При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы рукава не имели резких перегибов, не допускать прокладки рукавов по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами или химикатами.
Прокладка рукавных линий по улице, дороге, двору, должна производиться по возможности вне проезжей части, а через железнодорожные или трамвайные пути - под рельсами между шпалами. В местах движения автотранспорта рукава должны защищаться рукавными мостиками. При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы рукавов, следует использовать рукавное колено (седло).
Запрещается сбрасывать на рукавные линии части разбираемых конструкций, а также сбрасывать рукава с крыш и верхних этажей зданий.
Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. Запрещается резко повышать давление в насосе, а также резко перекрывать ствол.
При возникновении течи в рукаве она должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов.
После окончания тушения пожара при сборке рукавов зажимы снимают, а место течи отмечают химическим карандашом.
В зимнее время после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из рукавов. Вмерзшие в лед рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из коммы, смачиваемой горячей водой. Перед складыванием рукавов места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания рукавов сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку рукавов надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или на санях с подсанками, укладывая рукава во всю длину.
|
Испытания напорных рукавов, находящихся в эксплуатации проводятся после каждого применения, но не реже одного раза в 6 месяцев. Напорные рукава испытывают на герметичность под давлением так же после ремонта или по истечении гарантийного срока хранения, указанного в эксплуатационной документации.
Напорные рукава из натуральных волокон (льняные и льноджутовые) перед испытаниями заполняют водой под давлением от 0,2 (2) до 0,4 (4) МПа (кг/см2) и выдерживают в течение 5 минут. Данные напорные рукава под испытательным давлением после намокания льняных нитей каркаса не должны иметь свищей, кроме пылевидных.
При гидравлическом испытании напорный рукав или линия из напорных рукавов присоединяется к насосу с манометром. На другой конец напорного рукава или линии присоединяется перекрывной пожарный ствол или трехходовое разветвление. В соединениях между испытываемыми рукавами и применяемой арматурой должна быть обеспечена герметичность. После удаления воздуха и заполнения линии водой, постепенно поднимают давление воды в напорном рукаве до испытательного. Под этим давлением держат линию в течение времени необходимого для осмотра напорного рукава (линии из напорных рукавов) по всей длине и соединений в месте навязки их на пожарные соединительные головки. Появление свищей и капель воды не допускается (исключение составляют перколированные напорные рукава). Результаты испытания заносятся в формуляр напорного рукава.
|
Учет наличия и состояния рукавов ведется на рукавной базе (посту) и в пожарной части. При отсутствии в гарнизоне рукавной базы - только в пожарной части.
Документами для учета наличия рукавов, их состояния и списания являются:
- паспорт рукава,
- ведомость состояния рукавного хозяйства,
- акт на списание рукавов,
- суточная ведомость движения рукавов;
- контрольный лист движения рукавов при обслуживании.
Рукавная база (пост) и (или) пожарная часть заполняют ведомость состояния рукавного хозяйства два раза в год.
Рукава, вышедшие из строя или получившие повреждения на пожарах и учениях, регистрируются в книге службы части. Не позднее 10 дней после обнаружения неисправности они вместе с паспортами направляются на ремонт.
Испытания рукавов в пожарной части проводит начальник караула, отвечающий за рукавное хозяйство. Он же заносит результаты испытаний в паспорт рукава.
Списание рукавов осуществляется комиссией, назначенной приказом начальника УГПС. При списании составляется акт, в кот. указывается причина выхода из строя, диаметр и номер, дата изготовления и т.д.
Основанием для списания рукава является неудовлетворительный результат гидравлических испытаний после трехкратного ремонта (рукав после ремонта не выдержал испытаний, вновь отремонтирован и испытан, еще раз отремонтирован). Для рукавов, вышедших из строя на пожаре и признанных неремонтопригодными, указывается дата пожара, адрес и обстоятельства повреждения. К акту прилагаются паспорта на списываемые рукава.