Общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета регламентируются законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
Организация бухгалтерского учета – комплекс мер, проводимых администрацией, для обеспечения своевременного полного формирования информации о деятельности организаций.
Процесс организации бухгалтерского учета включает следующие основные элементы:
1. выбор ответственных лиц за ведение бухгалтерского учета. С этой целью создается бухгалтерия во главе с главным бухгалтером.
2. определение прав, обязанностей и порядка работы в бухгалтерии. Данные моменты закрепляются в положении о бухгалтерии, которые разрабатываются в организации.
3.выбор степени централизации учета. Определяется порядок учетной обработки, первичной документации, которая может быть:
а) централизованный учет. В данном случае все первичные и некоторые сводные документы поступают в главную бухгалтерию организации, где ведется синтетически – аналитический учет и составляется отчетность.
б) децентрализованный учет, т.е. документы обрабатываются в цехах, отделах, а в бухгалтерии производится свод информации
4. определение материальной ответственности работников
5. определение объектов, порядка и сроков проведения инвентаризации
6. выбор формы бухгалтерского учета
7. разработка рабочего плана счетов и перечня объектов аналитического учета
8. разделение учетных и хозяйственных функций.
9. утверждение форм первичной документации
10. утверждение форм бухгалтерской отчетности
Все элементы. раскрывающие организацию бухгалтерского учета, должны быть отражены в приказе по учетной политике на очередной год.
|
21.Сущность и содержание учетной политики.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского и налогового учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают и не учитывают последствия применения тех или иных элементов. Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов, финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за разные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Понятие учетной политики определено ст. 6 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», а также Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», которое определяет общий порядок формирования, разработки и утверждения учетной политики.
|
Учетная политика - совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией – первичного наблюдения, стоимости измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Бухгалтерские приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки и списания затрат, имеют непосредственную связь с налогообложением. В последнее время организациям предоставляется возможность выбирать для себя в рамках текущего законодательства наиболее рациональный способ ведения бухгалтерского учета, обеспечивающий желаемую величину прибыли и показатели финансовой устойчивости организации. При раскрытии учетной политики организации опираются на действующие на текущий момент нормативные документы.
Положения действующих нормативных документов по отношению к учетной политике делятся на две группы: одновариантные; многовариантные.
Под одновариантными предписаниями понимаются те случаи, при которых нормативные документы устанавливают однозначный и обязательный к применению порядок учета и налогообложения конкретных фактов хозяйственной деятельности организаций. Примером может служить порядок списания курсовых разниц.
|
Многовариантные предписания предполагают несколько вариантов отражения в учете тех пли иных фактов хозяйственной жизни. Например, это может быть порядок включения стоимости материальных ресурсов в состав себестоимости продукции (работ, услуг).
Исключение составляют случаи, когда нормативные документы не содержат вообще никаких конкретных предписаний относительно каких-либо моментов, касающихся учетной политики. В качестве примера можно привести отсутствие нормативных документов, фиксирующих типовую форму, по которой должна представляться учетная политика. В такой ситуации организация самостоятельно формирует учетную политику, опираясь на общие вопросы бухгалтерского учета и налогообложения.
В любом случае выбор того или иного способа ведения бухгалтерского и налогового учета, описание необходимых организационно-технических условий должны найти свое отражение в учетной политике, нормативной базой для основных характеристик которой является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете отчетности» от 26 декабря 2007 г. №302-3.