Образовательный блок к выполнению этапа
«Лонгрид «С другой стороны»
Лонгрид (от англ. “long read” – длинное чтение) – это принципиально новый способ подачи объемного текста в Интернете. Также этот формат называют deep read («глубокое чтение»), и второе определение куда ближе по смыслу.
Качественный лонгрид – не просто много текста, а продуманная статья, раскрывающая тему максимально полно.
Принцип мультисенсорного опыта
Лонгрид должен восприниматься как целостная история. При этом он интересен только в том случае, если он будет прямо-таки «фонтанировать» интересными фактами, яркими цитатами, малоизвестными деталями.
Среди пользователей Интернета закрепился минимальный объем публикации – 1500 знаков, хотя их количество не ограничено и определяется глубиной разработки темы.
Сторителлинг позволяет не только узнать о чем-то, но и испытать это на себе: визуализация текста создает атмосферу и позволяют получить цельное впечатление от истории.
Типы лонгридов
· Репортаж. Раскрывает все подробности события (чаще всего спустя время после него).
· Реконструктор. Этот материал является реконструкцией цепи каких-то определенных событий, попыткой проанализировать их, выяснить причины и последствия.
· Портреты (второе название − people stories). К этому типу относятся и портретные интервью, и очерки, и биографические зарисовки. Главная задача – раскрыть личность героя, его жизненные принципы, взгляды.
· Коммерческие лонгриды – это не рекламные материалы, не лендинги, не продающие тексты. Они предназначены для того, чтобы предоставить постоянным и потенциальным клиентам исчерпывающую информацию о компании, о том, как производится продукт, о самом продукте, о тенденциях сферы деятельности компании.
|
· Мультимедийный лонгрид. Это – статьи, щедро разбавленные картинками, анимацией, яркими надписями, видеороликами и т.д. Как правило, в лонгридах главную роль играет текст – остальной «декор» его только дополняет. В мультимедийной же версии все детали равноправны, а иногда текст идет связующим звеном между графическими элементами.
Где искать идеи для лонгридов
Преимущество больших текстов в том, что идею для их создания можно почерпнуть почти отовсюду. Прочитали большую историческую книгу о любимом вам персонаже? Напишите лонгрид по мотивам прочитанного. Заметили банальные клише в очередном голливудском фильме про хакеров? Проанализируйте их и расскажите, опираясь на авторитетные книги и статьи, как всё устроено на самом деле.
Любите видеоигры в жанре интерактивного кино? Поделитесь с читателями мыслями и наблюдениями о том, почему этот жанр так популярен в мире. Этот принцип сводится к двум простым этапам:
· Вы получили информацию из фильма, книги, комикса, подкаста, из жизни или откуда-либо угодно;
· Вы делитесь этой информацией с читателями. Всё.
Помимо банальных советов в духе «Википедии» и Google есть ряд инструментов, которыми можно пользоваться для поиска нужных материалов. Список будет пополняться.
· Специалисты и знающие люди. Чтобы понять, где их искать, оттолкнитесь от темы статьи. Она про киноиндустрию? Обратитесь к кинокритикам, которые часто мелькают в СМИ, или напишите на факультет по киноискусству в известном вузе. Это история про личный опыт поездки автостопом? Поищите в соцсетях группы автостопщиков и попросите поделиться советами. Посмотрите, какие специалисты в этой теме общались со СМИ, найдите их контакты в интернете;
|
· Погрузитесь в документальные фильмы по теме вашей статьи. Их авторы уже разжевали самое сложное и рассказывают только о самом главном. Иногда просмотр двухчасовог фильма легко заменяет пять часов чтения статей. Заодно вы наглядно увидите, как вашу тему подавали профессионалы и почерпнёте у них стилевые приёмы;
· В поисках редкой информации не забывайте про книги, которые одновременно служат богатым и достоверным источником;
· Если вам нужно прояснить в статье конкретный закон, пользуйтесь поиском на ресурсах нормативно-правовой базы;
· Для поиска источника по научным темам используйте официальные базы данных научных публикаций.
О работе с источниками и получением комментариев
· Всегда проверяйте достоверность того или иного источника. Если вы ранее не сталкивались с названием сайта или издания, то прежде чем использовать информацию о нём, хотя бы загуглите или зайдите в раздел «О проекте», чтобы оценить авторитетность. Не стоит брать информацию из источников, которые вызывают подозрения;
· Проверьте, есть ли нужная вам информация в другом источнике. Если нет, то это заставляет насторожиться и дважды подумать, прежде чем опираться на факт, о котором сообщают только в одном месте: почему об этом не пишут нигде больше, если это интересно?
· Всегда ссылайтесь на оригинальный источник, а не на перепечатку другого СМИ;
· Если вы используете информацию, которую почерпнули из документального фильма, поищите ссылку на него на YouTube или на других публичных хостингах. Если её нет, то сошлитесь на него в тексте, просто указав название;
· Аналогичное правило работает, если вы используете информацию из книг — дайте ссылку на её электронную версию или указывайте её название и автора;
· Никогда не используйте в написании лонгрида один источник (только если речь не идёт о пересказе отдельного текста), и не пересказывайте общеизвестные факты, ссылаясь на «Википедию» (статьи оттуда не являются источником, так как это сборники ссылок на источники). Всегда надо искать детали по разным местам — так и история становится интереснее.