Прямая и косвенная речь. Расстановка знаков препинания при прямой речи (3 часа).
Задание №1: Прочитайте теоретический материал и выполните задания в тетради для дистанционной работы.
Чужая речь – это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, незаписанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть передана двумя способами: прямой речью и косвенной речью.
Прямая и косвенная речь
- Прямая речь – это речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:
Ваня сказал мне: «Я хочу поиграть с тобой».
«Какое красивое платье!» – подумала Маша.
Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи (П) и слов автора (А).
Прямая речь – это слова какого-либо лица,
слова автора – слова, сопровождающие прямую речь:
А П
Я сказал: «Идём со мной».
Слова автора могут указывать: кому принадлежит прямая речь, когда, как или при каких обстоятельствах она была произнесена.
«Осторожно!» – предупредил охотник, показывая на капкан.
Слова автора, сопровождающие прямую речь, обычно содержат глаголы, обозначающие процессы речи или мысли, а также глаголы, обозначающие действия, сопутствующие речи, мыслям, чувствам:
пробормотал, говорил, сказал, подумал, спросил, воскликнул, приказал, написал, вздохнул, обрадовался, улыбнулся, удивился и др.
- Косвенная речь – это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего. Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.
Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.
Предложения с косвенной речью – это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью.
|
Сравните: Прямая речь.Косвенная речь.
«Я уже дома», – сказала мама. Мама сказала, что она уже дома.
Папа сказал: «Я готовить не буду». Папа сказал, что он готовить не будет.
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:
Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)
Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:
а) Прямая речь перед словами автора
После прямой речи ставится запятая и тире (после кавычек): «П», – а.
«У меня сегодня пять уроков», – сказала Маша.
Если прямая речь содержит вопрос или произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак (внутри кавычек) и тире (после кавычек):
«П?» – а. «Сколько сегодня уроков?» – спросила Маша.
«П!»– а. «Вот это да!» - удивилась Маша.
б) Прямая речь после слов автора А: «П».
Перед прямой речью ставится двоеточие:
А: «П?» Маша спросила: «Сколько сегодня уроков?»
А: «П!» Маша удивилась: «Вот это да!»
в) Прямая речь внутри слов автора
А: «П», – а.
А: «П?» – а.
Понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» – молвил он, вышиб дно и вышел вон. (А.С. Пушкин)
А: «П!» – а.
А: «П...» – а.
г) Слова автора внутри прямой речи
Если слова автора идут в середине прямой речи, токавычки закрываются после окончания прямой речи – в конце всего предложения.
|
«П, – а, – п».
«П, – а. – П».
«П! – а, – п». «Разъедемся, пора! – сказали, – безвестной вверимся судьбе ». (А.С. Пушкин)
«П? – а. – П».
«П... – а. – П».
Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:
«Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу!»
(Н.А. Некрасов)
Знаки препинания в косвенной речи.
Косвенная речь не заключается в кавычки: Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.
- Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.
Коля подумал, что опять заняли его место.
- Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.
Прямая речь: «Долго вам ещё ехать?» – спрашивает Маша.
Косвенная речь: Маша спрашивает: долго ли ещё ехать?
Перевод прямой речи в косвенную.
При замене предложения с прямой речью предложением с косвенной речью
слова автора становятся главным предложением и ставятся перед косвенной речью.
- Если прямая речь – повествовательное предложение, то при обращении её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом что.
Миша подумал: «Она очень красивая». ( Прямая речь)
Миша подумал, что она очень красивая. ( Косвенная речь)
|
- Если прямая речь выражает приказ или просьбу в форме повелительного наклонения, то она заменяется придаточным предложением с союзом чтобы. Обращение становится подлежащим придаточного предложения.
«Яна, отойди от собаки», – сказала мама. (Прямая речь)
Мама сказала, чтобы Яна отошла от собаки. ( Косвенная речь)
.
- Если прямая речь – вопросительное предложение, то в косвенной речи получается придаточное предложение с вопросительными словами кто, что, какой, где и т. п. или с частицей ли. Знак вопроса при этом не ставится.
прямая речькосвенная речь
«Как тебя зовут?» – спросил дядя. Дядя спросил, как меня зовут.
Я поинтересовался: «Эта книга интересная?» Я поинтересовался, интересная ли эта книга.
Задание №2.
Прочитайте предложения. Предложения с прямой речью переделайте в предложения с косвенной речью. Запишите оба варианта. Составьте схемы предложений с прямой речью.
1) Коновалов спросил меня: «Ты читать умеешь?» 2) «Едем!»— сказал Гаврила, опуская вёсла в воду. 3) «Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца». 4) «Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет». 5) «Пойдёмте гулять завтра поутру, — сказала Анна Сергеевна Базарову. — Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства». (По И.С.Тургеневу)
Задание №3. Укажите правильные схемы к следующим предложениям.
1.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает соловей.
а) А - «П.»
б) «П,» - А.
в) «П», - а.
2.Мы попросили лесника: «Проводи нас, дедушка».
а) А: «П».
б) «П?»: а.
в) А: «П!»
3.«Что с вами приключилось, малыши?» - спросил Гаврош.
а) А- «П?»
б) «П.» - а.
в) «П?» - а.
4.«Идите со мной, дети», - сказала мама.
а) «П», - а.
б) А – «П».
в) «П,» - а
5. «Идите сюда! Он не тронет, он добрый!»
а) «П!»
б) А: «П!»
в) А: «П!»