Анализ прибыльности и рентабельности предприятия




 

Экономическая деятельность предприятия предполагает существенные затраты. Эти затраты можно подразделить на группы. Итак это:

1)Расходы, связанные с производством и реализацией продукции.

2)Затраты на расширение воспроизводства основных фондов

3)Операционные расходы.

 

Затраты на право и реализацию продукции связаны с использованием в процессе производства сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой зарплаты, амортизационных отчислений и т.д. Затраты данной группы возвратятся в оборот предприятия в виде выручки от реализации продукции. Еще одной отличительной их чертой является то, что они составляют себестоимость продукции которая может быть произвольной(включая только расходы на производство)и полной(включает также расходы, связанные с реализацией).

Полная себестоимость реализуемой продукции исчисляется по формуле:

Сп=Спр+Вр, где

Спр - произвольная себестоимость,

Вр - непроизводственные расходы.

 

Рассмотрим значения этого показателя для изучаемого предприятия.

 

Таблица 3.1 Себестоимости продукции:

Показатель        
Полная себестоимость (лей)        
Удельный вес полной себестоимости продукции (%)        

 

Смотря внимательно на таблицу себестоимости предприятия, нельзя не заметить что в 1994 году себестоимость продукции резко возросла как в абсолютном(с 11347813 до 54067863 лей),так и в относительном выражении(ее удельный вес в стоимости продукции увеличился по сравнению с предыдущим годом на 30 процентов).В 1995 году рост показателей был незначительным, но наметилась тенденция увеличения полной себестоимости продукции в 1996 году(с 85993238 до 138428359).Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что доходность данного предприятия в последние 3 года уменьшилась и существует необходимость снижения себестоимости.

Одним из основных видов доходов предприятия является выручка от реализации продукции, которая представляет собой сумму денежных средств, получаемую за отгруженную продукцию. Так как рассматриваемое нами предприятие использует безналичную форму расчетов, то продукция считается реализованной с момента поступления денег на расчетный счет. Часть выручки направляется на возмещение материальных затрат, а остальная представляет собой валовый доход, используемый для выплаты зарплаты отчисления на социальное страхование. Остаток выручки образует прибыль от реализации продукции, являющейся одной из составных частей балансовой прибыли. Балансовая прибыль помимо результата от реализации продукции включает в себя результат от реализации основных фондов и прочей реализации. Из нее осуществляются платежи в бюджет. После того как все выплаты из прибыли были осуществлены, получаем чистую прибыль которая остается в распоряжении предприятия и может использоваться для выплаты дивидендов или для осуществления капитальных вложений. Остающаяся после этого прибыль называется нераспределенной.

Рассмотрим значения вышеперечисленных показателей полученных на изучаемом предприятии, приведенные в таблице ”Анализ финансовых результатов”

 

Таблица 3.2 Анализ финансовых результатов (лей):

Показатели        
Выручка от реализации продукции        
НДС        
Акцизы        
Себестоимость        
Результат от реализации        
Прочие доходы        
Прочие расходы        
Балансовая прибыль        
Платежи в бюджет        
Чистая прибыль        

 

Исходя из данных таблицы можно заметить что выручка от реализации продукции на протяжении всех четырех лет возрастала.

В 1996 году по сравнению с 1993годом она выросла в 4 раза. На данном предприятии прочие доходы и расходы формируются за счет сырых табаков, операций с тарой и дивидендов,полученных от акций банка. Показатель ”Прочие доходы” в 1993 году является самым высоким по сравнению с остальными годами, за счет увеличения цен на возвратную тару.

Рассматривая показатели балансовой и чистой прибыли можно сделать вывод, что валовая прибыль в 1996 году по сравнению с 1993 годом возросла в 1,7 раза, а чистая в 1,6 раз, что свидетельствует об увеличении платежей в бюджет.

Таким образом мы проанализировали динамику финансовых резервов предприятия. Для оценки прибыльности рассмотрим группу показателей рентабельности среди которых можно выделить следующие, приведенные в таблице, где приведены показатели рентабельности предприятия.

 

Таблица 3.3. Показатели рентабельности предприятия (лей)

Показатели        
Рентабельность продукции 0,3 0,2 0,2 0,16
Рентабельность осн. деятельности 1,5 0,4 0,3 0,23
Рентабельность осн. капитала   0,2 0,14 0,2
Рентабельность собственного капитала 0,9 0,2 0,2 0,4

 

Рентабельность предприятия рассчитывается по следующей формуле:

 

Рп = прибыль/выручка от реализации продукции

 

Этот показатель показывает сколько в среднем прибыли приносит предприятию каждый лей реализованной продукции, поэтому исходя из полученных данных можно сказать, что наибольшую прибыль предприятие обеспечивало в 1993 году, когда на 1лей реальной продукции приходилось 30 бань. Затем рентабельность уменьшается, что связано с тем что себестоимость реальной продукции растет быстрее, чем выручка от реализации.

Рентабельность основной деятельности предприятия рассчитывается по формуле:

 

Род = прибыль от реализации предприятия/затраты на производство и реализацию.

 

Этот показатель дает информацию о том сколько прибыли получает предприятие в расчете на 1 лей затрат, связанных с производством и реализацией продукции. При рассмотрении его в динамике можно заметить, что наибольшая рентабельность основной деятельности предприятия была в 1993, когда она составляла 1,5 лея на 1 лей затрат.

Начиная с 1994 года рентабельность основной деятельности уменьшается, и в 1996 году составляет 23 бань на 1 лей реальной продукции. Это объясняется ростом затрат на производство продукции, которая по сравнению с 1993 годом увеличилась в 12 раз. Основная причина опережающего роста затрат по сравнению с объемом реальной продукции связана с резким увеличением стоимости сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, а также амортизации.

Рентабельность основного капитала может быть рассчитана по формуле:

 

Рок = чистая прибыль/хозяйственные средства.

 

Как и при рассматривании предыдущих показателей можем заметить, что наибольшая рентабельность приходится на 1993 год, когда она составляла 90 бань на 1 лей имеющихся в распоряжении предприятия хоз. средств. Затем данный показатель начал снижаться и происходило это снижение до 1995года,в результате чего рентабельность уменьшилась в 4,5 раза.

Основные причины этого явления являются неравномерный рост чистой прибыли в 1,25 раза и хоз. средств в 5,2 раза.

В 1996 году рентабельность увеличилась по сравнению с 1995 годом на 20 бань за счет увеличения чистой прибыли с 14082692 лея до 21522252 (т.е. в 1,5 раза).

Наибольшее значение данного показателя предприятия свидетельствует о неэффективном использовании основного капитала предприятия. Наиболее эффективна использовался собственный капитал предприятия в 1993 году, когда его рентабельность составила 90%.Затем произошло уменьшение значения данного показателя и продлилось это снижение до 1995 года, когда он составил 20%. Главной причиной спада данного показателя является увеличение затрат на производство и реализацию продукции. В 1996 году рентабельность увеличилась до 40%, в следствии увеличения прибыли.

В результате анализа динамики показателя рентабельности можно сделать следующие выводы:

1) На протяжении рассматриваемого периода работа предприятия была наиболее рентабельной в 1993 году, когда были зафиксированы наибольшие значения показателей рентабельности.

2) В1994-1995 годы характеризовался идентичностью в показателях рентабельности продукции и основного капитала.

3) В1996 году происходит незначительная стабилизация рентабельности собственного капитала и основного капитала а по остальным двум показателям рентабельности отмечается спад рентабельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: