Предотвращение деформаций гп в карьерах обеспечивается комплексом мероприятий на этапе разведки, проектирования и на этапе эксплуатации.
При разведке месторождений проводятся инженерно-геологические исследования (изыскания) с целью получения достоверных данных о свойствах пород в гидрогеологических условиях и др. инженерно-геологических особенностях месторождения, влияющих на устойчивость откосов.
При проектировании разрабатываемого месторождения реализуются следующие мероприятия:
· Ограничивается высота уступа в зависимости от рабочих параметров применяемого оборудования;
· Углы откосов рабочих и нерабочих уступов принимаются по нормам технологического проектирования исходя из принципа «рабочие должны обеспечиваться кратковременной устойчивостью, а нерабочие – долговременной». При этом верхний предел углов откосов принимается в соответствии с ПБ. Устойчивость бортов карьеров, склонных к оползням, обосновывается геомеханическими расчетами.
· На нерабочих бортах карьера для придания им устойчивости и в соответствии с ПБ не реже чем через каждые 3 уступа предусматривается предохранительная берма
· При вскрытии месторождения внешними траншеями и выборе их места заложения кроме всех прочих факторов, стремятся их располагать в наиболее устойчивых породах
· В проектах разрабатываемых месторождений, склонных к оползням в соответствии с ПБ должны предусматриваться спец. меры безопасности при разработке месторождений.
На этапе эксплуатации месторождения используются следующие мероприятия:
· Искусственное укрепление откосов, склонных к оползням (мех. Способ и биологический способ)
· Постоянный контроль за состоянием бортов траншей, откосов уступов и бортов карьера, который осуществляется в форме визуальных наблюдений
· Постоянный инструментальный (маркшейдерский) контроль за деформациями бортов, склонных к оползням, кот осуществляется маркшейдерской службой, а на крупных предприятиях–службой сдвижения
· Применение специальных технологий заоткоски уступов в приконтурной зоне (контурное взрывание)
· Искусственное и предварительное осушение уступов и участков бортов карьеров
· Если склонность к оползням обнаружена в процессе эксплуатации, необходимо 1)внести коррективы, т.е. сделать корректировку проекта, и осуществить в нем меры безопасности; 2) при обнаружении на карьере признаков сближения работы должны быть прекращены, а оборудования и люди отведены на безопасное расстояние. Возобновление горных работ возможно только после составления спец. проекта, утвержденного нанимателем.
20.Меры безопасности при работе транспортно-отвальных мостов и отвалообразователей .
Транспортно-отвальные мосты и консольные отвалообразователи должны иметь исправно действующие приборы для непрерывного автоматического измерения скорости и направления ветра, сблокированные с аварийным сигналом и системой управления ходовыми механизмами отвалообразователей, а также контрольно-измерительные приборы, концевые выключатели, сигнальные и переговорные устройства. Кроме автоматически действующих тормозных устройств ходовые тележки должны иметь исправные ручные тормоза.
Во время ремонта транспортно-отвального моста запрещается одновременная разборка ручных и автоматических тормозных устройств.
Все контргрузы, расположенные вблизи дорог и проходов, должны быть ограждены.
Все конвейерные линии транспортно-отвальных мостов и отвалообразователей должны иметь с двух сторон огражденные площадки для обслуживания конвейеров.
Ширина проходов вдоль конвейеров должна быть не менее 700 мм.
Во время грозы, в туман и метель при видимости до 25 м, а также при ливневом дожде, влажном и сильном снегопаде передвижение и работа транспортно-отвального моста запрещается.
Не допускается приближение транспортно-отвального моста к строениям или горно-транспортному оборудованию, в том числе и при разминовках, на расстояние менее 1 м. Запрещается работа транспортно-отвального моста над работающим горно-транспортным оборудованием.
Запрещается эксплуатация мостовых путей на обводненных уступах карьера.
При передвижении отвалообразователя с шагающим и шагающе-рельсовым ходом проезд транспорта, машин и механизмов, а также проход людей под консолью запрещается.
Расстояние между концом отвальной консоли транспортно-отвального моста и гребнем отвала должно быть не менее 3 м; у консольных ленточных отвалообразователей с периодическим перемещением эта величина должна составлять не менее 1,5 м.
При появлении признаков сползания отвала транспортно-отвальный мост должен быть выведен из опасной зоны.
Переход отвальной опоры транспортно-отвального моста через дренажные штреки должен осуществляться в соответствии со специальным паспортом, утвержденным нанимателем.
Противопожарная защита комплекса транспортно-отвального моста должна осуществляться по утвержденной нанимателем инструкции, содержащей конкретные противопожарные мероприятия, а также определяющей количество средств пожаротушения и места их хранения.