В международной практике обоснования проектов применяется несколько обобщающих показателей, позволяющих подготовить решение о целесообразности вложения средств. В их числе:
чистая текущая стоимость;
рентабельность;
внутренний коэффициент эффективности;
период возврата капитальных вложений;
максимальный денежный отток;
норма безубыточности.
Показатель чистой текущей стоимости (в отечественной литературе интегральный экономический эффект) - это разность совокупного дохода от реализации продукции, рассчитанного за период реализации проекта, и всех видов расходов, суммированных за тот же период с учетом фактора времени (с дисконтированием разновременных доходов и расходов).
Рентабельность исчисляется как отношение прибыли к капитальным вложениям или отношение прибыли к акционерному капиталу. Показатель рассчитывается для каждого года реализации предпринимательского проекта и как среднегодовая величина. При этом учитывается и налогообложение.
Внутренний коэффициент эффективности определяется как пороговое значение рентабельности, обеспечивающее равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инвестиций. Проект считается рентабельным, если внутренний коэффициент эффективности не ниже исходного порогового значения.
Период возврата капитальных вложении широко применяется в отечественной практике как срок окупаемости капитальных вложений. В этом случае показатель представляет собой количество лет, в течение которых доход от продаж за вычетом функционально-административных издержек возмещает основные капитальные вложения. Вопрос о том, должен ли период возврата рассчитываться с дисконтированием или без такового, - спорный.
|
Максимальный денежный отток - это наибольшее отрицательное значение первого показателя (чистой текущей стоимости), рассчитанного нарастающим итогом. Отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источниками покрытия всех затрат.
Норма безубыточности - минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается "нулевая прибыль", доход от продажи равен издержкам производства:
Несколько иная структура бизнес-плана принята при получении кредитов в западных банках. В этом случае бизнес-план включает, как правило, следующие разделы.
Введение и общая информация. Рассматривается юридическая форма и дается краткое описание деятельности, приводятся описание и объяснение истории деятельности предприятия, недавних и текущих важных событий.
Оценка вклада. Показываются отдельные важные стороны деятельности предприятия, включающие позиции на рынке, репутацию, систему продажи и др.
Описание продукции и рынка сбыта.
Исследования и разработки. Описываются основные направления исследований, включая важнейшие программы и инициативы.
Производство и производственные мощности. Дается описание состояния производства, производственных мощностей предприятия.
С Персонал и трудовые отношения.
Организация и управление. Помимо общих организационных схем, приводятся краткие биографические данные на высших должностных лиц и других руководящих сотрудников.
Юридические материалы. Кратко описываются наиболее значимые прошлые и настоящие судебные арбитражные дела, связанные с производственной деятельностью.
|
Финансовая информация. Рассматриваются финансовые отчеты за последние пять лет и приводится пятилетний прогноз финансового состояния.
Ликвидность. Приводятся анализ задолженности, состояние оборотных средств, дается описание статей налогообложения компании, ее долгов.
Договоры. Даются описания всех договоров или соглашений, в которых участвует предприятие.
Другие вопросы бухгалтерского учета. Приводится краткое изложение незарегистрированного имущества (квартиры, гостиницы, больницы, профилактории и др.).
Следует остановиться на роли маркетинга как системы стратегического управления и планирования на предприятии, их взаимосвязи. На большинстве предприятий разработка плана маркетинговой деятельности ведется параллельно с составлением плана предпринимательской деятельности, бизнес-планом. Выше мы показали, как план маркетинговой деятельности органично вплетается в бизнес-план. Если же речь идет о решении перспективных маркетинговых задач, то план маркетинговой деятельности разрабатывается в составе стратегического плана предприятия, компании на три-пять лет. При этом в основе разработки стратегического плана - данные анализа перспектив развития предприятия при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой оно функционирует. Центральный элемент этого анализа - определение позиций фирмы в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции.
Задача
|
Предприятие решило довести выпуск продукции в следующем году до объема 155 штук. Справится ли предприятие с поставленной задачей и как изменится при этом коэффициент производственной мощности, если производственная площадь сборочного цеха - 540 м. Площадь, необходимая для сборки одного изделия - 90 м. Продолжительность сборки одного изделия - 12 дней. Готовый объем выпуска продукции в предыдущем году - 85 штук. Годовой фонд времени работы сборочного цеха - 240 дней. Режим работы односменный.
Решение:
Максимальное число изделий, которое может быть произведено на этих площадях составляет:
Q maх =( S) * T/S*T = (540*240) /(90*12) = 120 шт.
где = S = 540м2 - площадь цеха;
S = 90м2 - необходимая площадь для сборки одного изделия;
T = 240 дней - фонд времени работы цеха;
t = 12 дней - время сборки одного изделия.
Так как Q maх < Q =155 шт, то предприятие не справится с поставленной задачей без увеличения коэффициента сменности работы оборудования.
Коэффициент использования производственной мощности (при установленном односменном режиме работы) составил:
Киспо = 85/120 = 0,708 или 70,8%.
При росте объемов до 155 шт при том же режиме коэффициент использования производственной мощности должен составить:
Кисп1= 155/120 = 1,292 или 129,2%.
Это означает что либо необходимо повысить производительность труда на 30%, либо увеличить коэффициент сменности до 1,3 (тогда Q maх = =120*1,3 = 156 шт), либо увеличить производственную площадь на 30%.
Во всех этих трех случаях Кисп2 составит 1.