Займи позицию (шкала мнений)
Этот метод - хорошее начало для работы с дискуссионными проблемами и вопросами. Метод полезно использовать как вводное упражнение, для того чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме, дать учащимся возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения. Его можно также использовать в конце урока для оценки понимания учащимися данной темы.
Рассматривая полярные позиции по дискуссионной проблеме, учащиеся: знакомятся с альтернативными позициями; прогнозируют, какие последствия для общества и для отдельных людей будут иметь индивидуальные позиции и политические решения; на практике используют умение отстаивать свою позицию; на практике учатся выслушивать мнения других; получают дополнительные знания по теме.
Предварительно: Сформулируйте дискуссионный вопрос, предусматривающий противоположные ответы (например: Вы за или против смертной казни?).
Подготовьте «шкалу мнений»: на доске нарисуйте линию (можно также использовать прикрепленные к стене таблички или протянутую по полу веревку). На шкале напишите варианты ответов, например: За смертную казнь, скорее за, скорее против, против смертной казни.
При проведении:
Задайте аудитории дискуссионный вопрос и дайте учащимся время подумать над их позицией по этому вопросу. Попросите отдельных или всех учеников подойти к «шкале мнений» и занять позицию - то есть встать у соответствующего их мнению варианта ответа.
Объясните правила упражнения:
уточните свою позицию (например: «я за смертную казнь, но только в исключительных случаях»); объясните, почему вы заняли эту позицию; каждому следует привести по одному аргументу в защиту своей позиции; в процессе дискуссии можно поменять позицию, если аргументы других участников вас убедили.
|
Задайте вопрос по очереди ученикам, занявшим разные позиции: Почему вы заняли эту позицию? Спросите также тех, кто поменял свою позицию, почему это произошло.
Можно использовать прием парафраза (активного слушания) – попросите участников, занимающих разные позиции, повторить, как они поняли аргументы другой стороны.
Подведите итоги.
Во-первых, оцените аргументы участников (особенно это полезно сделать в том случае, если только часть учащихся занимала позицию; в этом случае оценку должны давать другие учащиеся). При оценке попросите участников назвать наиболее убедительный аргумент, который они услышали от противоположной стороны, а также те аргументы, которые остаются обоснованными, заставляют более глубоко задуматься, волнуют учащихся.
Во-вторых, проанализируйте количественное соотношение сторонников разных позиций, сравните это соотношение с общественным мнением.
В-третьих, обсудите, при каких условиях возможно изменение позиции.
В заключение рассмотрите возможные последствия позиций. Что будет, если их позиция будет отражена в законе или в политике? Какое влияние оказывают различные мнения на общество в целом и на отдельных людей?
Смени позицию
Этот метод также позволяет обсудить дискуссионные вопросы при участии всех учащихся. Метод позволяет встать на точку зрения другого человека, развивать навыки аргументации, активного слушания и т.п.
|
Представьте всему классу дискуссионный вопрос и проясните (с помощью вопросов к аудитории), какие противоположные позиции существуют по данному вопросу. Для неопытной аудитории возможно обсудить и некоторые аргументы по каждой позиции.
Предложите учащимся образовать пары и объединиться в четверки (например, первая и вторая парта, третья и четвертая).
Предложите парам выбрать ту или иную позицию так, чтобы в каждой четверке одна пара занимала бы одну позицию, вторая - противоположную.
Объясните, что учащимся предстоит аргументировано представить свою точку зрения другой паре. Каждый ученик должен отвечать за свою половину презентации (например, обосновать половину аргументов).
Объявите хронометраж: сколько времени отводится на подготовку и на саму презентацию.
Дайте учащимся достаточно времени для подготовки аргументов.
Когда время на подготовку истечет, попросите пары доказательно изложить свою точку зрения друг другу.
Затем дайте задание парам поменяться позициями и снова повторить все сначала. На это отведите гораздо меньше времени.
После этого Вы можете дать задание всей четверке свободно обсудить тему.
Учащиеся уже должны высказывать свою личную точку зрения. В результате обсуждения четверка может прийти либо к согласию, либо к выводу о том, что им недостает информации. Заранее определите временные рамки этой свободной дискуссии.
При наличии времени проведите общую дискуссию. При этом можно использовать метод «Карусель».
Подведите итоги дискуссии со всем классом.
Карусель
Этот метод вовлекает всех учащихся в дискуссию, дает возможность каждой группе поделиться своими идеями и (или) продолжать работу по обмену идеями или информацией с целым классом на равных для всех условиях. Он эффективен, когда вопросы сначала обсуждаются в малых группах, а затем представители каждой группы делятся результатами обсуждения со всей аудиторией (например, методы «один – вдвоем - все вместе», или «смени позицию»).
|
Когда малые группы завершили выполнение своего задания и готовы представить результаты своей работы, попросите каждую группу по очереди представить одну из идей (один из аргументов), которые они обсуждали.
Продолжайте по кругу, пока не исчерпаются все идеи, информация или ответы.
Как вариант, попросите учащихся сравнить идеи (аргументы) предыдущих выступающих со своими.
При выполнении упражнений по разрешению проблем деликатного и личного характера, когда учащиеся могут стесняться высказывать свое настоящее мнение (например, по поводу наркотиков), попросите учащихся написать свое мнение или идею на карточках и сдать их, не подписывая. Затем соберите все карточки и составьте список идей (мнений) на доске или начните дискуссию, используя полученные идеи (мнения).
Учебный мозговой штурм (по А. Гину)
Основная его цель - развитие творческого стиля мышления. Перечислим дидактические ценности УМШ:
- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится
- к развитию предложений своих товарищей;
- учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
- УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.
Обычно мозговой штурм проводится в группах численностью 7—9 учащихся.
Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ. Основное правило на первом этапе штурма — НИКАКОЙ КРИТИКИ!
В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...). Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.
Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся “дикими”. Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение. Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...
Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ. Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно выделить что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.
Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты, например, группа отбирает самое практичное “дикое” предложение.) В некоторых случаях целью группы является поиск как большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.
Рекомендации:
Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, могут штурмовать одну задачу. Возможна организация конкурса идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников.
Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше всего их объединить одной, более общей, проблемой.
Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен временем и даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников появятся новые идеи — пусть обсуждают и их. Ведь главное — стимулировать интенсивную мыслительную деятельность, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. А иногда целесообразно вообще ограничиться первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.
Мозговой штурм пройдет гарантированно, если задача имеет большое число решений. Если это исследовательская задача, например, необходимо объяснить непонятное, то она должна допускать несколько гипотез-объяснений.