «Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца». 4) «Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет». 5) «Пойдёмте гулять завтра поутру, — сказала Анна Сергеевна Базарову. — Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства». (По И.С.Тургеневу)

 

Задание №3. Укажите правильные схемы к следующим предложениям.

1.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает соловей.

а) А - «П.»

б) «П,» - А.

в) «П», - а.

2.Мы попросили лесника: «Проводи нас, дедушка».

а) А: «П».

б) «П?»: а.

в) А: «П!»

3.«Что с вами приключилось, малыши?» - спросил Гаврош.

а) А- «П?»

б) «П.» - а.

в) «П?» - а.

4.«Идите со мной, дети», - сказала мама.

а) «П», - а.

б) А – «П».

в) «П,» - а

5. «Идите сюда! Он не тронет, он добрый!»

а) «П!»

б) А: «П!»

в) А: «П!»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: